Статья на тему: " Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
статья (старшая группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

Статья для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для педагогов20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие  как инновационная технология  работы с детьми.

В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов.

Настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т.е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.

Особенности образовательного события

  • Образовательное событие – это часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
  • Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Например, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь…»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем…»)
  • Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
  • Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
  • Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.

Структура образовательного события

  • Эмоциональный взрыв – проблемная игровая ситуация, актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, исследования, игры, открытие нового. Ситуация должна лежать в зоне ближайшего развития, то есть быть актуальной, но не простой, не открываться сразу.
  • Ожидание самого события, подготовка к нему.
  • Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.
  • Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.

Вне зависимости от продолжительности и способа возникновения событие – это нечто значимое и оставляющее след в душе.

В развитии дошкольника эмоции играют важную роль в развитии их мышления. Эмоции безраздельно  владеют ребенком и являются определителем всех его реакций.

Эту особенность дошкольника никак нельзя игнорировать, и именно она должна лежать в основе любой предлагаемой ребенку деятельности. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально, неэффективна.

Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.

Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они с радостью откликаются на любую самую фантастическую ситуацию, в которой присутствует герой, попавший в затруднение.

Детям младшего возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают. Поэтому большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.

Задание для детей старшего возраста станет по-настоящему интересным и осмысленным в том случае, если дети при его выполнении столкнуться с трудностью. Например, чтобы помочь герою, старшие дети будут вынуждены узнать что-то новое, а затем передать свое новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умения устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в своей речи.

Смыслом деятельности детей старшего возраста может стать и участвовать в социально значимых акциях, которые помогают детям чувствовать свою причастность к очень важной, взрослой жизни, или практическая необходимость, т.е. то, что нужно непосредственно самим детям.

Смыслом деятельности старших дошкольников может быть и просто желание что-то знать. Не для кого-то, а для себя самого, или для того, чтобы продемонстрировать свое знание взрослым, поделиться осведомленностью со сверстниками.

Типы образовательных событий

  • По типу сюжета (реальный – подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой – «помогаем Бельчонку и т.д.»).
  • Наличию привязки к календарному времени (календарные, события-традиции или не зависящие от времени года).
  • Способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникшие по инициативе детей).

Планирование образовательного события

При составлении сценария образовательного события педагог должен ориентироваться не столько на возможные увлекательность, зрелищность и выигрышность выбранных видов деятельности, которые есть в копилке его прошлого опыта, сколько на то, будет ли посредством этих видов деятельности развиваться регуляция, познание, коммуникативность. И приведет ли все это в результате к появлению инициативности как нового качества личности.

Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана.

Что появляется раньше: тема или цель? Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит. Иногда педагог определяет детские дефициты, и уже потом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить. В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события. Вопросы «зачем?», «для чего?» должны сопровождать педагога на протяжении всего события.

Литература:

  1. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3 – 7 лет: Методическое пособие/ Под ред. О.А. Шиян – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 88 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....

Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"

В мастер  - классе  представлены   особенности организации образовательного события  в ДОУ....

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми в ДОО

Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с т...

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.

Образовательное событие « День добрых дел»Цель : Формировать эмоциональное отношение к действительности, воспитать стремление сопереживать друг другу, желания помочь и под...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...

Презентация на тему: «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Презентация на тему:«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»...