Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста
консультация

Капуста Ирина Алексеевна

В разработке описано, как применять в  работе с детьми дошкольного возраста дидактические игры. Эти игры можно использовать на занятиях и  в самостоятельной деятельности детей. Они помогают усвоению,закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx132.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 28

г.Яровое, Алтайского края

Консультация для педагогов

«Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста».

H:\С Р студио\САД28\МБДОУ ЦРР дс 28\МЧ 21\МЧ ДИД. ИГРА\small-children-playing-in-a-nursery-vector-23541049.jpg

Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

В работе с детьми дошкольного возраста следует уделять
особое внимание дидактическим играм. Эти игры можно использовать на занятиях и  в самостоятельной деятельности детей. Они помогают усвоению,закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дидактическая игра - сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью.

 Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не интересно детям, они утомляются и отвлекаются. Упражнение, которое проводиться в игровой форме, совсем по–другому воспринимается детьми. Они с интересом повторяют нужныедействия, слова.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками и  материалами (мячом, кубиком, шариками, цилиндрами и др.),  расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач игровых действий. В первые семь лет своей жизни ребёнок проходит большой путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями.

Игровые действия ребёнка 3-4 летнего возраста основаны на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром.

Дети в возрасте 4-5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развивается процесс запоминания. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач. Для пятого года жизни ребёнка целесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач.

 В 5-6 лет ребёнок смотрит на мир широкораскрытыми глазами. Ему всё интересно, его всё  манит и привлекает. Он постигает мир под девизом «Хочу всё знать!». Уровень развития мыслительных операций ребёнка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и взаимосвязи. Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно – образное мышление.

  1. Основные функции дидактической игры.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах это: игры-занятия и дидактические игры.

  В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, сочетающихся с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть.

  Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное)  и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Примером таких игр являются народные игры,  игра «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и др. Дети любят хорошо знакомые игры и с удовольствием в них играют.

  Если у ребят угасает интерес к игре (это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо придумать с детьми более сложные правила или расширить  вариативность игр.

  Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Воспитатель, как и все участники игры, получает карточку и выполняет задание, т.е. является равноправным участником игры.

  2. Стадии дидактической игры.

Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

  На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.  В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

  На третьей стадии ребенок проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий.

  Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

  Объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.

3. Основные виды дидактических игр.

  В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом).

- настольно-печатные игры.

- словесные игры.

Игры с предметами.

  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

  Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др. Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

  Настольно-печатные игры.

  Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Такими играми являются: «Подбери картинке пару», «Подбери картинки по общему признаку», «Отгадай, какую картинку спрятали», составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры.

  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

  С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его  учат. Примером таких игр служат игры: «Да-нет» (формирование умения выделять существенные признаки предметов, явлений), «Кто больше заметит небылиц?» (развитие у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения), «Назови одним слово» (развитие умения обобщать и классифицировать предметы по общим признакам), «Испорченный телефон» (развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора).

4. Структура дидактической игры.

  Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

  Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

  Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Дидактическая задача.

  Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно сформировать средствами этой игры.

  Например, игра «Магазин игрушек». Дидактическая задача: закрепить знание детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость активность.

  Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

  В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила.

  Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру напряженной, занимательной.

  Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Через правила игры и действия у детей формируют доброжелательность, корректность и выдержку.

Игровые действия.

Это способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).

 Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой

обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Познавательный опыт детей, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает

существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении

предметов, на расширение представлений об окружающем мире.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

Приложение 1

Памятка для педагогов ДОУ

«Методика организации дидактических игр».

  Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Подготовка к проведению дидактической игры:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.

- установление соответствия игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.

- определение удобного времени проведения игры (в процессе НОД или в свободное время).

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

- определение количества игроков.

- подготовка необходимого дидактического материала для игры.

- подготовка к игре самого воспитателя (изучение и осмысление хода игры, свое место в игре, методы руководства игрой).

- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом.

- объяснение хода и правил игры.

- показ игровых действий.

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

- подведение итогов игры.

Анализ проведенной игры.

 В ходе анализа игры выявляются приемы ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ помогает выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, поможет  правильно организовать индивидуальную работу с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством внедрения дидактических игр в современные техн...

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"...

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе...