Формирование коммуникативной компетенции педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций
методическая разработка на тему

Осмысление педагогами семинара значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; "проживание" тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих фрмированию коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_10.17.doc24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»

Городской семинар Центрального района

Формирование коммуникативной компетенции педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:  1 КВ.КАТЕГОРИЯ Э.М.ГАЛИУЛЛИНА

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Цель: мотивация педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.

Задачи: 

1. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений и навыков посредством тренинговых упражнений.

2. Оптимизировать средств эффективного общения педагогов  ДОУ между собой.

Материалы и оборудование: ноутбук, ватман, шарики, карандаши, маркер, фломастеры.

Участники: педагоги ДОУ.

Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов (не более 15 человек) продолжительность — 45 мин.

Практическая значимость: осмысление педагогами семинара значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности.

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут  Галиуллина Эльза Марселевна, педагог-психолог  детского сада комбинированного вида №67 «Надежда».

Всем вам известно, что составы групп комбинирующей направленности комплектуются из детей разных детских садов города, по рекомендации ГПМПК. Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, мы все чаще с тревогой отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.

Основной принцип работы с детьми в детском саду - это создание условий для активного продуктивного общения; отработка стандартных коммуникативных, речевых и игровых умений, развитие личностных особенностей, открытости, спонтанности, расширение кругозора, систематизации знаний по вопросам, которые интересуют детей, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

Вся моя работа служит выполнением главных целей: постижение красоты человеческих отношений, развитие коммуникативных, речевых умений, адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Как известно, чем легче мы умеем знакомиться и устанавливать контакт с незнакомыми людьми, тем легче нам добиться самых разнообразных успехов в жизни.

 Общительные люди никогда не бывают одинокими и ненужными, у них редко бывают проблемы с коллективом на работе и начальством, им намного легче найти вторую половинку.

В своей работе я использую ролевые игры, инсценировки, дидактические игры, диалоги, монологи, презентации, ситуации общения.

Для того чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формирование коммуникативных компетенций. Работа воспитателя, подразумевает постоянное налаживание контактов с родителями и детьми, успешность педагога зависит от умения общаться.  Сегодня я хочу вам предложить игры и упражнения, которые помогают  установить контакты с родителями, детьми и педагогами. Пригласить желающих педагогов 8–10 человек.

II. Практическая часть

Упражнение «Необычное знакомство»

Инструкция: Сейчас каждый из вас мысленно проговорит свое имя и фамилию. Далее по кругу каждый скажет свое имя, и назовет качества, которые  вам помогают в общении.

Упражнение «Идеальное общение - кто вы?».

Цель: способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения и партнерских отношений.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».  «Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

Упражнение «Модель педагога».

Цель: составить коллективный список качеств, присущих идеалу педагога ДОУ.

Инструкция: участники поделены на три команды. У каждой в наличии листы ватмана, маркеры, фломастеры. Дается задание каждой команде. Первая команда схематично изображает модель педагога в реальной жизни, определяет список качеств, присущих ему. Вторая команда готовит модель идеального педагога ДОУ и список качеств, присущих ему. Третьей команде задание изобразить качества, которых не должно быть в личности педагога. (На выполнение задания отводится 5 минут). Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога-психолога, удовлетворяющий всех участников.

Примерные качества: Гибкость, профессионализм, современность, доброжелательность, умение брать ответственность на себя, коммуникабельность, направленность на личность другого человека, принятие себя, уважение чужого мнения, организаторские способности, умение видеть на несколько шагов вперед, креативность.

Упражнение «Гусеница».

Цель: сформировать навыки социального взаимодействия.

Инструкция: Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности взрослых и детей, проявить интерес и внимание к сверстникам, научит понимать индивидуальные особенности друг друга, поможет сформировать навыки социального взаимодействия.

Метод «Микрофон»  (Что понравилось на мастер - классе?).

Развитие коммуникативных умений и навыков - непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ребенка и воспитателя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ребенок встречается с сотнями задач, решение которых, помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.  Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Консультация учителя - логопеда для педагогов ДОУ. Тема: "Формирование коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи"

Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"

Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию детской игровой деятельности

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике ...

Формирование коммуникативной компетенции через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Личностные  качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительност...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».

           Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...