Формирование просветительских компетенций педагога
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Стативка Инна Николаевна

"Интеграция экологического просвещения и образования в интересах устойчивого развитияя: формирование просветительских компетенкий педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_stativka_i.n.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:

 «Экологическая тропинка»

Автор работы (проекта): Стативка Инна Николаевна

                                                                         Старший воспитатель

                                                                 ГБДОУ детский сад №27 комбинированного вида  

                                                                 Красносельского района Санкт-Петербурга                                

Актуальность проекта

«Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. И взращивается посредством наблюдений. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В.А. Сухомлинский).

Формирование экологической культуры у населения страны осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С принятием законов Российской Федерации («Об охране окружающей среды», 2002 г., «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г., «Экологический кодекс
Санкт-Петербурга» (2016 г.) создана правовая база для формирования системы экологического образования населения.

Экологическое воспитание, как никогда, является одной из важнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди.
И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание детей, стимулируя их интерес
к природе, воспитывать любовь к ней и с детства научить беречь окружающий мир. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58, Конституция Российской Федерации).

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение
к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому важно сформировать
у дошкольников основы культурного рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем. Необходимо убедить детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны беречь ее и заботиться
о ней.

 У современных дошкольников и их родителей, низкий уровень осведомленности об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности системы знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. В связи с этим, перед педагогами стоит необходимость отбирать и использовать
в своей работе, наиболее эффективные педагогические средства и способы.

Одним из таких эффективных средств является - «Экологическая тропинка», представляющая собой маршрут на местности – территории детского сада, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие
в природе, получать элементарный природоохранный опыт.

Организация «Экологической тропинки» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе.
У детей углубляются и расширяются знания об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.
Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей Родине.

Для решения этой проблемы был разработан долгосрочный экологический проект «Экологическая тропинка».

Цель проекта: Повышение уровня экологической культуры у детей дошкольного возраста, через создание экологической тропы на участке детского сада.

Задачи:

- Расширить представления детей о природе родного края, необходимости бережного отношения к окружающей природе, взаимосвязях в ней и способах охраны;

- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

- привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

- воспитывать любовь к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений
и уничтожению птиц, животных, насекомых;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: с 1,6 до 7 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01.04.2024 - 31.10.2025)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

 «Экологическая тропинка» — это проект, в рамках которого в ДОУ проводятся мероприятия в интересах устойчивого развития и заботы о природе. В ДОУ дети
и сотрудники участвуют в создании «Экологической тропинки», занимаются просвещением и вовлечением родителей в экологичную жизнь. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов;

- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов;

- Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропинки;

- Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для его реализации.

2 этап – практический

- Проведение комплекса мероприятий по теме проекта, которые включают в себя: работу
с детьми; работу с родителями; работу с педагогами;

- Организация на территории ГБДОУ предметно-развивающей среды - «Экологическая тропинки». Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для проведения опытов, наблюдений, игр;

- Выбор вместе с детьми – «хозяина тропинки»;

- Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута;

-  Разработка методических рекомендаций по использованию маршрутных объектов;

-  Составление правил поведения на экологической тропе;

- Составление паспорта экологической тропы.

3 этап – заключительный:

- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год;

- Разработка плана дальнейшего использования предметно-развивающей среды - «Экологическая тропинка», для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в ДОУ;

- Оформление методических материалов по итогам реализации проекта.

- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности

Реализация проекта «Экологическая тропинка»

1 этап – подготовительный

- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов;

- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов;

- Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропинки;

- Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств необходимых для его реализации.

2 этап – практический

 - Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;

-  Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

 -  Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа;

-  Составление паспорта всех точек тропинки;

-  Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку;

- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;

 - Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения
и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь
с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы
и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке:

•        Экологические беседы;

•        Наблюдения;

•        Элементарные опыты;

•        Экскурсии;

•        Целевые прогулки;

•        Экологические конкурсы, викторины;

•        Решение экологических ситуативных задач;

•        Чтение художественной литературы;

•        Обсуждение и проигрывание ситуаций;

•        Трудовой десант, труд в природе;

•        «Красная книга природы»;

•        Коллекционирование;

•        Экологические досуги, развлечения, праздники;

•        Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

•        Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

•        Взросло-детские проекты;

•        Изготовление рисунков, поделок;

•        Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

•        Участие в конкурсах;

  • Акциях;

•        Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

•        Фотовыставки;

В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные
и искусственно созданные педагогами и родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей сформируются:

- экологические знания и культура поведения в природе;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней;

        - улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка
с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

- родители будут готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ
по вопросам экологического воспитания детей;

У педагогов:

- повышение профессионализма;

- повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;

- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями
по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей
в реализации проекта.

Предполагаемые продукты проекта:

Экологическая тропа детского сада. Характеристика объектов.

«Тропинка здоровья»

Характеристика объекта

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников.
        В период летней оздоровительной работы, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители,  для профилактики плоскостопия у детей, нами создана «Тропинка здоровья» которую мы выложили
из природного и бросового материала (гладкие камушки, чешуйки шишек, желуди, пластмассовые пробки, карандаши, речной песок).  «Тропинка здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. 

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

 Зеленая аптечка

Характеристика объекта

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

  • Календула
  • Тысячелистник
  •  Подорожник
  • Перечная мята
  •  Мать-и-мачеха
  • Лопух
  •  Ромашка
  • Одуванчик

«Зеленая аптечка» (аптекарский огород) создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний о ценности их для здоровья, правилам сбора и сушки трав «зеленой аптечки».

Метеостанция

Характеристика объекта

 «Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)

 При пользовании простыми приборами для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

  • Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
  • Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
  • Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
  • Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

У пруда (сухой пруд)

Характеристика объекта

Дети рассматривают сухой водоем с искусственными водными растениями, фигурками насекомых, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

Птичкина столовая

Характеристика объекта

 На данном объекте экологической тропы размещены кормушки для наблюдения
за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, (зависит
от времени года).

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе
и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

Деревенское подворье

Характеристика объекта

На данном объекте размещены деревянный домик, колодец, игрушки домашних животных (могут меняться в зависимости от задач)

Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом, домашними животными.

      Зоны на «Экологической тропинке» не только для наблюдений, но и для сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, театрализованной деятельности, дидактических игр.

Берёзка

Характеристика объекта

Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.

Воспитатели проводят с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Пословицы и поговорки о деревьях.

- Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.

- Для города каждое дерево дорого.

- Дорого дерево не только плодами. Но и листьями.

Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки.
Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди,
но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору
и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду,
и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила.

Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

Елочка-зеленая иголочка  (Уголок  леса)

Характеристика объекта

На территории детского сада растут ели. Уголок леса (Фитонцидный уголок) - оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Цель:

- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;

- развивать любознательность у детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

На объекте дети встречают лесовичка и лесных жителей (ежика, белку, зеленую гусеничку, божью коровку).

Скорая помощь природе

Характеристика объекта

          Место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают
за растениями участка (лейки, секатор, лопатки, ведёрки, перчатки, носилки и др.). Так же на объекте размещены знаки «Правила поведения в природе»

Цветочный калейдоскоп

Характеристика объекта

Центральный цветник – визитная карточка территории детского сада,
где выращиваются различные декоративные однолетние и многолетние растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Цель:

 - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений,
их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: календула, петуния, львиный зев, душистый горошек, гладиолусы, астры, сентябринки, космея.

Оценка результата работы по проекту: «Экологическая тропинка» (критерии)

Характеристика уровней бережного отношения к природе

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы

Ребенок имеет полные, правильные, осмысленные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе.

Ребенок имеет фрагментарные и не осмысленные представления о мире природы. Может устанавливать причинно-следственные связи в природе только с помощью взрослого.

Ребенок имеет отрывочные, неосмысленные и часто ошибочные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе.

2.Полнота положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе

Ребенок относится к природе как к ценности, постоянно испытывает к ней положительные чувства и отношения.

Ребенок лишь изредка относится к природе как к ценности и иногда испытывает к объектам природы положительные чувства и отношения.

Ребенок не относится к природе как ценности и не испытывает к ней положительных чувств.

3. Готовность к бережному отношению к природе

Ребенок постоянно проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него хорошо развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями.

Ребенок иногда проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него частично развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями.

Ребенок никогда не проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него не развиты трудовые умения по уходу за объектами природы.

Задания для детей по каждому выделенному критерию

  1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы

Задание № 1.

Игра: «Что ты знаешь о природе?»

Цель: оценить полноту и осмысленность экологических представлений ребенка
о природе.

Взрослый задает вопросы каждому ребенку индивидуально, полученные ответы на которые, характеризуют уровень имеющихся представлений и знаний ребенка
о живой природе.

Вопросы.

  1. Что бывает в природе зимой?
  2. Что бывает в природе весной?
  3. Что бывает в природе осенью?
  4. Что бывает в природе летом?
  5. Какие комнатные растения ты знаешь? Покажи их в нашей группе, назови.
  6. Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые?
  7. Что растет на нашем участке?
  8. Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их.
  9. Зачем нужно сажать деревья?
  10. Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются?
  11. Как мы заботимся о птицах в зимнее время?
  12. Какие явления бывают зимой?
  13. Что зимой бывает с растениями, с деревьями, травой? Как они выглядят?
  14. Что делают разные животные в зимнее время?
  15. Почему нужно беречь лес?
  16.  Какую пользу леса приносят человеку?
  17. Как надо вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям (чего нельзя делать в лесу).

Оценивание

Высокий уровень полноты и осознанности экологических представлений и знаний
о мире природы: ребенок правильно отвечает на 15-17 вопросов анкеты.

Средний уровень: ребенок правильно отвечает на 10-12 вопросов анкеты из 17 предложенных.

Низкий уровень: ребенок правильно отвечает только на 9 вопросов анкеты из 17 предложенных.

  1. Наличие положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических)
    к природе

Задание № 2.

Работа с картинками: «Выбери самое важное для себя» на выявление наиболее эмоционально значимых для ребенка понятий природы или общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: оценить наличие у ребенка положительных чувств (нравственных. Эстетических) и отношения (позитивного, негативного, равнодушного) к природе.

Оборудование: 5 карточек с картинками (по 4 картинки на каждой карточке), объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.

Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного
к менее значимому. Он говорит: «Посмотри, какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое, красивое, важное и ценное для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное.

По ходу выполнения задания педагог спрашивает ребенка:

Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен? И т.п.

Оценивание

Высокий уровень сформированности положительных чувств к природе: ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением природных явлений. Ставит значимость природы на первое место. При пояснении, почему он поставил на первое место карточку с изображением природных объектов, он проявляет положительное эмоциональное (нравственное и эстетическое) отношение к изображению растений
и животных.

Средний уровень: ребенок ставит картинки с изображением природы в середину выложенной линии. Иногда высказывает положительные чувства к изображениям природных объектов, но больше интересуется игрушками, самим собой.

Низкий уровень: ребенок не интересуется изображением природы: растений
и животных. Карточки выкладывает, не объясняя причину такой последовательности, затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

  1. Готовность к бережному отношению к природе (труд в природе).

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание № 3.

Цель: определить уровень усвоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями.

Ребенку даются следующие задания:

- проверить, правильно ли комнатные растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву;

- объяснить, все ли растения следует полить сегодня;

- ответить на вопрос: «Как узнать о том, что комнатные растения необходимо полить?»

- осуществить полив только тех растений, которые в нем нуждаются.

Оценивание

Высокий уровень активности бережного отношения к природе: ребенок самостоятельно и качественно выполняет трудовые действия по уходу
за комнатными растениями, эти умения и навыки у него хорошо сформированы. Результат труда высокий.

Средний уровень: ребенок выполняет трудовые действия по уходу за комнатными растениями лишь с помощью взрослого, эти умения и навыки у него сформированы частично. Достигает неполного результата.

Низкий уровень: ребенок не может правильно выполнить трудовые действия
по уходу за комнатными растениями, эти умения и навыки у него не сформированы или сформированы очень слабо. Не достигает результата. От помощи взрослого отказывается.

Формирование бережного отношения к природе

Фамилия, имя ребенка

Критерии/Уровни

Экологические представления

Положительные эмоции к природе

Активность бережного отношения

Бережное отношение к природе

Начало

Итог

Начало

Итог

Начало

Итог

Начало

Итог

Литература

  1. Горбатенок О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»: Учитель; 2008 г.
  2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты: Детство-Пресс, 2014.
  3. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». Мозайка-Синтез; 2010г.
  4. Обухова Л.Г, А.В. Кочергина, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
    от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г.
  5. Чернякова В Н. «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2010 г.

Интернет – сайты:

http://www.infoeco.ru/

https://www.un.org/

http://oopt.spb.ru/

https://ecowiki.ru/

http://экокласс.рф

http://genyborka.ru/3005

https://recyclemag.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В данной стать представлены формы методической работы в дошкольной образовательной организации основанные на трудах педагогов-психологов. Выбор направления работы обусловлен актуальными проблемами реш...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Формирование коммуникативной компетенции педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций

Осмысление педагогами семинара значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; "проживание" тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих фрмированию коммуникат...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...