Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Базанова Наталия Николаевна

Конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование187.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш»

Самообразование

на 2023– 2024 учебный год

 Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\bazan\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\31669f5083c1de51dc77b02c9d4060e5.jpg

Подготовила воспитатель:

Базанова Наталия Николаевна

Данилов

2023

План работы по самообразованию

на 2023– 2024 учебный год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                           

Актуальность:

          В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

         Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 

          Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.

 

          Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

 Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность. 

 Задачи для педагога:

• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;

• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

 Задачи для детей:

• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

          Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

       

 

 

 

 

 

Изучение учебно-методической литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку     дошкольников. М., 2000

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.

11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

  

 

План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)».

 

 Сентябрь 

 • Познакомить детей с понятием «театр».

• Формировать представления детей о видах театра.

Показ презентации на тему: «Что такое театр».

 Октябрь

• Продолжать работу по знакомству детей с кукольным театром. Учить детей манипулировать куклами-актерами.

• Продолжать развивать интонационную речь.

• Развивать выразительность речи.

Ноябрь

• Беседы о театре в ходе совместной деятельности воспитателя и детей.

• Методические разработки.

• Театр на столе Показ инсценировки русской сказки  «Теремок»

Декабрь

• Работа по развитию связной речи во время проведения занятий и режимных моментов.

• Картотека «Составь  рассказ по картинке» для детей старшего 

дошкольного возраста

Январь

• Учить детей самостоятельно изготавливать кукол для спектаклей

• Занятие по конструированию из бумаги «Театр на конусах»

Февраль

• Работа по психогимнастике в ходе занятий и режимных моментов.

• Картотека «Психогимнастика»

Март

• Активизировать познавательный интерес к театрализованной  дея-тельности, сценическому творчеству.

• Занятие «Поиграем в театр»

Апрель

• Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т. д).

• Показ детям сказки «Маша и медведь»

Май

• Подготовка и репетиции спектакля «Заюшкина избушка»

• Показ спектакля «Заюшкина избушка»

                     

  Работа с родителями.

Сентябрь

• Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области речевого развития детей.

Октябрь

• Привлечение родителей к обогащению «Центра театрализованной деятельности», изготовление теневого театра

• Пополнение центра новым видом театра.

Ноябрь

• Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Декабрь

• Организация праздника к Новому году.

• Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.

Январь

• Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.

• Консультация для родителей «Играем в театр»

Февраль

• Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи

Март

• Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

• Привлечение в организации праздника для мам

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Апрель

• Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.

• Консультация для родителей «Как устроить домашний театр для детей

            

   Консультация для педагогов ДОУ

Виды театра и влияние театральной деятельности на развитие детей

Роль театральной деятельности в развитии речи детей

Подготовка театральной постановки сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность:           В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.Задачи для педагога:• анализ программно-методических материалов, разработка структу...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Театр –искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театрпо-настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С. Станиславский...