Использование иллюстраций и картинок в занятиях и приёмы привлечения внимания детей трех-четырех лет
статья (младшая группа)

Исследования показали, что наличие иллюстраций значительно улучшает восприятие текста детьми и вдвое увеличивает его понимание. Не нужно жалеть времени на ознакомление с иллюстрациями, даже если их просмотр, анализ и обсуждение занимают больше времени, чем чтение.Крупные, яркие, красивые иллюстрации делают знакомство с книгой более увлекательным и захватывающим для детей. Чтение не должно восприниматься как унылая рутина, иначе любовь к литературе привить будет сложно.Итак, картинки в детских книгах улучшают восприятие текста и формируют позитивное отношение к чтению. Таково их основное назначение. Но этим их польза не ограничивается. Картинки в книгах — это прекрасный развивающий материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование иллюстраций и картинок в занятиях  и приёмы привлечения внимания  детей трех-четырех лет.

                                                                                                                       Малявко Надежда Вячеславовна

                                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                                       ГБДОУ детский сад № 8,

                                                                                                                       Выборгского района,

                                                                                                                       г Санкт-Петербург

Рассматривая картинки, дети почти всегда выражают вслух свое отношение к изображаемому.  В очень редких случаях малыши смотрят картинки молча. Воспитатели должны поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогать  лучше  понять  содержание картинок, а главное – высказывать по поводу этого содержания. Какие картинки следует давать детям трех – четырех лет? Прежде всего картинки с изображением тех предметов, которые окружают ребенка, но название которых он еще или не знает, или знает, но произносит плохо. Кроме  того, следует показывать картинки с изображением знакомых ребенку животных, а также отдельных сценок из детской жизни. Картинки должны быть художественными; предметы изображены на них ясно, четко, без лишних деталей. Наряду с отдельными картинками большой любовью малышей пользуется книжки-картинки. Основное место в этих картинках отводится картинке; в некоторых из них под картинкой имеется стихотворная подпись. Подписи к книжкам – картинкам написаны нашими лучшими поэтами: С. Маршаком, С. Михалковым, А. Барто, К.Чуковским. Во многих книжках- картинках составителями использованы прекрасные произведения народного творчества.   Обычно предметы, изображенные на картинке, воспринимаются маленькими детьми, как реально существующие, которые им хочется потрогать, погладить, взять; дети разговаривают с нарисованной кошкой, пытаются сорвать цветок, подудеть в рожок автомобиля. Рассматривание же картинок с изображением детей вызывает нередко подражание героям книги. Книжка – картинка «Машенька» (стихи А. Барто) дает яркий , живой образ маленького ребенка. Каждый малыш воспринимает ее, как книгу  про  самого себя. Вот Машенька только , что сама встала на ножки. Она видит ( а вместе с ней и дети, рассматривающие иллюстрацию) свои игрушки: рыбку, попугая, куклу, мяч. Воспитатель предлагает ребенку показать Машенькины игрушки и назвать их. Затем вместе с Машенькой дети, как бы подходят к зеркалу.

Потянулась Машенька

К зеркалу рукой

Удивилась Машенька:

«Кто же там такой?»

Рассматривая одну картинку за другой, ребенок под руководством воспитателя показывает и называет кошку, мишку, матрешку, диван, стол и т.д. Для пополнения и уточнения словаря детей очень хорошо использовать книжки-картинки с иллюстрациями. Книжка – картинка  «Игрушки» ( стихи А. Барто) стала любимой книгой малышей. В ней маленький ребенок  с радостью узнает знакомые игрушки и с интересом рассматривает  те, которых у него еще нет, но которые будут. Иллюстрации дают ребенку простор для развития воображения, развития речи. Вот картинка, где изображен мишка, про него написано:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу-

Все равно ег не брошу,

Потому что он хороший.

Воспитатель помогает ребенку увидеть  в иллюстрации совпадение  с содержанием текста, и то, что его дополняет. Рассматривая с детьми иллюстрации, в которых художник рисунком обогащает текст, воспитатель может дать толчок развитию детского воображения. Рисунки книжке –картинке « Машенька» способствует и развитию речи и развитию воображения. Вот на примере иллюстрации  « Машенька с куклой» , воспитатель показывает этот рисунок ребенку  и поясняет : « Машенька своей дочке говорит: « Это собака (покажи собаку), это щенок, это кошечка» Затем воспитатель спрашивает: « О чем кошка, по – твоему,  попросила Машеньку?»  Ребенок, подумав, отвечает: « Кошка просит: « Машенька, Машенька, дай мне молока».

Рассматривая следующую картинку, воспитатель говорит: « Споем вместе с Машенькой песенку её дочке, чтобы она скорее уснула». И ребенок вместе с воспитателем поёт: «Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай».

На  следующей страничке, где нарисована спящая Машенька, воспитатель предлагает  вспомнить песенку про Машеньку.

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка,

Спи, дочурка сладко!

Такими приёмами воспитатель развивает и речь, и воображение, и память ребёнка.

А так же чтобы привлечь внимание ребёнка к книжке –картинке, необходимо учитывать некоторые особенности детского восприятия. Так, многие дошкольники неправильно воспринимают перспективное изображение предметов, передачу движения в рисунке.

Характер реагирования на картинку определяется её содержанием и теми художественными средствами, какими она воздействует на ребёнка.

Один из приемов , при помощи которого можно заинтересовать маленького ребенка картинкой, это мысленно поставить его на место того ребёнка, который нарисован: малыши любят рассказы о них самих.

Например, на картинке к стихотворению «Погремушка» А. Барто, изображён мальчик  сидящий на мягком красном  коврике и с погремушкой в руках.

Воспитатель , показывает эту картинку , спрашивает  у ребёнка: « Как зовут мальчика Андрюшка или Ваня?» - « Андрюшка» , отвечает ребёнок. А посмотри, как красиво мама нарядила мама  Андрюшу: у него рубашечка белая с зелеными горошинами, штанишки разноцветные и погремушка в руках. Окружают Андрюшку много  игрушек: уточки, мишки, машинки. Ребёнок становится героем интересного для него события, и он с увлечение  сам потом рассказывает про Андрюшу.

В книжке – картинке  «Каравай»  А. Барто, помещены прекрасные детские стихи- игралки,   чтение которых обычно сопровождается действиями ребёнка. Картинки к этим стихам обычно художником выполнены очень выразительно и динамичны; они повышают интерес к тексту притягательной силой живописных изображений. Воспитатель, показывая ребёнку картинки, учит его, как можно играть в соответствии с текстом того или иного стихотворения. Вот, на пример,  стихотворение « Воробей» А. Барто. В нем рассказывается о воробушке, о его действии и настроении. Воспитатель прочитывает стихотворение, а потом показывает ребёнку иллюстрации, дополняя их вопросами. При рассмотрении картинки ребёнок очень часто говорит не о том, что он видит, а о том, что он в связи с изображением вспомнил. Привнесение личного опыта может играть в известной  мере  положительную роль: у ребенка появляется потребность высказаться, рассказать о своих наблюдениях,  впечатлениях. В таких случаях воспитатель постепенно приучает ребёнка называть предметы, нарисованные на картинке и рассказывать о них.  Воспитатель  показывая картинку ребёнку, называет всё на изображённое, описывает, рассказывает. Она направляет внимание ребёнка  и стимулирует его к высказыванию. Чем чаще дети слышат обращенную к ним понятную речь, опирающуюся на их восприятие, тем быстрее и органичнее развивается их собственная активная речь. Воспитатель рекомендует при рассмотрении картинок с маленькими детьми вводить своеобразную игру для развития детской наблюдательности и речи.

Вот пример: Предложить ребёнку картинку  на которой изображен мальчик на берегу реки с удочкой в руках.

Воспитатель: Скажи пожалуйста, что ты видишь га этой картинке?

Ребёнок:  Мальчик, ведро, палка.

Воспитатель: А ещё, что?

Ребёнок : Ничего.

Воспитатель: А вот я вижу траву.

Ребёнок: Деревья, кусты, листья.

Воспитатель: Еще, что?

Ребёнок: Больше ничего.

Воспитатель: А я вижу на мальчике синюю рубашку.

Ребёнок: Шорты, кепка, сандалии.

Воспитатель: Больше ничего не видишь?

Ребёнок: Ничего.

Воспитатель: А я вижу удочку.

Ребёнок: Палка, верёвка, такая штука плавает…

В процессе такой игры воспитатель своими вопросами вовлекает ребёнка в соревнование, побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Когда ребёнок заявляет, что он  больше ничего  не видит, воспитатель говорит ему: « А вот я вижу траву», и тем самым подсказывает ребёнку, что еще можно рассмотреть на картинке. Под влиянием речи воспитателя ребёнок постепенно учится всматриваться в картинку и правильно называть предметы  нарисованные на картинке.

Так же очень хорошо использовать в занятиях с малоразговорчивыми детьми и другие игры с картинками.

Например :

Первая игра « Найди и принеси» проводится так.  На столе неподалёку  от которого сидят дети, выставляются картинки. Ребёнку предлагается подойти к столу, найти и принести определенную картинку, названную воспитателем. Затем воспитатель спрашивает, что нарисовано на картинке, и ребёнок рассказывает.

 Вторая игра «Прятки» самая любимая игра детей. Воспитатель прячет картинки с изображением по разным местам. Ребёнок ищет, приносит найденную картинку и говорит, что на ней изображено.

Эти игры способствуют закреплению связи между предметами и словами, умению находить предмет и называть его.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость развивающих игр для детей трех-четырех лет.

В статье даны рекомендации по проведению игр с детьми в возрасте трех-четырех лет, а так же рассказывается о том? какую важную роль они играют в развитии дошкольников....

Адаптация детей трех - четырех лет к условиям детского сада

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит л...

Адаптация ребенка трех-четырех лет к детскому саду

В статье даны рекомендации родителям и воспитателям по вопросу адаптации ребенка к детскому саду....

Обучение грамоте детей трех-четырех лет

«Обучение грамоте детей трех-четырех лет»....

« Бумажная пластика для детей трех - четырех лет»

Занятия по аппликации из бумажных салфеток являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольн...

Развитие правильной речи ребенка трех. четырех лет

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...

Воспитание правильного звукопроизношения у детей трех – четырех лет

предлагаются упражнения для развития артикуляционного аппарата...