ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
методическая разработка

Лебедь Марина Сергеевна

В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недоразвитием разной степени выраженности. Психологические особенности данной категории детей- снижение или отсутствие потребности в контактах с окружающим миром, стереотипность поведения, искажение процессов эмоционального реагирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_may_24.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недоразвитием разной степени выраженности. Психологические особенности данной категории детей- снижение или отсутствие потребности в контактах с окружающим миром, стереотипность поведения, искажение процессов эмоционального реагирования.

Все семьи, которые воспитывают детей с нарушениями развития, сталкиваются с необходимостью прохождения определенных этапов функционирования семьи. Каждый член семьи должен пройти этот этап, понять и принять свою в нем. Во- первых, самое главное и основное условие - принятие диагноза ребенка и ситуации изменения жизни семьи.

 Во - вторых, определение своей роли в процессе помощи ребенку и принятие на себя ответственности за исполнение этой роли.В - третьих, поддержание функциональности семьи за счет умения находить новые ресурсы, в том числе и эмоциональные, а также трансформация собственных ценностей и смыслов жизни.

Особенно сильно переживают матери детей с РАС, так как не получают необходимого отклика со стороны своего ребенка. Рост эмоциональной напряженности негативно сказывается на внутрисемейном климате,  а это в свою очередь ведет к конфликтам не только  детско– родительским, но и супружеским отношениям. Матери склонны подавлять свои отрицательные эмоции, что нередко приводит к проявлению депрессивных и невротических состояний. Таким образом, семейная ситуация часто  не оказывает на аутистичного ребенка необходимого позитивного воздействия, а наоборот, усиливает защитные реакции, может стать причиной значительного регресса в психическом развитии.

        Реальность воспитания ребенка с аутизмом (РАС) в России такова, что нет государственной системы помощи, нет специалистов и нормативно-правовых документов, регламентирующих эту помощь, а в существующей системе коррекционного образования катастрофически не хватает понимания сути нарушений и методик для психолого-педагогической помощи ребенку и его семье.  Поэтому родителям приходится самостоятельно на свой страх и риск выстраивать личную систему коррекционной помощи для своего, отдельно взятого, ребенка. При этом родители зачастую не обладают ни ресурсами (материальными, эмоциональными, временными и прочее), ни образованием, ни достаточным навыком для этого.

Работа специалистов с ребенком обязательно должна сочетаться с обучением родителей особому аффективному режиму его домашнего воспитания: постоянному эмоционально-смысловому комментарию впечатлений и действий ребенка и происходящего вокруг него, конкретным приемам налаживания с ним игрового и бытового взаимодействия, основанных на развитии разделенного переживания.

Если говорить об оптимальной организации психолого-педагогической помощи, то ребенку с аутизмом необходимо:

на первом году жизни - выявить саму угрозу формирования нарушений аутистического спектра и оказать специальную психологическую помощь семье в развитии эмоционального контакта, налаживании взаимодействия с ребенком, которая позволила бы если и не избежать диагноза РАС, то, по крайней мере, значительно улучшить прогноз развития;

в период раннего возраста, особенно в период постановки диагноза РАС, семье нужна не только психологическая поддержка, но и получение информации о специфике трудностей ребенка, обучение эффективным методам его воспитания и своевременное начало специальных занятий ребенка с специалистами;

в дошкольном возрасте, т.е. в период наиболее выраженных проявлений детского аутизма (заострения трудностей эмоционального контакта и поведенческих проблем, выявления искажения психического развития) семье по-прежнему необходима психологическая поддержка, а самому ребенку - индивидуальные занятия с психологом и, в случаях выраженной задержки развития, с логопедом и дефектологом, специально подготовленным к работе с такими детьми;

в старшем дошкольном возрасте всем таким детям, помимо сохранения регулярных занятий с психологом, для подготовки к школе требуются индивидуальные занятия с педагогом, а также введение в детскую группу (в условиях специального сопровождения), расширяющую опыт социального взаимодействия;

на протяжении всего периода школьного обучения и ребенок, и его семья продолжают нуждаться в специальном психолого-педагогическом сопровождении. При использовании всех возможностей интеграции ребенка в группу сверстников, ему необходима не только поддержка в освоении школьной программы, но и специальная помощь в развитии представлений об окружающем, социальной компетенции, в освоении навыков коммуникации и бытовой адаптации;

подростку с РАС и его семье также необходима психологическая и педагогическая поддержка. Подростку требуется помощь в выработке навыков, обеспечивающих его самостоятельность в быту, ориентировку в ближнем и дальнем социальном окружении, навыков взаимодействия со сверстниками. Необходим также и поиск возможностей профессионального развития;во многих случаях психолого-педагогическая поддержка требуется и взрослому человеку с проблемами аутистического спектра;  а его близкие также часто нуждаются в психологической помощи.

Психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с РАС ведется по следующим направлениям: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая профилактика и психологическая коррекция. Помощь родителям должна быть направлена, в первую очередь, на создание доверительных отношений и оказание эмоциональной поддержки. Важно уделять внимание по формированию у родителей адекватного позитивного образа ребенка, уважительного отношения к его индивидуальным особенностям. Исходя из этого, вести работу по формированию единой системы требований. Матерей и отцов аутичных детей  отличает противоречивая особенность- с одной стороны они хотят видеть развитие своего ребенка, с другой- избегают открытого обсуждения трудностей.

На этапе диагностирования для формирования доверительных  отношений между педагогами и родителями детей, следует руководствоваться формой индивидуальных консультаций. В процессе беседы педагог должен быть готов проявить заинтересованность развитием ребенка, готовностью помочь. Потребности в консультациях у родителей может возрасти по мере взросления ребенка.

Вопрос психологического просвещения родителей может быть решен с помощью различных способов: видео уроков, онлайн конференций, где впоследствии возможно постепенное включение родителей в групповые формы работы. Эти формы работы не связаны с необходимостью погружаться в собственные переживания, рассказывать о них другим людям, а направлены на получение родителями важной информации о процессе развития ребенка с ОВЗ, его особенностях.

Решение психопрофилактических задач обеспечивается систематичностью встреч с родителями для отслеживания динамики их эмоционального состояния, а также использованием здоровье сберегающих технологий (например: арт- терапии, песочной терапии). Отдельные арт- терапевтические приемы можно включать в процессе консультаций для вербализации чувств и переживаний, снижения уровня психофизического напряжения.

Одной из важных задач включения родителей в групповые формы является эмоциональная поддержка, формирование чувства общности. В процессе работы в группе у родителей снижается острота переживаний, постепенно развивается навык решения проблемных ситуаций. Большое внимание необходимо уделять развитию рефлексии, то есть способности анализировать события и собственное отношение к ним.

Задача близких, окружающих ребенка людей состоит в совместном с ребенком осмыслении круговорота повседневной домашней жизни. Выделяя в нем эмоционально значимые впечатления и опираясь на них, близкие могут поддерживать каждодневную активность своего ребенка.

В полном объеме эмоциональный контакт могут осуществить только близкие люди, с пониманием и участием проговаривая сначала для ребенка, а потом, в идеале, вместе с ним все то, что каждодневно происходит с их детками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Психология.- 1986.- №4.- С. 22-28.

2. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

3. Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К., Кимберли А. Хенри«Как мне учить этого малыша?».

4. Мамайчук И. И доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии «Помощь психолога детям с аутизмом»;

5. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: Хрестоматия/ ред. И.Р. Добряков, О.В. Защиринская.- СПб: Речь, 2007. 400 с.

6. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ ред. В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 408 с.

7. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- №4- С. 17-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"

В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....

Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель проекта: Организация  сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра...