Педсовет по теме: "Экспериментирование в детском саду" в виде квеста. Практическая часть "Сказка о Садовницах и Потерянном опыте"
методическая разработка

Всё новое – это хорошо забытое старое. Вот и новомодная и загадочная игра, как квест – это игра с заданиями, спрятанными в местах, которые нужно найти с помощью подсказок, типа «В поисках сокровищ». Педсовет проведён в форме квеста в музыкальном зале детского сада, задания объединены общей темой экспериментирование в детском саду, с включением заданий на логику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая часть педсовета по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в форме квеста «Сказка о Садовницах и потерянном опыте».

План проведения квеста:

  1. Сказка «В поисках опыта».
  2. Объединение в команды разными способами:
  1. Геометрические фигуры
  2. Числа
  3. По цвету глаз/одежды/волос/найти у кого два уха
  4. Чудесный мешочек
  5. Пазлы
  1. Экспресс-вопросы
  2. Опыт «Оживи цветок».
  3. Перевернуть собранную картинку-пазл со словом «окно» с помощью 2 папок.
  4. Задание «Потерянные слова»
  5. Подсказка - загадка про стол
  6. Опыт «Невидимые чернила»
  7. собака и кошка: задание «Перевёртыши»
  8. подсказка Ребусы
  9. Металлофон и барабан – задание Верно-неверно
  10. Подсказка – загадка про стул №1 и стул №4
  11. Задание "Удивительные превращения"
  12. Подсказка про пианино и скамью
  13. На скамье и пианино опыт «Разбуди цвет»
  14. Найти такой цвет в помещении.
  15. Притча «Счастье».
  16. Рефлексия «Шесть шляп»

Сказка «В поисках опыта»

В большой вселенной, на голубой планете, среди 4 океанов, на краю большого континента, около чёрного-чёрного моря находился Сад.

Это был волшебный сад, потому что в нём растили не цветы и деревья, а детей. Бережно взращивали их Садовницы на плодородной почве из знаний и доброты, 4 раза в день подпитывали силы детей, не забывали укладывать спать, чтобы ребята росли сильными, добрыми и умными. Весь опыт записывался в зелёный Журнал. Но, однажды, налетел холодный ветер Перемен и унёс с собой и Журнал, и почти всю почву. Это был очень сильный и злой ветер, почти ураган, и во всём мире никто не смог укрыться от его холода. Садовницы старались защитить малышей, но, из-за отсутствия почвы, дети стали хилыми, потеряли интерес, доброжелательность и любознательность.

Загрустили тогда Садовницы, и от этой печали, потихоньку, стали сгорать их добрые сердца. Увидела это Фея мудрости, и послала Садовницам птичку китайскую, чтоб совет им передала. Совет звучал: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит а, главное, делает все сам.

Решение - простое, да выполнение сложное. Ведь зелёный Журнал с накопленным опытом ветер унёс. Только птичка китайская ещё совет дала: отправиться на поиски нового опыта, а подсказки помогут.

Появилась надежда у Садовниц, и решили они разделиться на команды и отправиться в путь.

Способы объединения в команды:

По геометрическим фигурам:

- своя геометрическая фигура (например, треугольник, круг, квадрат…)

- одинаковые фигуры, но разного цвета;

- одинаковые фигуры, разной величины;

Полоски бумаги:

  • разной длины, одинаковой ширины, одного цвета (по длине);
  • одной длины, но разной ширины (по ширине);
  • разной длины, ширины и цвета (по цвету).

По числам:

  • чётные - нечётные (пары);
  • счёт на три, четыре (на первый, второй рассчитайся);

Объединиться по цвету глаз/волос (провокационное задание – найти у кого два уха, нос).

Чудесный мешочек, по разным материалам (деревянные, металлические, пластмассовые и др.).

Разрезные картинки:

  • картинки оборудования (микроскоп и лупа), разрезанные на 8 частей; на обратной стороне написано окно1, окно 2 (на этих окнах находится задание №1).

1 задание-разминка: Экспресс – вопросы.

Сформированные команды идут к своим столам. Для сплочения команды по очереди задаются экспресс-вопросы, ответы должны быть также моментальными и краткими.

1 команда

  1. команда

#1063;то становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

3. Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (В гору, у зайца передние лапы короткие, задние – длинные, поэтому заяц бежит легко в гору, а с горы – кубарем)

4. Весной или летом цветет сирень? (Весной. Начало лета считается с отцветания сирени)

5. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

#1063;то может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

#1050;ак узнать о приближении дождя по муравейнику? (Муравьи прячутся и закрывают входы в муравейник)

4. Почему лед не тонет в воде?

(Лед плавает в воде, потому что он легче ее).

5. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

Только, прежде чем отправиться в путь, нужно оживить цветы.

Опыт. В саду цветы потеряли цвета. Если вспыхнет в молоке цветок, значит знаешь в красках толк. Опыт с ватным диском и молоком (ватный диск, фломастеры, тарелка, молоко: раскрасить ватный диск и опустить его в тарелку с молоком).

2. А теперь можно отправляться в дорогу за опытом.

Перевернуть собранную картинку-пазл со словом «окно» с помощью папок.

Задание «Потерянные слова» (выделенные жирным шрифтом)

Все слова найдите и подсказку получите

Злой ветер сдул слова с очень важной информации:

Уважаемые Садовницы, определите условия для организации исследовательской работы детей, вписав исчезнувшие слова:

1. Поддержание повышенного интереса … детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами…, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата…, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению… и самостоятельному экспериментированию….

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий… для детского экспериментирования… на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности… детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования…, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты…, самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка… природы» и «Огорода… на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов… с растениями.

6. Предварительное тестирование… детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы… и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения…, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы… и обобщения.

8. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

9. Привлечение родителей… к исследовательским детским проектам.

Подсказка

Под шляпой — ножки.

На шляпе — ложки. (Стол)

На столах задание «Невидимые чернила».

Уважаемые Садовницы, чтобы найти путь вы должны расшифровать послание, которое исчезло. На столах перед вами лежат предметы, которые подскажут как расшифровать исчезнувшие слова.

На листах бумаги зашифрованы слова

На столах приготовлены материалы для опытов с невидимыми чернилами.

  1. Опыт с невидимыми чернилами. На столе лимон, свеча, спички, белый лист бумаги (зашифрованное слово «собака»)
  2. Опыт с восковыми мелками (невидимые чернила). На листе А4 восковой свечой написано слово «Кошка», с помощью цветных карандашей закрасить лист.

Под игрушками собаки и кошки находятся задание к командам

«Перевёртыши» угадайте и подсказку получайте

Конкурс «Перевёртыши»

(строки из пословиц и поговорок наоборот)

Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

Пример: «Счастье перемещается кучами».

(Беда не ходит одна.)

  1. «Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
  2. «Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)
  3. «На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
  4. «Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
  5. «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
  6. «Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

Подсказка: ребусы «Если ребус ты решишь, то к веселью поспешишь»

Металлофон и барабан. Команды находят музыкальные инструменты под ними задание

Задание верно-неверно

Эксперимент в детском саду должен отвечать следующим условиям:

— максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

— безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

— показ не только существенных сторон явления или процесса, но и второстепенных;

— отчетливая видимость изучаемого явления;

— возможность участия ребенка в повторном эксперименте

Методические рекомендации:

1. Опыт (не) всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны (сюрпризом) детям.

3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.

4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам.

5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.

6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.

Подсказка про стул №1 и №4

  1. Есть спина, а не лежит никогда.

Есть четыре ноги, а не ходит.

Сам всегда стоит, а другим сидеть

велит.

  1. У четверых братьев шапка одна,

На голову садятся, на спину наваливаются

Задание "Удивительные превращения"

Кто в кого превратился отгадай и подсказку получай

Каждой группе предлагается серия вопросов по содержанию сказок.

Предлагаются вопросы, время на обдумывание не дается.

Вам нужно вспомнить в кого превратились и были заколдованы герои сказок?

Князь Гвидон?

(комара, муху, шмеля)

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена. (в лебедей)

Во что превратилась снегурочка, после того, как прыгнула через костер.

(в облако).

Великан – людоед из сказки Ш. Перро? (в льва, в мышь)

Чудовище из сказки С. Аксакова? (в принца)

Братец Иванушка из сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

(козленка).

Подсказка

Есть клавиатура, но не компьютер.

Есть педали, но не машина (Пианино)

У подъездов они есть,

В парках, скверах их не счесть.

Любят взрослые и дети

Посидеть на штуках этих. (Скамья)

На скамье и пианино контейнер с опытом «Разбуди цвет»

Опыт с цветом «Разбуди цвет». Найди предмет со цветом, который проявили.

Оборудование: фольга, крахмал, пищевой краситель, пищевая сода, уксус, пипетки, стеклянные баночки/бутылочки для уксуса.

Две коробки с разным цветом. Внутри конфеты из пластилина и тетради (журналы) зелёного цвета.

Хочу рассказать вам притчу «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках.

Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Рефлексия «Шесть шляп»

(метод Эдварда Де Боно «Шесть шляп мышления»)

Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования? сообщите факты

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя и педсовета?

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие негативные стороны Вы заметили, что Вам не понравилось?

«Красная шляпа» (эмоции): Какие эмоции испытали Вы? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): что бы вы планируете сделать? Возможно, дайте совет

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): чему научила Вас деловая игра?

Перечень фраз:

сегодня я узнал (а)…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне не понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я научился (лась) применять…

я попробую сам(а)…

Литература и источники:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – игра в младшей разновозрастной группе: «Потерянная сказка» (с использованием игровых технологий и ИКТ)

Развивать интерес и положительное восприятие к совместной деятельности с воспитателем....

Квест – игра в младшей разновозрастной группе: «Потерянная сказка» (с использованием игровых технологий и ИКТ)

Квест – игра в младшей разновозрастной группе: «Потерянная сказка» (с использованием игровых технологий и ИКТ)...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Квест – игра в подготовительной группе «Город потерянных знаков»

Цель: закрепление знаний ПДД и пропаганда основ безопасного поведения на дороге.Задачи:Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора, дорожных знаках;Закреплять умение применять полученные з...

Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».

Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Обучающая квест-игра с педагогами «В поисках потерянного слова» (по технологии В.В. Воскобовича)

Обучающая Квест-игра с педагогами по технологии В.В. Воскобовича«В поисках потерянного слова»...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."...