Детское экспериментирование
статья

Детское экспериментирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование

Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Детское экспериментирование является одним из ведущим видом деятельности.

Детское экспериментирование - активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста

без помощи взрослого и даже вопреки его запретам (Н.Н. Поддьяков).

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дошкольникам присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование у него бережного отношения к окружающему миру.

Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод.

У детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы, пытаться самостоятельно на них отвечать, проявлять инициативу, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.

Экспериментирование является важным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе является развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, художественной, трудовой деятельности, экспериментировании), при ознакомлении с различными областями действительности, в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Основными средствами, определяющими развитие у детей умственных способностей, являются наглядные модели.

В группах детского сада необходимо создавать лаборатории, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.

Старший дошкольный возраст - один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов неживой природы, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: занятия, беседы познавательно-эвристического характера, знаково - изобразительные средства, лабораторные работы, аудио и видео записи, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, целевые прогулки, работа в уголках природы, экологическая тропа, праздники, развлечения.

Формы фиксации опытов и экспериментов: календарь погоды, дневники наблюдений, составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении), сравнение с уже известными детям объектами, иллюстрации, фотографии, схематические зарисовки, натуральные объекты, использование условных знаков, планы-схемы, подсчет количества объектов.

Примерный алгоритм проведения экспериментирования: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и связи, сопоставлять различные факторы, выдвигать гипотезы и предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать вывод.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории, способствуют

овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий,

обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта укреплению исследовательского поведения.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

Список литературы

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет. Воронеж, 2004 г.
  2. Колпакова О.В. «Занимательная биология» Издательство: «Белый город», 2013г.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. Учебное пособие. - М., 2001 
  4. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  5. «Большая энциклопедия знаний» - М: Эксмо, 2011г.
  6. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...