Развивающие технологии в образовании дошкольников
статья

Крыштоп Елена Владимировна

     В настоящее время развитие дошкольного образования идёт в направлении личностного здоровье сбережения детей: не угасает интерес к формированию личности ребёнка в соответствии с требованиями времени и его индивидуальностью - в связи с чем предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса в дошкольном образова тельном учреждении, направленные на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольника.

     Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования- принцип интеграции образовательных областей. Интеграция- целостное явление, объединяющее образовательные области, виды деятельности, приёмы, методы в единую систему, в дошкольном образовании является ведущим средством организации образовательного процесса. Приоритетной формой организации образовательного процесса становится не занятие, а совместная со взрослым деятельность детей в течение всего времени пребывания их в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_tehnologii_v_sovremennom_obrazovanii.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

                Современные технологии развития в образовании

                дошкольников.

                                                              Подготовила Крыштоп Е.В.,

                                                             Воспитатель МБДОУ ЦРР

                                                            «Ромашка», г. Таганрог

           

.

В настоящее время развитие дошкольного образования идет в направлении личностного здоровье сбережения детей: не угасает интерес к формированию личности ребенка в соответствии с требованиями времени и его индивидуальностью - в связи с чем предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), направленные на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования - принцип интеграции образовательных областей. Интеграция - целостное явление, объединяющее образовательные области, виды деятельности, приёмы, методы в единую систему и выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса Приоритетной формой организации образовательного процесса становится не занятие, а совместная со взрослым деятельность детей в течение всего времени пребывания их в образовательном учреждении.

В основной Образовательной программе дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен проводиться с учетом взаимопроникновения образовательных областей в соответствии с их спецификой и психическими особенностями детей дошкольного возраста. Принцип интеграции относится к инновационным, поэтому сотрудники дошкольных образовательных учреждений перестраивают образовательную деятельность на основе объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, что, в свою очередь, обеспечивает формирование интегральных качеств личности дошкольника.

Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями. С учетом возрастных особенностей дошкольников, интегрируя образовательные области, например, речевую и художественную, математическую и музыкальную, и их вместе, воспитатель дает возможность ребенку узнавать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, посредством включения всех его репрезентативных систем восприятия мира. Это способствует когнитивно- эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном учреждении диктуется законами психофизиологии. Заворина Н.Ю указывает, что использование интеграции в дошкольном учреждении объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики; происходит быстрое физическое развитие [7].

В дошкольной педагогике проблема взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и интегрированного подходов занимались ещё Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова [1; 2; 3;], Например, Т.С. Комарова рассматривала интеграцию как форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности детей По ее мнению, в интеграции один вид искусства выступает доминирующим, а другой - сопутствующим

Помнению А Ф. Яфальян, быстрое развитие ребенка обеспечивают целостное и сверхчувствительное восприятие мира [6] Именно голографичность и субсенсорностъ позволяют дошкольнику осваивать мир в короткие сроки, за 4-5 лет пройти этапы развития человечества Высокая чувствительность, целостность восприятия мира позволяют ребенку более полно и точно познавать человеческий опыт. Принцип интеграции позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и дает возможность целостно воспринимать окружающий мир.

Подводя итог, следует констатировать, что в интегративном взаимодействии педагога и воспитанника для обучения второго соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

                                     Литература:

  1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2.  Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3.  Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  4.   Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. М., 2007.
  5.  Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в образовании дошкольников

В данной презентации рассматриваются методы активизации детей. Технология дает возможности реализовать функции воспитателя как оганизатора детской продуктивной деятельности:  источника информации...

Обзор современных инновационных технологий в образовании дошкольников

В условиях образовательных реформ особое значение в пофессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на  введение различных  педагогических новшеста. Они охвати...

Реализация технологии экологического образования дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников

Система взаимодействия детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников....

Инновационные технологии экологического образования дошкольников .

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социал...

Роль и место информационно-коммуникационных технологий в образовании дошкольников

В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ »

Методическая разработка по применению технологии мнемотехники в обучении дошкольников , способствующей запоминанию изучаемого материала....

Консультация для родителей (законных представителей) «Развивающая технология «STEM - образование»»

В консультации родители познакомятся с развивающей технологией "STEM - образование"...