Семинар для педагогов
материал

Анастасия Дмитриевна Коннова

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через  разные формы образовательной деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №109»

Семинар для педагогов

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через разные формы образовательной деятельности».

Подготовила воспитатель:

Коннова Анастасия Дмитриевна

г Оренбург

Сл №1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через разные формы образовательной деятельности.

Сл №2 Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.

В А Сухомлинский

СЛ №3 Цель: Познакомить с фольклорными произведениями, приобщать детей к художественному наследию своей национальной культуры;

Задачи: продолжать формировать представления о традициях и обычаях народа, воспитывать интерес к культурным особенностям народов России, способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности детей, обогащать знания детей о народных песнях и закличках.

Работа в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно приобщение детей к народной культуре. Для реализации данного направления необходимо создать развивающую среду в учреждении.

Решение задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры проходит красной линией через все виды деятельности детей:

СЛ № 4

речевое развитие - сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, пословицы, шутки, дразнилки, загадки;

музыкальное воспитание - народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники;

физическое развитие - народные игры;

изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;

ознакомление с художественной литературой.

Я предлагаю вам вспомнить формы работы с детьми

ПАУЗА

СЛ №5 Формы ознакомления с народной культурой применяются самые разнообразные: это интересные беседы познавательного цикла, целевые прогулки, наблюдения, игры, праздники, но в любом случае для лучшего эффекта стараюсь создать атмосферу деятельности детей, приближенную к реальной. Успешно приобщать моих малышей к народной культуре мне помогает введение какого-либо героя, который сопровождает детей на всем пути познания. Практика показывает, что использование героев помогает создать атмосферу заинтересованности, стимулирующей малышей к активности познания и участия во всех мероприятиях.

циклы интегрированных занятий, игры, кружковая работа, смотры-конкурсы, экскурсии, праздники, викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность.

Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры и речи.

А сейчас мы перейдем к следующему слайду где поэтапно разберем

Каждый подпункт. Вашему вниманию представлены

СЛ №6

Русский народный быт;

Русские народные верования;

Русские народные игры;

Русские народные песни, сказки;

Русские народные праздники и т. д.

Сл №7 Русский народный быт; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия

Сл № 8 Русские народные верования;

Домовой, леший, водяной — образы русской народной демонологии, известные нам с детства из сказок таинственных существах, о деревенских колдунах и ведьмах, о русских народных обычаях, обрядах, поверьях и приметах, связанных с праздниками христианского календаря.

Сл №9 Русские народные игры;

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики , как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Сл №10 Русские народные песни

Народная песнямузыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.

Сл №11 Русские народные сказки .

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

Сл №1 2 Русские народные праздники

Народные гуляньяисторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников на Руси и в России, а также в других европейских странах. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.

СЛ №13 Огромную роль в приобщении малышей к истокам русской народной культуры играет и реализуемый нами проект «Путешествие в сказку». В рамках данного проекта я знакомлю малышей с русскими народными сказками. Обыгрывая их, дети учатся передавать характер героев, различать добро и зло и т.п. К реализации проекта привлекаем и родителей. Организовывала выставки совместного творчества детей и их родителей «Наши любимые сказки», «Кто в теремочке живет…», ставим небольшие спектакли с участием родителей «Теремок», «В гости к лесовику», «Репка».

Педагогами собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм «Лапта», «Чижик», «Городки», «Камешки», «Щелчки», элементы к подвижным и малоподвижным народным играм. (оформить выставку)

Сл №14 Систематизированы русские народные игры (подобраны народные календарные игры, проводимые в дни православных праздников. На материале народного фольклора разработаны сценарии праздников, тематических вечеров, «посиделок» для педагогов, детей и родителей ( «Посиделки», «Играй, гармонь»).

В группах созданы музыкальные уголки где дети перемещаюсь и получают умения и навыки в самостоятельной деятельности

Сл №15 В содержание музыкальных занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора. Практически на каждом занятии музыкальный руководитель использует распевки «Чики-чики-чикалочки», «Василек», «Две тетери», «Дождик» и другие. Детям очень полюбились хороводные песни, как «На горе-то калина», «Земелюшка-чернозем», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др. Особое внимание на занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках и пр. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем - интерес к музыкальной деятельности. На занятиях музыкальный руководитель приучает их слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы, под эту музыку выполняют танцевальные движения, аккомпанируют себе, используя шумовые инструменты: свистульки, ложки, погремушки, самодельные трещотки, маракасы.

Народный фольклор используется широко и в самостоятельной деятельности в проведении режимных моментов.

Сл № 16

Задание педагогам (вспомнить потешки для проведения режимных моментов)

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

1. Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.

В игре Речевые игры также активно применяются:

1. По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

Важно разнообразить прогулку.

1. Стучат колеса: тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

Во время укладывания на сон:

1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули. Моих деток не буди!

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать

Игровая гимнастика - это физкультурные досуги; физкультминутки, подвижные игры.

Сл №17 Пальчиковая гимнастика. . Мелкую моторику развивает пальчиковая гимнастика. Проговаривая маленькие стишки, сопровождая каждую новую фразу простыми движениями пальчиков.

Такие простые упражнения хорошо развивают память и воображения, а кисти рук и пальцы приобретаю податливость и гибкость. Дети воспринимают упражнения, как игру и с большим удовольствием выполняет все указания.

Сл №18 Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создана библиотека русских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей

В группе отведено место для театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, настольный театр по сюжетам русских народных сказок, пальчиковый театр Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.

Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.Работа по приобщению детей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, могу утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Наши малыши играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвященных народным праздникам и традициям. И я надеюсь, что смогла пробудить чувство патриотизма у своих детей. Начало есть, и работу буду продолжать.

Подводя итого по проделанной работе можно сделать вывод, Мы будем продолжать работу в данном направлении, Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...