Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройством аутистического спектра
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Нуриева Гуля

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы психолого-педагогической коррекции детей с расстройством аутистического спектра

Ведущим направлением в психолого-педагогической коррекции детей с расстройством аутистического спектра  является формирование их коммуникативных навыков. Изучив специальную литературу, а так же проанализировав методическую литературу стало ясно, что внимание уделяется не столько формированию коммуникативных навыков, сколько развитию речи этих детей в целом. Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на: понимание названий предметов; понимание названий действий; понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п. Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.                                                                                 

Ребенку в ДОУ с такими расстройствами очень сложно найти контакт с окружающими и поэтому мы должны формировать у него базовые коммуникативные функции, к ним относятся: умение выражать просьбы/требования вербальных и невербальных средств коммуникации;   проявление социальной ответной реакции: реакция на имя, умение выразить отказ, ответить на приветствие, дать утвердительный ответ,  согласиться, отвечать на личные вопросы и комментарии других людей; формирование навыков комментирования и сообщение информации:  умение дать комментарий в ответ на неожиданное событие, назвать окружающие предметы, близких людей, персонажей из детских книг, мультфильмов; умение использовать притяжательное местоимение "мой" для обозначения собственности, описывать действие местонахождение , свойства и качество объектов, а также более сложные навыки - описание прошедших и будущих событий; формирование навыков запроса информации: умение привлечь внимание другого человека, задавать вопросы с целью  получения интересующей информации.                                                                      

На всех этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала. При установлении контактов (первые занятия) следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций, педагог находится рядом, при возможности включаясь в игру, комментируя действия или играя параллельно рядом. Работу по формированию у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.                                                                                  

Необходимыми предпосылками начала обучения, являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции необходимы для обучения пониманию названий предметов. Все слова, пониманию которых ребенок научится в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Способы процесса переноса навыка обговариваются с родителями. Обучение выполнению инструкций проводится: а) на простых движения, б) с предметами, в) по картинкам. На начальном этапе при выполнении инструкций необходима помощь педагога («рука в руке», жест, направление движения).                                                                

Обучение выполнению инструкции «Дай». Выбирается один предмет, пониманию названия которого будет обучаться ребенок. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер должны быть такими, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой.  После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. Помещают на стол два предмета - причем они должны находиться на равном расстоянии от ребенка.  Когда ребенок безошибочно дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова.        

Обучение пониманию действий по картинкам. Подбирают картинки, на которых изображены люди (на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных), совершающие простые действия. В начале лучше использовать те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, "пьет", "сидит", "рисует", "спит", "ест"). Каждый из людей, действующих на фотографиях (картинках), должен выполнять несколько действий. Например, если используются фотографии мамы, то она должна и пить, и спать, и рисовать, и т.д.. Тогда при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия.                                                                                        

Обучение экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию «Делай так» или «Повторяй за мной».  Главная задача — установление контроля над подражанием. Имитация основных движений: Сидя напротив ребенка, добиваемся внимания. Предъявляем инструкцию: «Делай так» или «Сделай это», одновременно демонстрируем движение. Постепенно помогаем все меньше (показ движения, подталкивание его рук на движение, подсказка жестом): похлопай по животу, потри руками, подними руки вверх, дай руку, хлопай в ладоши и др. На этих инструкциях мы приучаем ребенка действовать по подражанию, далее работа будет вестись на более мелких движениях (тонкая моторика, речь).                                                        

Имитация мелких и точных движений: указать на части тела, разжимать и сжимать кулаки, постучать указательным пальцем, выставить указательные пальцы и т.д.  Постепенно выполняется действие по словесной инструкции.                                                        

При работе должны учитываться требования  для детей с РАС: в помещении, где проводится ребенок  не должно быть предметов, отвлекающих ребенка. Должны соблюдаться правила безопасности ребенка, т.к. многие дети с РАС импульсивны, агрессивны, двигательно беспокойны. Должен избегаться зрительный и тактильный контакт, иногда и дольше. Диагностика проводится тихим голосом, исключаются резкие движения, не используются крупные, яркие, резко звучащие игрушки.                                

Эффективность работы зависит от особенности ребенка, силы тяжести его нарушения.                                                                        Не каждого дошкольника с проявлениями расстройствами аутистического спектра можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае коррекционно-реабилитационная работа поможет:

  • организовать его поведение;
  • развить способности к коммуникативному взаимодействию;
  • обучить навыкам самообслуживания;
  • сгладить негативные проявления аутизма;
  • усилить психическую активность ребенка;
  • научить проводить свободное время;
  • подготовить к обучению.

Рекомендации по предъявлению инструкций ребёнку:

  1. Инструкции должны быть чёткими и краткими.
  2. При предъявлении инструкции не надо называть ребёнка по имени.
  3. Сказав инструкцию, дайте ребёнку 3 секунды на ответ.
  4. Без согласования с командой коллег не меняйте словесную формулировку предъявляемой инструкции.
  5. Сохраняйте постоянный темп при предъявлении инструкции.
  6. Помощь должна быть частью инструктирования, а не обратной связью. Помогайте ребёнку после одной неправильной реакции.
  7. Когда навык освоен, начинайте варьировать инструкции.
  8. Инструкцию нужно давать однократно. Если вы вдруг обнаружили, что повторяете инструкцию, не дождавшись реакции ребенка, то остановитесь, скажите: «Попробуем ещё раз» (это нейтральная обратная связь), а затем повторите попытку с начала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"

В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...

Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"

В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с  детьми с расстройством аутистического спектра....

Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...