Играя, развиваем речь дошкольников.
консультация (старшая группа)

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_razvivaem_rech_doshkolnikov.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

   Мастер – класс «Играя, развиваем речь дошкольников.»

   Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей.

     Задачи:

  1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
  2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению интерактивных дидактических

 Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 Игра – основной вид деятельности ребенка. Она обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления, позволяет выявить задатки и превратить их в возможности. И моя задача, как педагога, и на ООД, и в повседневной деятельности развивать познавательную активность детей.

 И в этом мне помогают дидактические игры, которые в игровой форме помогают решать умственные задачи, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе, дают определенный объём знаний, развивают активность детей и самостоятельность их мышления.

  Развитие речи – это значит, развивать звуковую культуру речи;

 - Формировать грамматический строй речи;

- Обогащать словарный запас;

 - Развивать связную речь.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры развивают у детей внимание к слову. Речь формируется в деятельности, а игра является ведущим видом деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра всегда инициатива, фантазия, эмоции. Еще Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

 Дидактические игры должны быть кратковременными и многоцелевыми. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные раннее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

 В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. Игры на совершенствование лексико –грамматических категорий и развитие связной речи. Приемы мнемотехники эффективно используются для обогащения словаря дошкольников, при обучении составлению рассказов, для пересказов.

 Игра « Карусель»

 Предлагаю поиграть…Для игры нужно 4 человека,  

Выберите предмет; встаньте по кругу

1-2-3- беги

1-2-3-замри. (Дети задают вопросы по очереди и отвечают на них)

Определим какой же банан? …..        

 « Опиши куклу»

 Педагог показывает куклу и просит рассказать о ней, какая она?

- Что это?  Кукла.

- Какая она? Нарядная, красивая…

- Что умеет делать Таня? Играть, рисовать, петь…

- Давайте вместе расскажем про Таню…

  «Сравни животных»

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку из сказки «Теремок».

- Мишка большой, а мышка…

- Какой еще мишка?  Толстый, косолапый..

- А мышка? …

- Что любит мишка?

- А мышка?...

- Лапы у мишки толстые, а у мышки?...

- А у кого хвост длиннее?

 «Распространи предложение»

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.

Например:

                    - Дети идут  ….     (куда, зачем?)         в школу.

                    - Дети идут в школу, чтобы…

 «Назови ласково»

 «Кто где живет»

 «Прятки»

 Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико– грамматических категорий родного языка.

  Интерактивная игра –это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.  Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.

Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие,

мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат  анализаторы,  благодаря  им  ребенок  более  эффективно и полно познает окружающий его мир.

Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений.

Кроме наглядности,  дети  так  же  воспринимают  новую

информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых  заданий,  что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО .

С  помощью  интерактивных  и  мультимедийных  средств,  возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д.

Отличительной  чертой  интерактивных  игр  является  то,  что  они  могут

использоваться во всех образовательных областях:

1. Физическое развитие– формирование представлений о здоровом образе

жизни, развитие  инициативы,  самостоятельности  и  творчеств двигательной

активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие  интереса  к  участию  в  подвижных  и  спортивных  играх  и  физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;

2.  Развитие  речи - развитие  всех  компонентов  устной  речи  детей:

грамматического строя  речи,  связной  речи —диалогической  и  монологической , формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи и т.д.

Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников: развивающие, обучающие, логические, игры-забавы. У нас есть «Маленький гений», где собраны игры познавательного характера, игры по обучению грамоте, математические. Вот например «Строитель», «Маленький архитектор» и другие.

Использование интерактивных  игр  наравне  с  традиционными  методами  обучения  повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.

  Без дыхательной гимнастики не обойтись..

  Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой деятельности. Формирование навыков звукобуквенного и слогового  анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте. Первоначальная работа по формированию звукобуквенного анализа и синтеза должна проводиться с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Это практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове. Так же стимулирует познавательный интерес и повышает речевую активность детей.

 Таким образом, тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Я  стараюсь  создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.

Результатом работы с детьми в этом направлении является то, что в группе создана комфортная атмосфера доверия, свободы творчества. Помогает расширять словарный запас детей, и их кругозор.

При условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе игрового набора Дары Фребеля в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей 5-7 лет, значительно повышается их речевая активность.

Использование в работе различных материалов программы дают возможность детям 5-7 лет не только получить познавательную информацию, но и способствуют повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы. Что в целом положительно влияет на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности воспитанников.

 

Дайте детству состояться – дайте детям наиграться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развиваем речь дошкольников через игру

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продукти...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Консультации для родителей по развитию речи " Развиваем речь дошкольника"

Советы по развитию речи детей. Речевые нормативы....

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь дошкольников»

Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создают...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...