Консультация для воспитателей: «Организация игровой деятельности детей с природными материалами»
учебно-методический материал

Котова Любовь Андреевна

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, помогает выражать свои чувства. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igr_doshkolnikov_s_prirodnym_materialom.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Организация игровой деятельности детей с природными материалами»

Подготовила воспитатель Котова Л.А.


Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, помогает выражать свои чувства. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.

Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Игры с природным материалом — водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий.

Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.

Игры с водой проводятся уже с младшей группы. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут), пускают лодочки, сделанные из бумаги, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно—сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно—сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети; не перегревались, играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы. Кроме игр с песком и водой, со средней группы проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например, цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Таким образом, с ребенком дошкольного возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям, и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. У мидий раковина удлиненная, похожая на скругленный треугольник.

Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение; не просто дают возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию. лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом. для детей лучшая игрушка — куча песка».

Вывод:

Таким образом, игры с природным материалом помогают детям узнать, как устроен окружающий мир, способствуют расширению их кругозора. Они способствуют рационализации работы воспитателя, дают ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволяют оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые. Следует также подчеркнуть, что каждая игра – это, прежде всего, общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, познание окружающего и природного мира, это школа сотрудничества.

На основании этого можно заключить, что ведущей формой сенсорного воспитания являются игры с природными материалами. Однако следует учитывать тот факт, что только при определенной системе проведения игр можно добиться сенсорного развития детей. Кроме того, не следует забывать о том, что важными составляющими при внедрении игр с природным материалом являются доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение       детский сад комбинированного вида № 27

муниципального образования Усть-Лабинский район

Консультация для воспитателей:

«Организация игровой деятельности детей с природными материалами»

Подготовила:

 воспитатель

Котова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...

Консультация для воспитателей: «Организация музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне музыкальных занятий»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нр...

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду».

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем бы...

Консультация для воспитателей "Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей"

О том, как инициировать самостоятельную деятельность детей, применять музыкальные знания в ролевых играх....

Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период"

Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период"...