Методическое объединение
учебно-методический материал (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Подготовила Галимьянова Е.С.

«Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ»

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи: представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Рассмотреть направлениями работы педагогов с родителями.

1. Вступительная часть.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но проблема адаптации всегда стоит на первом месте для педагогов детских садов.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие постоянно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, безтравматичным.

2. Информационная часть.

Определение понятия адаптация.

-Что же такое адаптация? (ответы педагогов).

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Выделяют два вида адаптации:

Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых оказался ребёнок.

Социальная адаптация – приспособление

к новым социальным условиям существования в данный момент.

Различают три фазы прохождения адаптационного периода.

Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Длительность протекания адаптационного процесса обычно оценивают по трем степеням

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду

-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению (педагоги работают в подгруппах)

• Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

• Отсутствие тренировки его нервной системы

• Состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям, в адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»);

• Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи, если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);

• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);

• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

• Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

• Ребенок не умеет общаться с другими детьми;

• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

• Не умеет занять себя на некоторое время игрой;

3. Практическая часть.

Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».

Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

- Как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад? (педагогам предлагается решить педагогические ситуации)

«Чего ожидают родители от детского сада»

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.

Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации (ребенка, родителя).

Работу с семьями будущих воспитанников детского сада можно разделить на два этапа. На подготовительном, до адаптационном этапе, педагоги обеспечивают условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста. Это могут быть следующие мероприятия: Первая информационная встреча с родителями, знакомство с семьей воспитателем, анкетирование, день открытых дверей, экскурсия по детскому саду, приглашение воспитателя в гости, посещение прогулки, информационная поддержка родителя (буклет о детском саде, с рекомендациями по успешной адаптации и пр., посещение ребенка группы кратковременного пребывания, посещение ребенком вместе с мамой центра игровой поддержки.

Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей в это время родителям предлагают ознакомиться с процедурой адаптации, через инструкцию по адаптации (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться.

Необходимо подготовить буклет о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующего детским садом, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов.

Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи или провести анкетирование. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Администрация и работники детского сада – визитная карточка ДОУ.

Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти ведения поможет тестирование. Большой объем информации можно получить, используя методику «Рисунок семьи», тест детско-родительских отношений Варги-Столина, 16-факторный опросник Кеттела. Множество тестов позволят психологу в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями.

По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Важная форма адаптации семьи – экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод – старший воспитатель или психолог – расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, руководителями кружков на их рабочем месте и посетить любое заинтересовавшее их занятие. Если родители спешат, из видеотеки старшего воспитателя можно выбрать записи наиболее удачных концертов, занятий с малышами и предложить посмотреть их дома вместе с ребенком.

В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму в работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т. п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.

Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель сам предлагает маме принять воспитателя группы дома, чтобы он смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель – установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между членами семьи. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей.

Родители обычно с энтузиазмом рассказывают о детях. Малыш, видя расположение мамы и папы, привыкнув к новой «тёте», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает её. В этот момент целесообразно переключиться на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита можно рассказать ребенку, как дети играют, гуляют, поют, танцуют в детском саду, и даже показать фотографии. Воспитатель, добившись контакта с ребенком и завоевав у него доверие, приглашает его на прогулку в детский сад.

На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Хорошо, что между ребенком и воспитателем уже установилось доверие, наладился эмоциональный контакт. Воспитатель, зная малыша и его семью, теперь может легко вступать в контакт с ними. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги (у него уже есть опыт игры с другими детьми во дворе, поэтому он с удовольствием общается со сверстниками. Мама в этот момент не должна безучастно наблюдать за группой: можно научить ее нескольким подвижным играм, обратить внимание на то, как строит ребенок свои отношения с другими детьми: «Посмотрите, подошел, толкнул и отнял игрушку, а теперь отбирает игрушку у того, кто сильнее. Посмотрите, что будет, когда он получит отпор. Его стукнули – он заплакал, жалуется. Кто виноват? Тот, кто защищается, или тот, кто не умеет договариваться?».

Для того чтобы на прогулке у ребенка сложились хорошие отношения со сверстниками, воспитатель выстраивает детей в круг, и они хором приветствуют новенького. Большинство детей уже после первой прогулки готовы отпустить маму и идти в детский сад. Важно, чтобы мама сама успокоилась и не боялась оставить ребенка.

Если малыш тревожный, плохо идет на контакт, не следует настаивать на том, чтобы сразу после прогулки он пошел в группу.

Если ребенок крайне тревожный, а мама чрезмерно невротизирована, можно рекомендовать ей сначала приводить ребенка только на прогулку или позволить какое-то время присутствовать в группе.

На основном этапе, задача которого – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, родителям, используются такие формы работы, как:

Беседы и консультации

Родительские собрания

Анкетирование

Посещение на дому

Записки, дневники

Семейные проекты и совместное творчество родителей, детей

Фотогазеты

Видеопоказы

Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе

Дистанционное общение

Наглядные формы педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, буклеты, памятки).

4. Заключительная часть (Рефлексия).



Предварительный просмотр:

Выступление в рамках СМВ по направлению «Социально – педагогическое сопровождение детей раннего возраста»

Picture background

Подготовила Галимьянова Е.С.

«Игры и занятия с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих в адаптационных группах.

Задачи:

- способствовать развитию навыков эффективного общения и взаимодействия;

- ознакомить педагогов с особенностями адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- ознакомить педагогов с играми и занятиями для детей в адаптационный период направленных на снятие эмоционального напряжения, развитие навыков взаимодействия друг с другом.

План

  1. Ознакомление с понятием «Адаптация»

  1. Игры и занятия - верные помощники в период адаптации

  1. Практикум

Ход занятия

1. Ознакомление с понятием «адаптация»

Уважаемые коллеги, вам досталась очень сложная и в тоже время чрезвычайно важная работа: принимать малышей в детский сад. Вы становитесь заменой малышам семьи, ведь они большую часть своей дошкольной жизни проводят в садике, с вами. Вы становитесь для них второй мамой. И родители возлагают на вас огромные надежды. Вам необходимо проявлять по максимуму свои профессиональные качества, быть внимательными, чуткими, отзывчивыми, мягкими, компетентными. Изменение привычной социальной среды, сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой стороны требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трёхлетний ребёнок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то малыш раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывает появление стадии напряженной адаптации. Наша задача, по максимуму помочь малышам в этот сложный период.

Упражнение «Карандаши»

Все встают в круг. Расстояние между участниками 50-60 см карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняют следующие упражнения: поднять руки вверх, вернуть их в исходное положение; вытянуть руки вперед – отвести назад; сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; наклониться вперед-назад-выпрямиться, присесть-встать.

Вот так объединившись, поддерживая друг друга, как в упражнении «карандаши», мы поможем нашим малышам адаптироваться к детскому саду.

Упражнение «Мозговой штурм»

Педагогам предлагается озвучить определение термина «адаптация».

Воспитатель подводит к тому, что традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Задание для участников:

Педагогам предлагаются фишки из трех цветов (по количеству участников), каждому необходимо выбрать одну (объединение в три группы). Каждой группе необходимо охарактеризовать три уровня адаптации («легкая», «средняя», «тяжелая») по соответствии цвету (желтый-«легкая», зеленая-«средняя», красная-«тяжелая»). С обратной стороны нарисовать пиктограмму (эмоциональный портрет новичка).

Воспитатель раздаёт материал, каждой группе (Приложение 1). Педагоги изучают материал, и предоставляют информацию другим группам. Каждая группа характеризует конкретный уровень адаптации.

Итак, мы можем прийти к выводу о том, что «Адаптация» (от лат. «приспосабливаю») – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Поэтому необходимо как можно больше уделять этому вопросу внимание. Для успешной адаптации детей к детскому саду, в помощь педагогам приходят разнообразные игры, помогающие привыкнуть малышам к ритму детского сада, снять эмоциональное напряжение и подружиться друг с другом.

2. Игры и занятия – верные помощники в период адаптации

Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому, с целью предоставления помощи детям в период адаптации к детскому саду, необходимо использовать в течение дня с малышами различные игры и занятия, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, снижения импульсивности, тревоги, развития навыков взаимодействия друг с другом.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, пальчиковая гимнастика. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Параллельно с освоением игр с речевым сопровождением, полезно вводить занятия с различными предметами. На кончиках пальчиков находится огромное количество нервных окончаний. Трогая незнакомые предметы, ребенок получает новую информацию, которая передаётся в мозг, где сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: зрения, слуха, обоняния. В раннем возрасте можно использовать игры с палочками, веревочками, фантами, камешками, пуговицами, прищепками, каштанами, орехами, крупами и т. д. Дети с большим удовольствием овладевают данными видами деятельности. Они заигрываются, успокаиваются, что способствует снятию эмоционального напряжения и общего оздоровления организма.

Отдельно хотелось бы остановиться на играх с песком и крупами.

«Самая лучшая для ребенка игрушка та,

писал К.Д. Ушинский, - которую он может заставить

по-разному изменяться, для маленьких детей

 самая лучшая игрушка – куча песка».

Первые контакты детей друг с другом в основном происходят в песочнице. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

В играх с сыпучими материалами происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

Воспитатель становится проводником для ребенка в освоении, умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Интенсивнее и гармоничнее происходит развитие познавательных процессов.

Песок «заземляет» негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Занятия и игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости.

3.Практикум

В заключение нашей встречи предлагаю вам немного расслабиться. Погрузите свои руки в песок (крупу), приподнимите поочередно пальцы рук, теперь сделайте круговые движения ладонями в одну сторону, затем в другую.

Возьмите песок в обе руки поднимите вверх, высыпая, покажите, как медленно начинает идти дождь, теперь быстрее, еще быстрее и в обратном порядке.

Теперь давайте с помощью песка, двумя руками отдельно каждой нарисуем два домика (старайтесь рисовать синхронно). Облагородьте участок вокруг, нарисуйте дерево, кустарники, цветы. Полюбуйтесь, как красиво у вас получилось. Пусть это будут два дома наших малышей их собственный и наш с вами общий – детский сад, а мы с вами общими усилиями создадим спокойствие и красоту вокруг.

Расскажите о своих ощущениях.

Итак, мы пришли к выводу, что действительно песок может нас расслабить, отвлечь, снять напряжение, поэтому мы можем смело использовать сыпучие материалы в работе с детьми, а в период адаптации это особенно актуально.

Желаю удачи, до новых встреч.

Литература:

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. – сост.Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006. -236с.

2.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-Институт специальной педагогики и психологии. 1988г.

3.Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. 72с.

Приложение 1

Три степени адаптации

При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня. Сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, малыш становится плаксивым, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными раннее навыками речи. Все эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы; это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «пылающие» щечки. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

В период тяжелой адаптации, ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: нарушения в поведении настолько выражены, что граничат с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим. Избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, безусловно, вызывает тревогу у взрослых, однако ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду, требует еще большего внимания от взрослых. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется достаточно много времени.



Предварительный просмотр:

"Ум на кончиках пальцев" - мастер-класс для специалистов и воспитателей

Составила: Галимьянова Е.С.

Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте.

Задачи: Донести до воспитателей значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование. Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что…

«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев»

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью…

Давайте будем вместе приобщаться и постигать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.

Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

  • Возьмите яркий поднос.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т. д.

  • Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

  • Предложите ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник»

  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят»

  • Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи"

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  • «Лыжная эстафета»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

  • «Крокодильчик»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Можно взять бельевую веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

  • Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех»

  • Рисование на манке, рассыпанной на подносе.

Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.

  • Рассортировать фасоль, горох, орешки.

Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.

Выкладывание контуров предметов фасолью.

  • Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.
  • Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т.д.

Аквагимнастика.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Ниткография - выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте, конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – «Ум ребенка находится на кончиках пальцев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.

1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...