Самообразование "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)"
презентация к уроку (средняя группа)

Звягинцева Гульнара Равильевна

Мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, это и было причиной выбора темы моего самообразования. Разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответить на вопрос: как их развивать?

Головной мозг человека состоит из двух полушарий и каждое выполняет свою функцию: левое полушарие – отвечает за логику, письмо, чтение, математику и понимание точных наук; отвечает за правую половину тела; правое полушарие – отвечает за воображение, творчество и целостность восприятия; отвечает за левую половину тела. Такие дети склонны к гуманитарным наукам и искусству.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Только слаженное взаимодействие двух полушарий головного мозга позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Обмен информацией между полушариями происходит через мозолистое тело (сплетение нервных волокон в головном мозге человека, соединяющее правое и левое полушария), которое можно успешно развивать в дошкольном возрасте.

Если по тем или иным причинам есть несформированность межполушарного взаимодействия, то в развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные изменения:

• плохую координацию;

• слабое переключение с одного движения на другое;

• несоблюдение последовательности движений;

• длительные паузы между ними;

• общую моторную неловкость;

• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;

• невозможность повторить движения за взрослым;

• затянутое формирование или его полное отсутствие доминантной (ведущей) руки;

• слабую или неправильную артикуляцию, речевые задержки и серьезные патологии (логопедические проблемы);

• отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);

• инфантильность в поведении;

• слабую познавательную мотивацию (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);

• агрессивность, плаксивость, негативизм.

При такой картине необходимо искусственно заставлять полушария объединятся в единую систему. Существует очень много упражнений для развития межполушарных взаимодействий. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. 

Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС (центральная нервная система), нужно выполнять как минимум по 1–2 упражнения в день. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Начинались наши занятия с большим трудом: у детей быстро пропадал интерес, приходилось не по одному разу выполнять каждое задание "рука в руке", не получались, для нас кажущиеся, элементарные упражнения. Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребенка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры не требуется скорость, а добиваемся четкости, правильности, осознанности... ну, а темп, конечно, поощряется.

Игры родителям на заметку.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

«Веселый танец»

Взрослый выполняет ряд простых движений перед ребенком, ребенку нужно повторить их наоборот. Например, ведущий делает шаг вперед, а ребенок назад, поднимает руки вверх – ребенок опускает, приседает – ребенок подпрыгивает. Играть нужно под ритмичную музыку.

«Накорми птичку/куклу»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция: Птичка хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

«Что ты видишь»

Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в транспорте, в магазине — в общем, где угодно. В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Вы можете использовать таймер и вести подсчёт слов, занося результаты в специальную табличку. Так у малыша появится соревновательный момент с самим собой (или с другими детками, если проводить игру для детской компании).

Игры и упражнения на разно типичное согласование движений рук 

Упражнение «Капитанское»

Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение «Колечки»

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками. Через несколько занятий это упражнение можно усложнить – на одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца, на другой – начинает с мизинца.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

Упражнение «Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем»

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. И сейчас в продаже есть специальные тренажеры для развития межполушарного взаимодействия (специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, межполушарные доски). Но я предлагаю вам изготовить простые, но полезные в развитии ребенка пособия. Для этого нам понадобятся самые обычные материалы: картон, цветная бумага, пластилин, маркеры, клей.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При затрудне ниях в выполнении можно помогать ребенку командой: «Кулак – ребро – ладонь».

В упражнение «Кулак – ребро – ладонь» можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг – это кулак, овал – ребро, прямоугольник – ладонь.

Берем ножницы и вырезаем из цветной бумаги геометрические фигуры разного цвета, приклеиваем их, пособие готово.

Упражнение «Проведи по линиям»

Итак, берем листок бумаги и чертим на нем маркерами любые зеркальные линии, лабиринты, спирали. Обозначаем начало и конец дорожки значком разного цвета. Пособие готово.

Задания для ребенка:

- проведи по линии правой рукой;

- проведи по линии левой рукой;

- проведи по линии двумя руками одновременно;

- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) правой руки;

- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) левой руки;

- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.

Упражнение «Хождение по дорожкам»

Для этого упражнения можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др. Можно найти в Интернете и распечатать готовые картинки с аналогичными заданиями или так же, сделать самостоятельно, используя картинки с разными персонажами.

В течение дня, в любых режимных моментах, можно найти время для проведения этих упражнений. Можно взять физминутку, пальчиковую гимнастику, дыхательную, гимнастику для глаз на занятиях. 

Полезная литература:

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Трясорукова Т. П. ;

- «Графомоторика», Давыдова О. А. ;

- «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова О. А. ;

- «Волшебные обводилки», Г. М. Зегебарт;

- «Нейропрописи. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», И. Праведникова.

Список литературы:

1. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М. : Генезис, 2005.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.

3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.

4. Хомская Е. Д., Привалова Н. Н., Ениколопова Е. В. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М. : МГУ, 1995.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)» Презентация воспитателя Звягинцевой Гульнары Равильевны МАДОУ д /с № 29 «Аист» Левое  Речь  Логика  Анализ  Математические способности Правое  Восприятие информации на слух  Планирование  Креативность  Образное мышление

Слайд 2

За последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических процессов, расстройства устной и письменной речи, снижение работоспособности, плохая координация движений. И как следствие – трудности в процессе обучения и адаптации. КОГДА ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ РАБОТУ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ? Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования межполушарного взаимодействия период с 3до 8 лет, так как в это время закладывается: слуховое зрительное кинетическое восприятие звуковое смыслоразличение АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

ПРИЗНАКИ СЛАБОГО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, то ведущее берёт на себя основную нагрузку, а другое блокируется. Ребёнку сложно писать под диктовку и переписывать текст. Он с трудом описывает ситуацию по картинке. Не может адекватно оценивать эмоции других людей. Пишет буквы в зеркальном отражении. Часто говорит сбивчиво и нечётко. Нарушения речи возникают произвольно. Испытывает сложности в общении со сверстниками. Больше общается с младшими детьми или взрослыми. Затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора. У ребёнка может меняться ведущая рука.

Слайд 4

Улучшают взаимодействие полушарий здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; арикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; зрительная гимнастика; самомассаж ; логоритмика ; творческие занятия под классическую музыку.

Слайд 5

КАК И ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ? Для развития межполушарных связей используют игры и упражнения, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. рисование обеими руками одновременно выполнение зеркальных движений упражнения на координацию и ловкость движений упражнения на ориентацию в пространстве

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия у детей"

Буклет раскрывает актуальность развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, знакомит с комплексом упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, мелкой мото...