Транслирование опыта работы
методическая разработка

Шишкина Галина Михайловна

Транслирование опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка»

МАСТЕР – КЛАСС

НА ТЕМУ

«ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                        Музыкальный руководитель  

Шишкина Г.М.

                                         г. Мегион

                                   2019 г.

 Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.

В игре ребёнок приближается к решению сложных задач и жизненных проблем. Поэтому игра так важна для ребенка. Познавательный момент, возникающий в процессе игры, является основой возникновения стимула к учёбе, к познанию.  Игра должна приносить удовольствие ребёнку, носить творческий и импровизационный характер, быть насыщенной эмоционально.

     Игра  снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно, когда дети зачастую перегружены различными видами деятельности или в силу своих  физиологических особенностей очень устают.  

Чем младше ребёнок, тем большую роль берёт на себя педагог. Это необходимое условие для использования игры в качестве формы обучения.

Педагогическая игра обладает отличительным признаком - чётко поставленной целью обучения  и соответствующим ей педагогическим результатом. Должны быть чёткие правила, сформулированные педагогом. Необходимо так же учитывать и возрастные особенности детей.

Игровые приёмы - это средство повышения активности детей.

Игровые приёмы:

- внезапное появление объектов, игрушек, (мяч, музыкальные инструменты,  мягкая игрушка и т.д.). Оно вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик, являясь залогом познания окружающего мира.

Например, Мишка  пришёл на концерт и хочет послушать песенку. Затем он говорит спасибо и даёт оценку исполнению этой песенки.

- загадывание загадок; чтение стихов;

- введение элементов соревнования (для старших дошкольников);

- создание игровой ситуации.

Приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми. Для того чтобы занятие проходило интересно, нужно постоянно менять приёмы. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей.

Использование игровых приемов в обучении музыкально - ритмическим движениям.

    Одним из видов музыкальной деятельности являются музыкально-ритмические  движения. На занятиях  значительная  часть  времени  отводится  разучиванию  различных движений  под  музыку.  Дети   учатся   ускорять   и   замедлять   движения, непринужденно   двигаться   в   соответствии   с   музыкальными    образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

    В процессе систематических занятий по  движению  у  ребят  развивается

музыкально-слуховое восприятие. Дети постепенно вслушиваются  в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

    Детям младшего возраста свойственны  подражательные  движения.  

Поэтому для  них   желательно   использовать   в   игровых   ситуациях разнообразные  игрушки,  с  помощью  которых   можно   побуждать   детей   к выполнению несложных действий под музыку или имитировать движения животных.

   1.Игра - «Знакомство»  на мелодию песни «Встаньте дети» (Добрый жук) (проводится обычно в начале учебного года).  Обыграть «На лесной полянке» по очереди дети идут как зайцы, лисы, медведи.

2.Упражнение с клависами «Ножки» - ритмическая разминка. Развивать чувство ритма у детей, используя различные предметы. Палочки мы превратили в ножки и дружно побежали по дорожке.

3.Упражнение на развитие голоса и звуковысотного слуха. На звук «И» и «О»

 4. «Эхо, отзовись!» - попевка   Дети должны представить, что они в лесу. Они - эхо. Педагог поёт то громко, то тихо (f и p). Ребята должны точно  повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к  пению a capella, развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.

5. «Вопрос - ответ».  «Слово на ладошке» Педагог, пропевает, мальчики за ним повторяют, затем девочки, или 1 ряд детей и 2 ряд детей (соревнование).

Ту же игру можно использовать на развитие чувства ритма. Ребята хлопают основной ритм, чередуя разные ритмические рисунки. При исполнении песен большое значение имеет также верная передача ритма. Для этого при разучивании песни обращаю внимание детей на ритмические особенности мелодии. Можно прохлопать ритмический рисунок, простучать по барабану или выложить длительность звуков с помощью карточек.

Приём создания игровой ситуации. Он направлен на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-либо, например взрослому, педагогу).    «Я забыла».  Нужно помочь педагогу продолжить  песню, гамму (проверка знаний нотного материала).

           Во  время  слушания  музыки  с  детьми  младшего  дошкольного   возраста можно использовать игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.  Все это способствует лучшему  восприятию  материала,  его  осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда  могут  спрятаться  игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые  песни.  Дети  по звучанию  музыки должны определить, кто находится в мешочке, или достают из мешочка игрушку и слушают пьесу.

   Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор

 с игрушкой, проявляют внимание и устойчивый интерес к слушанию музыки.

Используя навыки работы с компьютером, подбираются различного рода картинки, фотографии, видеоролики. Их можно демонстрировать во время звучания музыки. Тогда содержание песни или музыкального произведения становится более понятным и близким для детей.

Для более, лучшего восприятия, и запоминания песен есть инновационная технология – презентация песни, когда одновременно со звучанием песни на экране ноутбука демонстрируется слайд-шоу. Для самых маленьких – презентации песен «Маленький ёжик», «Какого цвета лета» и т.д.

Использование игровых приемов в процессе  обучения пению.        

    Развитие  певческих  навыков  является  одной  из основных задач   музыкального воспитания в детском саду.        

    Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают  научить детей петь выразительно, непринужденно,  учат  брать  дыхание  между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

    Занятия с малышами чаще стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если на занятиях  зайчик,  то  можно прочитать стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет,  убегает  от  лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку,  играет  на  каком-либо  инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия  он  обязательно  играет  с детьми в догонялки,  прятки. Если накануне прошёл дождь, то можно спеть о нём песенку, где ребята с удовольствием подпоют окончания строчек «кап-кап-кап». Чередовать слушание на фортепиано и оркестровое звучание, красочность   звучания   оркестрового   исполнения   знакомых   произведений более эмоционально воздействуют на ребят.

6. ПЕСНЯ  «У жирафа». Письмо из зоопарка пришло. Жираф, слон и зебра загрустили, солнышко зимой мало, им жителям жарких стран у нас холодно. Ребята, давайте их согреем своей песенкой и пригласим котенка послушать, как мы учим песни.

7. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  с карточками  «Песня, танец, марш»

Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Одной из интереснейших форм занятий, состоящих из дидактических игр, является игра-путешествие (по Музыкальной стране, по песне, по музыкальной сказке, по Стране музыкальных инструментов и т.д.). Она рассчитана на целое занятие. Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить и тематический и сюжетный характер.

На тематических играх всегда принимают участие, какие- либо персонажи: Королева  Тоника, Фея музыки или Старуха Какофония, которая вносит беспорядок в чистое звучание и т.д.  Дети уже с первых минут погружаются в игру.

 8. ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.         

Позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами.

Загадки о нотах, музыкальных инструментах и найди их на столе. Игра  может быть и командной (1 ряд, затем 2 ряд отгадывает)

  * * *

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит-

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

 * * *

Он легко, легко звенит

Всех собою веселит

Динь - дон, динь – дон

Полюбился людям он. (Колокольчик)

 * * *

Палочкой железной тронь

Раздаётся тихий звон.

Знает взрослый, знает школьник

Так звучит наш…(треугольник)

* * *

За обедом суп едят,

К вечеру  «заговорят»

Деревянные девчонки

Музыкальные сестрёнки

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких (ложках).

8. Раздаются музыкальные инструменты. Под сопровождение фортепиано звучит оркестр.

9. Танец «У жирафа».   Музыкально - ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение  элементам  танцевальных  движений  осуществляется в сочетании с музыкальными играми «Танцуй, как я», «Зеркало»  и творческими заданиями.

Таким образом, в доступной  игровой  форме  у  детей  развиваются  музыкальные способности. В игре  дети   быстрее  усваивают   требования  программы  по  развитию певческих  и  музыкально-ритмических  навыков,  в  области  слушания музыки. Систематическое применение игровых моментов вызывает у  детей  активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому  овладению детьми музыкальным материалом.

Литература:

Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. –  Ярославль, 2007.

Матвиенко Е.Ю. Веселые кубики. // Музыкальный руководитель 5/2008.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. – М., 2004.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

транслирование опыта работы по самообразованию

Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

Транслирование опыта работы

Активно транслирую опыт своей педагогической деятельности:►опубликовала на сайте «Талант.рус» авторскую работу «Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные...

Транслирование опыта работы

Материалы к пункту 3.5....