Деловая игра
опыты и эксперименты

Самохина Татьяна Алексеевна

Деловая игра для педагогов "Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно- исследовательской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра педагогов на тему:

«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

2.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

3.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Оборудование: телевизор, черный «ящик», карточки для правильных ответов, яичная скорлупа, рис, жетоны, мелодии, 2 бутылки с водой, 2 птички, призы для награждения команд.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Ход:

Воспитатель: Уважаемые коллеги, добрый день, я приглашаю вас на консультацию в форме деловой игры на тему «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности.

- Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Исследовать, экспериментировать, изучать – значит делать шаги в неизведанное, непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

- Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Ведущая: При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. А для того, чтобы узнать все ли вы знаете об исследовательской деятельности с детьми, я приглашаю вас поучаствовать в деловой игре «Эрудиты и мудрецы».

Воспитатель: Сейчас вы будете работать в командах, одна команда «Эрудиты», вторая «Мудрецы».

За каждый правильный ответ команда получает «жетон». В конце нашей деловой игры, будут подведены итоги. Желаю всем вам удачи!!!

Воспитатель: Итак, начнем с проведения Блиц – игры:

«Вопрос – ответ»

1. (Для команды «Эрудиты») Назовите метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.

(эксперимент)

2. (Для команды «Мудрецы») Как называется деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

(экспериментирование)

3. (Для команды «Эрудиты») Что вызывает у ребенка желание приобретать новые знания, способность решать интеллектуальные задачи?

(любознательность)

4. (Для команды «Мудрецы») Как называют человека, который слишком интересуется всем?

(любопытный)

Воспитатель: Молодцы, отлично справились! И команда (название команды) получает свой первый жетон.

- Далее, вам необходимо построить верную структуру занятия по опытно-экспериментальной деятельности (раздаю разрезанные карточки.)

Проводится игра «Структура занятия по ОЭД»

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (1)

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования (3)

3.Поиск путей решения проблемы (2)

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования (4)

5.Проведение опытов (5)

6.Наблюдение результата эксперимента (6)

7.Фиксирование результата эксперимента (7)

8.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования (8)

Воспитатель: Все верно, вы составили и каждая (или одна из) получает жетон.

- Переходим к следующему заданию, которое называется «Сказочный вернисаж»

Каждой команде необходимо привести примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, которые отличаются яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. Какая команда назовет больше персонажей, та и выиграла. (Незнайка, Винни-пух, Карлсон, Дюймовочка, Буратино, Заколдованный мальчик (Нильс), Иванушка дурачок, Оля-Яло из королевства кривых зеркал, Чиполино)

Проводится игра «Сказочный вернисаж»

Воспитатель: Команда (название команды) выиграла и получает свой жетон.

- Продвигаемся дальше и у нас музыкальная пауза.

- Я буду включать мелодии об объектах экспериментирования для каждой команды по очереди, вам необходимо узнать знакомые нотки в этой мелодии и назвать объект экспериментирования.

Проводится «Музыкальная пауза»

(облака, солнце)

Воспитатель: Молодцы, команды, вы справились и с этим заданием, получите жетоны.

Переходим непосредственно к опытам. Далее задание «Напоите птичку». Перед вами на столах стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, а птички, которые сидят на горлышке, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите птичкам напиться.

Вопрос к педагогам: Как это сделать? (повысить уровень воды в бутылке, а для этого можно использовать камушки). Чья команда быстрее напоит свою птичку, та и победила.

Проводится эксперимент «Напои птичку»

Игроки опускают камни в бутылку до тех пор, пока не повысится уровень воды до верха бутылки

Воспитатель: Молодцы команды, птички довольны. Воды напились, получите свои жетоны.

- Ну а мы двигаемся дальше…Следующее задание «Черный ящик»

(Для команды «Эрудиты») В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)

(Для команды «Мудрецы») Химики китайского университета выяснили, что в состав раствора, скрепляющего каменные блоки Великой Китайской стены, входил некий материал. В черном ящике часть этого материала. Назовите его.(Рис)

Проводится игра «Чёрный ящик»

Воспитатель: Победила команда (название). Получите жетон. А наша деловая игра близится к завершению.

Воспитатель: И последнее задание для капитанов «Угадай по мимике».

Капитан получает карточку с именем какого – либо сказочного героя. Необходимо мимикой и жестами объяснить другой команде, что это за герой. Члены команды пытаются быстро угадать изображаемый персонаж. Выигрывает та команда, которая затратит на угадывание персонажа меньше времени.

Проводится игра «Угадай по мимике»

Для команды «Эрудиты»-Буратино.

Для команды «Мудрецы»-Карлсон.

Воспитатель: Замечательно, выиграла команда (название), получите жетон.

- А сейчас пришло время подвести итоги. Уважаемые, команды, посчитайте свои жетоны (команды подсчитывают жетоны)

- И у нас победила команда(название) или обе команды. За такую прекрасную деловую игру, вручаю вам призы (команда, которая выиграла получает блокноты, а вторая - ручки, или обе получают блокноты).Спасибо за участие.

ИТОГ:

А закончить нашу деловую игру я бы хотела притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу деловую игру. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Воспитатель: Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментируйте, изучайте, исследуйте вместе с детьми!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...