Конспект занятия "Различные виды штриховки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Новикова Юлия Игоревна

1. Усвоение понятия «штрих».

2. Освоение различных видов штриховки фигур.

3. Умение штриховать фигуры различными способами.

4. Формирование умения работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichnye_vidy_shtrihovki.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

«Центр детского творчества» г.Щекино

Конспект занятия с детьми 5-ти лет

Тема: «Различные виды штриховки».

 

Объединение "Подготовишки"

                         

 Педагог дополнительного образования

                                                Новикова Ю.И.

Щекино, 2023

Конспект занятия

для обучающихся первого года обучения, занимающейся

по  дополнительной  образовательной  программе  «Подготовишки».

Дата проведения:

Место проведения:

Категория участников: воспитанники в возрасте 5  лет.

Год обучения: 1

Оборудование : портрет Е.И.Чарушина, иллюстрации Е.И.Чарушина.

Технические средства: ноутбук

Подготовительная работа:

1. Работа с литературой.

2. Подготовка наглядных пособий.

3. Написание конспекта занятия

Тип занятия: комбинированное.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Тема: «Различные виды штриховки ».        

Цель: познакомить детей с различными видами штриховки.

Задачи:

образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов (короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги).

развивающие:

развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать внимание и память; закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.

воспитательные:

совершенствовать коммуникативные навыки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия

  1. Вводная часть. (1 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

II.  Основная часть. (22 мин.)
1)  - Сегодня вы познакомитесь с замечательным российским писателем, графиком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Евгением Ивановичем Чарушиным.

Педагог демонстрирует портрет Е.И.Чарушина, и его иллюстрации и рассказывает:

– Евгений Иванович Чарушин оформил несколько десятков книг для детей. (показывает книги). Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.

 Его работы прорисованы ярко и  выразительно.  Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

 Художник считает, что главное — крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

 «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» –говорил Евгений Иванович.

 Художник работал  и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

-Давайте с вами рассмотрим рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами. Такие рисунки называются графикой. А художников называют художниками-графиками.

 -В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Как называются такие линии? ( штрихами)

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

 Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.

- Существуют разные виды штрихов (показывает таблицу 1):

  • Короткие прямые штрихи.
  •  Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
  •  Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
  •  Удлиняющиеся штрихи.
  •  Штрихи – зигзаг.
  •  Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

-Давайте с вами рассмотрим разные штрихи  и подумаем  о том, что можно с их помощью изобразить, или на что они похожи.

2)   Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

3)  Игровой момент.

Педагог предлагает детям игру «Пять кругов» – упражнение на развитие образного воображения. Пять одинаковых кругов нужно заштриховать разными штрихами:

  1. прямыми в одном направлении. – получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
  2. прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился пушистый комочек (может это головка какой-нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
  3. прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился колючий комочек (может это ёжик).
  4. дугами отрывными из центра – вот вам и розочка или другой цветочек.
  5. длинными дугами, расположенными радиально, по краю – колесо или баранка.

Педагог и дети делают вывод о том, что с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.

Далее педагог показывает детям 3-4 рисунка, дети называют,  какие штрихи они в них нашли.

– А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи.

 – Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи

 – А теперь нарисуйте штрихи разной длины...(педагог проверяет, уточняет)

4) Самостоятельная работа.

– Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о его свойствах.

 – Давайте попробуем сами нарисовать уточку. На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? (короткие, отрывные, расходящиеся из центра)

 – А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением утки и приступают к самостоятельной работе.

 Педагог в ходе самостоятельной работы детей проговаривает названия разных штрихов, чтобы дети их лучше запомнили.

III. Заключительная часть. (2 мин.)
 После выполнения задания– выставка утят. И педагог говорит, что дети на следующих занятиях будут продолжать учиться рисовать как художник – график Е.И. Чарушин.

- На этом занятие окончено.

IV. Прогнозируемый результат:

1. Усвоение понятия «штрих».

2. Освоение различных видов штриховки фигур.

3. Умение штриховать фигуры различными способами.

4. Формирование умения работать в коллективе.

Вывод: Поставленные цели и задачи реализованы, все недоработки учтены и будут исправлены при планировании и проведении следующего занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованного вида деятельности в области познание "Связь поколений"

Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры через связь поколений....

«Наряд для бабочки» (нетрадиционная техника рисования монотипия предметная) Конспект организованного вида деятельности в образовательной области «Художественное творчество» для детей подготовительной группы.

«Наряд для бабочки» (нетрадиционная техника рисования монотипия предметная)Конспект организованного вида деятельности  в образовательной области «Художественное творчество» для детей подготовител...

Конспект организованного вида деятельности по коммуникации. « Придумывание сказки на заданную тему».

Формирование умений придумывать сказку на заданную тему, передавая специфику сказочного жанра....

Конспект организованного вида деятельности по экологии тема: "Вода и ее свойства"

Конспект организованного вида деятельности по экологии тема: "Вода и ее свойства" - опытно-экспериментальный вид деятельности (средний дошкольный возраст)...