«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
материал

Шолмова Нина Александровна

 «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Цель: изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.

Актуальность: В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас

- неумение согласовывать слова в предложении

- нарушение звукопроизношения

- плохое развитие связной речи

- несформированность психических процессов

- несовершенство различных видов мышления.

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности

Понятие «МНЕМОТЕХНИКА»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста стихотворения, а также от возраста ребенка. (упомянуть, что не больше 9??)

Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы работы над стихотворением: ?????

- Взрослый выразительно читает стихотворение.

- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем

еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. ????

- Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку

уяснить основную мысль.

- Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в

доступной для ребенка форме.

- Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет

ее с опорой на мнемотаблицу.

- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А сейчас, уважаемые родители, мы с вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.

Второе задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемотаблицу и (объяснить, почему вы выбрали те или иные символы. ???)

Подведение итогов.

Таким образом, при разучивании стихотворений с помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- развивается зрительная и слуховая память, внимание;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Разное.

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников к школьному обучению.

Благодарю вас за активное участие в проведении семинара-практикума и желаю успеха в воспитании детей.

Вопросы-ответы.

Рефлексия. Упражнение «Аплодисменты»

Мы с вами сегодня хорошо поработали.

И в завершении я предлагаю: посмотрите на свои ладони и представьте на одной Улыбку, на другой Радость. И чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....

Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений  с детьми дошкольного возраста"...