Самообразование план 2022 - 23уч.год
материал (старшая группа)

Муравьёва Ольга Васильевна

 "Самообразование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_plan_2022-23g.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

                        План   работы  по самообразованию

«Воспитание  нравственных  качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

        Воспитатель:  Муравьёва О.В.

                                                                                                                    Шварцевский  ЦО

        2022-2023 учебный год

        

Актуальность

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок ».

Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств  в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация и театрализация сказки;

-просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.

1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2022г).

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Сентябрь

Наблюдение

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

Октябрь

1. Изучение педагогической, психологической и методической литературы

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

2. Изучение и подбор литературы

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме.

3. Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

2этап – практический (ноябрь 2022г. – апрель 2023г.)

1 блок - работа с детьми

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам  через  сказкотерапию, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.

Ноябрь 2022г

1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

2. Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Мир не без добрых людей»

Цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым

Декабрь 2022г

1. НОД с фрагментами  сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

Январь 2023г

1. Беседа, инсценировка

«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

2. НОД с участием сказочного персонажа

«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

Февраль 2023г

1. Папки-передвижки

«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты».

2. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

Март 2023г

1. Праздник с участием сказочного персонажа

«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

2. Выставка детских рисунков

«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Апрель 2023г

1. Театрализованное представление сказки «Золушка»

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

2 блок - Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Как воспитывать  добрым?»

Октябрь

Выступление на родительском собрании

«Воспитывать доброту (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому).

Январь

Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей»

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

Февраль

Групповое родительское собрание "Поговорим о нравственности"

Март

Праздник, посвящённый мамам с участием сказочного персонажа

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

май  

1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

2. Выступление на педсовете о проделанной работе

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2022 - 2026 уч.г.

Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях  реализации ФГОС  ДОО»....

План самообразования 2018-2022 гг.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.)....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2018-2022 гг.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

План по самообразованию на 2022-2023гг по теме: «Формирование экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» 18.10.2022 г.

Актуальность:Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития д...

План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...

План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Цель:создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятел...