Открытое занятие по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"
материал (подготовительная группа)

Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Мы друзья природы» \

Цель: Обобщить знание детей об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к лесу. Формировать желание соблюдать правила поведения в лесу. Задачи: 1.Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. 2.Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи. Учить бережно относитЬся к игровому оборудованию, не отвлекаться от сути занятия, внимательно слушать воспитателя, и выполнять задания. 3. Продолжать развивать у детей путём моделирования решения проблемных ситуаций, основные мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, сопоставление - и на их основе делать простейшие выводы. Развивать воображение, коммуникативные навыки детей через игры на социальное взаимодействие. 4.Воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу, его обитателям. Подвести детей к пониманию роли человека в окружающей его природной среде; формировать потребность в соблюдении правил поведения в природе. Воспитывать сопереживание, сочувствие у детей, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников. Методические приемы: Игровая ситуация, драматизация, сюрпризный момент, герой Елочка, физминутки, дыхательная гимнастика, здоровьесберегающие технологии, использование декораций, интерактивной доски, стола, аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; музыка П. Чайковского; природоохранительные знаки; работа с моделями, схемами. Вопросы, задания, высказывание детей, личностно-ориентированные приемы. Словарная работа: эколог, экология, копоть, вредные вещества. Предварительная работа: Беседы о природе, занятия по экологии, циклы наблюдений. Чтение художественной литературы, игры на интерактивном столе, просмотр мультфильма «Эколята» Материал: Декорации в музыкальном зале, модель леса, интерактивная доска, музыкальное сопровождение, интерактивный стол, мольберты, зеленые галстуки с эмблемой эколят для детей, природоохранительные знаки, спец. одежда для опытов, атрибуты для проведения опытов. Ход занятия: Воспитатель рассматривает весенние пейзажи русских художников на мультимедиа, дети заходят в музыкальный зал. Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, загляделась красивыми пейзажами природы. Из покон веков, люди восхищаются красотой природы, известные русские художники находили в ней вдохновение и изображали на своих картинах эту красоту, чтобы и мы могли тоже полюбоваться ею. Хотите присоединиться? Звучит музыка П. Чайковского «Времена года» Дети и воспитатель вместе рассматривают на мультимедиа репродукции картин «Ручей», «Лес весной» И. Шишкина, «Весенний лес» И. Левитана, «Весна в лесу» и «Весенняя пора» А. Саврасова. Воспитатель: Каждый художник по-своему изобразил красоту природы, согласны? Как вы думаете, что объединяет все эти картины? (предполагаемые ответы: на картинах изображены красота и особенности природы русских лесов весной). Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в весеннем лесу? Закроем глаза и скажем такие слова: (звучит запись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики») Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки вытянуть вперед, А затем – наоборот. Как листочки, покружиться, чтоб в лесу нам очутиться. Вот так чудо из чудес: Мы попали с вами в лес! Дети выполняют движения с закрытыми глазами, на экране появляется изображение весеннего леса (открываются шторы) импровизация леса Воспитатель: Какой в лесу воздух чистый, свежий! Встанем удобно, расправим плечи и вдохнём носом глубоко-глубоко, выдохнем. Глубокоглубоко вдохнём, выдохнем. Как легко дышится весной в лесу, правда? Ярко светит солнце, Дует лёгкий ветерок Мы вдыхаем чистый, Свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Взгляните, как стало красиво вокруг Уже зеленеют деревья и луг. Пришла к нам гостья весна. И всё пробудилось от зимнего сна. Воспитатель: В весеннем лесу прохладно, как вы думаете, почему? (предполагаемый ответ: солнце ещё не прогрело сырую холодную землю). А чем пахнет в весеннем лесу? (предполагаемые ответы: в весеннем лесу пахнет прошлогодней травой и набухшими почками, молодой травой, которая пробивается сквозь слой прелых листьев). Как здесь светло и красиво! Послушаем звуки леса? (включить пение птиц, шум ветра, шелест деревьев) Какие звуки вы услышали? (ответы детей). Дети подходят к доске, занавес закрывается. Воспитатель: - Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу. (на слайде знаки о правилах поведения в природе). -Что обозначают эти знаки? -Молодцы, знаки вы знаете. А может кто-то хочет еще дополнить «лесные правила» Дети читают стихи 1.Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки. (Марк) 2.Ветки дуба не ломай, никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? (Маша С.) 3.Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги! (Рома В) Воспитатель: - Давайте немного разомнемся с вами, на свежем воздухе! Звучит тревожная музыка, громкий звук ураганного ветра, на слайде с изображением природы после урагана появляется символ «SOS». Воспитатель: Что произошло? Что означает этот знак? (предполагаемые ответы: природа в беде, нуждается в помощи). Почему вы так, думаете? (предполагаемые ответы: лес загрязнён, много мусора, сломаны деревья). Как вы думаете, что стало причиной этого природного бедствия? (предполагаемый ответ: сильный ветер, ураган, буря). (открыть занавес) появляются декорации, имитирующие лес после урагана (поваленные деревья, нанесенный ветром мусор, ручей засыпан камнями, сломанные ветки деревьев, не слышно пения птиц, отсутствуют первоцветы). Воспитатель: Ребята, можем ли мы, люди, помочь лесу оправиться после урагана? Что мы можем сделать? (предполагаемые варианты решения проблемы: мы можем очистить лес от поваленных деревьев, собрать мусор, посадить новые деревья, цветы, повесить кормушки и скворечники). Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей , учебников для школьников, книг. Ребята, вы знаете, из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья- это «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом. Дети вместе с воспитателем «наводят» порядок в лесу. Воспитатель: Ребята, мы устранили последствия урагана в лесу? Отлично потрудились! Как вы думаете, а люди могут наносить вред природному миру леса? Какой? (ответы детей). Как мы можем призвать людей соблюдать главное правило отношения к природе «Не навреди!» Что можем сделать? (варианты ответов детей). Отличные идеи! Разместим в лесу экологические знаки, чтобы люди не забывали о правилах поведения в лесу? Дети размещают запрещающие и разрешающие экологические знаки на мольберте. Первые собирают – запрещающие знаки, вторые – разрешающие знаки. Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с задачей? Отлично, все вместе и дружно организовали настоящий экологический десант. А вы знаете, кто такие экологи и чем они занимаются? (ответы детей). Воспитатель: А еще, мы с вами знаем, что есть такие ребята как вы, которые тоже охраняют природу. Кто это? (эколята) Играет «Гимн Эколят», на экране появляются Шалун, Тихоня, Умница, Елочка (входит Елочка). Елочка: - Здравствуйте, ребята, я Елочка, это мои друзья (показывает на экран)! Мы, Эколята – настоящие друзья природы, мы хотим сделать мир чище, мечтаем спасти окружающую среду от загрязнений! Хотите вступить в наши ряды эколят? Тогда вам необходимо выполнить наши задания! 1 вопрос на слайде - «Что такое экология?» (выбрать нужный вариант ответа) 2 вопрос на слайде - «Любимый цвет экологов?» 3 вопрос на слайде - «Какие растения и животные описываются в Красной книге?» Ребята, вы уже знаете, что в лесу живут дикие животные, птицы и разные насекомые. Предлагаю вам поиграть в игру «Пятый лишний» у меня для вас одна подсказка, в этой игре нужно вспомнить про красную книгу) Интерактивная игра «четвертый лишний» Например: На слайде изображены животные, :, лиса, белка, волк и леопард. Леопард на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные. 1. леопард, лиса, белка, волк. 2.ворона, филин , сорока, дятел 3.муха,оса, кузнечик, пчела плотник. Елочка: Молодцы, ребята с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Вопрос – ответ». Словесная игра «Вопрос-ответ» на интерактивной доске 1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика) 2. Что делает ёж зимой? (спит) 3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи) 4. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка). 5. Кто носит свой дом на спине? (улитка) 6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка). 7. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока). 8. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник). 9. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник) 10. У какого дерева белый ствол? (береза) 11. Как называется дом у муравья? (муравейник). 12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка) Елочка: Молодцы! На все вопросы ответили. Теперь предлагаю отдохнуть. Физминутка на экране (Игра на интерактивном столе «Собери животного») Елочка: Приглашаю 4 человека за интерактивный стол, нужно собрать животное из частей и назвать, кто это (дети выполняют задание). Елочка: Молодцы, и с этим заданием справились! Интерактивная игра «Загрязняет – сохраняет» Елочка: Наша планета единственная во вселенной, на которой есть воздух. Здесь живет много людей и иногда наши действия приносят вред окружающей среде. Посмотрите внимательно на картинки, и назовите предмет или действие, загрязняющий наш воздух. А так же скажите, что сохраняет воздух чистым (картинки на экране, дети называют). Действительно, к сожалению, транспорт, на котором очень удобно передвигаться, заводы, на которых делают нам нужные вещи, мусор, который остается на земле, загрязняют окружающую природу и воздух. А что может помочь людям его очистить, сохранить в чистоте? Посадка деревьев, уборка мусора, использование экологического транспорта. Воспитатель: Как мы уже знаем, есть такая профессия — эколог. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её, вместе с учеными они нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ. Сейчас мы, как настоящие экологи, научимся очищать почву. Приглашаю вас в лабораторию. Но перед этим давайте вспомним как нужно себя вести в лаборатории? (изображения на слайде) -не мешать друг другу, работать тихо; -приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения; -после проведения опыта все нужно убрать; -после завершения работы вытирать руки салфеткой. Воспитатель: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? Воспитатель: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва? Воспитатель: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета? Воспитатель: Почему она такая? Воспитатель: Попробуйте шприцем откачать воду. И снова пошел дождь. Что мы видим? Воспитатель: А что с водой? Воспитатель: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем. (Повторять опыт пока вода не станет светлой.) Воспитатель: Посчитайте, сколько дождей понадобилось. Воспитатель: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не пройти, и почва будет болеть, а с ней все живое. Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно. Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы. Воспитатель: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Как вы думаете, где больше всего вредных веществ? Дети: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей. Воспитатель: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите? Дети: Горит свеча. Воспитатель: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. Дети: Нет, не может. Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Воспитатель: Копоть. Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрите пятно. Какого цвета она стала? Дети: Черного. Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым? Дети: пожаров, заводских труб. Воспитатель: Как защитить воздух от дыма? Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях. Воспитатель: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого? Дети: Нет. Воспитатель: На какой планете вы хотели бы жить? Дети: Красивой, чистой, цветной. Елочка: Ребят, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, сделали нужные выводы и теперь мы принимаем вас в дружину «Эколята – дошколята». А для этого дадим клятву. Готовы? Встаем все возле стульчиков. Клятва «Эколят – молодых защитников природы» Вступая в ряды Эколят – молодых защитников природы, клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным. Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях. Клянусь нести знания о любви к природе, окружающим меня людям. Клянусь! Клянусь! Клянусь! Дети повторяют слова клятвы и под Гимн Эколят, Елочка и воспитатель надевают зелёные шарфы с эмблемой детям. Воспитатель: Ребят, вам понравилось наше занятие? Какие задания вам показались трудными? Вы все молодцы, справились с заданиями елочки! Воспитатель: Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки Это все для нас навечно! Возвращение в детский сад. Дети маршируют по залу Дети все вместе: Темным лесом, и зеленым лугом Мы шагаем друг за другом Что б цветы нам не помять, Будем ноги поднимать. Теплый ветер нежно гладит, Лес шумит густой травой Кедр нам хочет поклониться, Ель качает головой, А кудрявая березка Провожает всех ребят. До свиданья, лес зеленый. Мы уходим в детский сад. Самоанализ НОД по экологии в подготов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Друзья природы"

Вопросы экологии очень актуальны.Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста, показывая пример своим детям , что маленький муравьишка никак не хуже большого слона, вода- самый бесценный дар на...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"

Конспект-викторина открытого занятия по экологии в подготовительной группе....

МКДОУ « Мирненский детский сад « Колосок» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Воспитатель Варешина Н.В.

МКДОУ « Мирненский детский сад « Колосок»Конспект занятия  по экологии в подготовительной группе«Друзья природы»Воспитатель Варешина Н.В.Программное содержание...

«Будь природе другом». Открытое занятие по экологии в подготовительной группе

Цель: воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитыва...

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Друзья природы"

расширять,  пополнять  и  уточнять   знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между при...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы»

цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений...