ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цифроград» (для детей 5 – 7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Дополнительная общеобразовательная программа "Цифроград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrograd.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образование Администрации города Когалыма Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик - семицветик»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Цифроград»

(для детей 5 – 7 лет)

на 2023 – 2024 учебный год

направленность: социально - гуманитарная

Составитель: Марфутенко А.О.

воспитатель

г. Когалым, 2023г.

 Пояснительная записка

Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет. Срок реализации программы – 2 месяца.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

использование игровых методов преподавания;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

Цель данной программы является изучение и письмо цифр.

Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

Организация пред школьного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, является в структуре общего образования пред школьной ступенью.

Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются: 
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
Общение. В программе используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами, 
интеллектуальная готовность.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения.
Обучение математике начинается с до числового изучении математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач.
Частью 
физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

Основные знания и умения, обучающихся по окончании курса

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающихся будут:

соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

свободно считать в пределах 10;

сравнивать числа в пределах 10;

знать «соседей» числа;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

правильно писать цифры.

Содержание курса

  Содержание и структура курса «Цифроград» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям. С этой целью также введены главные герои (Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова), которые сопровождают ребёнка в его «путешествиях» по станциям пособия.

В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.







Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

урока

Основные виды

учебной

деятельности

1

Много. Один. Письмо цифры 1.

Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа.

2

Число 2. Письмо цифры 2.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов.

3

Число 3.

Письмо цифры 3.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и

числа.

4

Число 4. Письмо цифры 4.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4.

5

Число 5. Письмо цифры 5.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел.

6

Число 6.

Письмо цифры 6.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек.

7

Число 7. Письмо цифры 7.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

8

Число 8.

Письмо цифры 8.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек.

9

Число 9. Письмо цифры 9.

Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

10

Число 10. Запись числа 10.

Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел.

11

резерв

Состав чисел в пределах 10.

Закрепление.

Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач.

Разработка занятий

Занятие № 1.

Тема. Много. Один. Письмо цифры 1.

Цели и задачи.

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.

Развивать мыслительные операции, внимание, память, познавательные интересы, творческие способности.

Воспитание дружелюбия, трудолюбия, аккуратности.

Оборудование: магнитная муха (бабочка), иллюстрации «Курочка Ряба», «Винни-Пух», геометрические фигуры из точек, картинки часов и числа 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работать будем старательно,

Слушать нужно внимательно.

Геометрический материал.

- Какие фигуры видите на картинке?

- Из чего они состоят?

- Из точек.

- А что такое точка?

- Это геометрическая фигура.

Знакомство с новым материалом.

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри – не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Знакомство с числом 1.

Загадки:

Доброе, хорошее Ночью по небу гуляю,

На людей глядит, Тускло землю освещаю.

А людям на себя Скучно, скучно мне одной,

Глядеть не велит. А зовут меня … (луной)

(Солнце)

Весёлые стихи:

Сколько звёзд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце – одно на свете.

Только мама – одна на свете. (Г. Виеру)

Сколько хоботов у слона, ножек у юлы, хвостиков у мышки и т.д.?

В) Знакомство с цифрой 1.

Часы.

- Который час показывают часы?

- Какая цифра на часах отсутствует?

- Кот Антипка жил у нас.

Он вставал с лежанки в ЧАС

В ДВА на кухне крал сосиски,

В ТРИ сметану ел из миски,

Он в ЧЕТЫРЕ умывался,

В ПЯТЬ по коврику катался,

В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,

В СЕМЬ играл с мышами в прятки,

В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,

В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,

В ДЕСЯТЬ шел к лежанке спать

Потому что в ЧАС вставать.

Учитель показывает картинки по теме: «Много - один» и просит назвать то, что на картинке - одно, а чего - много. Обозначение одного предмета цифрой 1.

Белки с коктейлем и грибком.

Котята рыжие и белый (черный).

Зайчики с тортом и зайчик с цифрой 1.

Работа в тетрадях.

111

1 1

11 11 11

111 111 111

Итог.

- С каким числом и цифрой познакомились?


      





Занятие №2.

Тема: Число 2. Письмо цифры 2.

Цель: 1) Познакомить с числом и цифрой 2.

Закрепить умение вести счет предметов в пределах 10.

2) Развивать логическое мышление, внимание.

3) Формировать интерес к предмету.

Оборудование: карточки зеленого, красного, оранжевого и желтого цвета, предметные картинки для счета, разрезные цифры, цифра 2, образцы в тетрадях.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

Пространственные представления.

- расположить фигуры над, под, перед, между, слева, справа и т.д.

Например, «Геометрическое лото».

— Составьте узор из фигур геометрического лото. Возьмите три кружка:

желтый, красный и синий.

Положите их на парту так, чтобы вверху был красный кружок, а желтый кружок лежал между красным и синим.

Положите справа от желтого кружка красный квадрат, а слева — синий квадрат.

— Сколько всего фигур использовали? Сколько кругов? Сколько квадратов? Чего больше? Чего меньше?

- Около какой фигуры можно поставить цифру 1?

- Что она обозначает?

- Что можете сказать о числе 1?

- Начало счета. Обозначает один предмет.

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце). Луч солнца.

Геометрический материал.

Прямая линия. Точка. Луч. Отрезок.

- Сколько точек у луча? А у отрезка?

III. Физкультминутка.

Шли по крыше два кота,

Два кота Василия (ходьба)

Поднимались два хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели сверху вниз. (Приседание)

И сказали два кота: «Красота! Красота!» (Хлопки в ладоши)

IV. Образование числа 2.

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

- Какую цифру можно поставить около белого щенка? Около черного?

- Один да один.

- Сколько стало щенят.

- Какой цифрой это можно обозначить?

- Это больше или меньше одного?

- Какую запись можно выполнить?

1+1=2 11

- Где должна стоять цифра два в ряду чисел.

- Справа от 1.

А вот это – цифра 2.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Два – похожа на гусёнка,

С длинной шеей,

Шеей тонкой.

Часы.

- Какое время показывают часы?

- Какая цифра отсутствует?

- Кот Антипка жил у нас.

Он вставал с лежанки в час.

В два на кухне крал сосиски.

V. Физкультминутка

На болоте 2 подружки,

2 зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

VI. Задачи в стихах.

Карандаш 1 у Миши, Утка морковку в корзине несла,

Карандаш 1 у Гриши. Этой покупкой довольна была.

Сколько же карандашей. Если морковку ещё её купить?

У обоих малышей? Сколько их будет? Ты можешь сложить?

Работа в тетради.

2222

2 2 2

22 22

222 222

12 12

IX. Итог занятия.

- С каким числом и цифрой познакомились?

- Как получить число 2?

- Как по-другому можно назвать 2 одинаковых предмета?


Занятие №3.

Тема. Число 3. Письмо цифры 3.

Цель: познакомить с числом и цифрой 3; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Оборудование: предметные картинки для счета; карточки для индивидуальной работы;
геометрические фигуры.

Ход занятия.

Организационный момент.

Счет.

- С какого числа начинается счет?

- Какое число называется при счете после числа 1?

- Оно больше или меньше 1?

- Расскажите, что вы знаете о числе 2?

- Какое число будет следующее в этом ряду: 1,1, 2, 1, 1,...

- Сосчитайте до 10 и обратно (количественный и порядковый счет).

- Сосчитайте, сколько птичек в стайке?
Эта птичка – соловей,

Эта птичка - воробей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички по домам!

3. Образование числа 3.

Сколько львят на наборном полотне? – ( Один.)

Сколько теперь стало? – ( Два.)

А если еще один поставить, сколько станет? – (Три.)

Какую цифру (из 1, 2, 3) надо поставить ко львам?

4. Закрепление. Состав числа три.

Посмотрите на картинки, почему около них стоят цифры три?

(Три героя: три поросенка;
попугай Кеша, кот, ворона;

Пятачок, Вини Пух, Сова.)

Сколько котят белых? Черных? Рыжих? ( По одному.)

Сколько всего котят? (Три.)
- Три - это 1 да 1, да1.

- Сколько больших котят? А маленьких? ( Два. Один)

- Сколько всего котят? ( Три.)

Три - это 2 да 1. 1 да 2.

1+1+1=3 2+1=3 1+2=3 1 2

- Где должна стоять цифра три в ряду чисел.

- Справа от 2.

Что фигуры объединяет? (три стороны, три угла, три вершины)

На какие группы можно их разбить? ( По цвету, по форме, по размеру.)

Около каких групп фигур можно поставить цифру 3?

Физминутка.

Три медведя шли домой:

Папа был большой-большой,

Мама с ним – поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Цифра три.

Часы.

- Кот Антипка жил у нас.

Он вставал с лежанки в час.

В ДВА на кухне крал сосиски,

В ТРИ сметану ел из миски,

Работа в тетради.

3333

3 3 3

33 33

333 333

123 123

Итог.

С каким числом и цифрой познакомились?

Сколько цветов у светофора?

Сколько углов у треугольника?

Сколько ножек у рояля?

Сколько зимних, весенних, летних месяцев? А осенних?

 











Занятие №4.

Тема. Число 4. Письмо цифры 4.

Цель: познакомить с образованием и составом числа 4, с соответствующей цифрой, учить соотносить цифры 1-4 с количеством, закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству; развивать способность к воображению, логическое мышление; воспитывать любознательность, активность.

Оборудование: карточки с цифрами, геометрические фигуры (треугольники), предметные картинки: цветы, бабочки; счётные палочки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Устный счёт, повторение.

а) Воспроизведение последовательности чисел от 1 – 10.

- Счёт «цепочкой» от 1 до 10 и обратно.

- Посчитайте от 1 до3, от 3 до 1

- Назовите соседей числа 2.

-Назови числа, которое при счете идут за числом 1.

-Назови числа, которое при счёте идут перед числом 3.

-Назовите числа больше 1, 2?

- Назовите числа меньше 3,2?

б) Решение задачи.

( При решении задач используются счётные палочки или предметные картинки)

Вот медведица идёт

Медвежат двоих ведёт.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитайте поскорей. (1 + 2 = 3)

3.Работа над новым материалом.

а ) Образование числа 4.

Под кустами у реки

Жили дружные жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать.

1 + 1 + 1 + 1 = 4

- Какая цифра подходит для обозначения: 1,2,3?

- Значит, 4 – это сколько?

- А еще сколько и сколько?

- Я предлагаю вам посадить цветы. Что для этого надо сделать?

(Вскопать землю, посадить семя, полить).

-Выросло 3 цветка (выставляем на наборное полотно 3 цветка)

-Немного позднее вырос ещё один цветок. Сколько цветов стало?

3+1=4

- Как получили 4? За каким числом идёт 4?

б ) Состав числа 4.

-Понаблюдайте за цветами. Какие они?

(3 больших и один маленький цветок, 4 это 3 да 1, 4 это 1 да 3 )

( 2 красных и 2 жёлтых цветка, 4 это 2 да 2)

2+2=4 43 2

Я рисую кошкин дом.

Три окошка,

Дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

- Где должна стоять цифра четыре в ряду чисел.

- Справа от 3.

4. Физминутка.

Один, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолет.

1,2 – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

1,2,3,4 – руки выше, плечи шире.

1,2,3,4 – и на месте походили.

5. Работа в тетради.

444

4 4 4

44 44

444 444

1234 1234

6. Итог.

Загадка. Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются. (Колёса)

- Сколько колес у автомобиля, времен года, ног у коня, лап у собаки, ножек у стола, стула, рогов у двух коров и т.д.?

 






Занятие № 5.

Тема: Число 5. Письмо цифры5.

Цель: 1) Познакомить с числом и цифрой 5.

Учить соотносить цифры от 1 до 5 с количеством предметов.

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

2) Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев.

3) Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: цифры, предметные картинки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Повторение изученного материала.

- Сколько концов у палки?

- Какое число стоит до числа 2, 3?

- Какое число следует за числом 2, 3?

- Назовите соседей числа 2, 3.

III. Работа над новым материалом.

Счет до 5. Работа по составу числа 5. Число и цифра 5.

Выставляются на доску картинки с изображением курицы-наседки.

Сидит пеструшка на яйцах,

Сидит, удивляется:

- Сколько времени сижу,

Ничего не получается. Как это так?

Вдруг под ней яйцо – крак!

Словно из пеленок выскочил цыпленок.

Сидит он, озирается, других дожидается.

Тут второе яйцо треснуло.

Из домика тесного еще цыпленок – цвок!

1+1=2

Сидят вдвоем озираются, других дожидаются.

Из третьего яичка вышла сестричка.

2+1=3

Сидят втроем озираются, других дожидаются.

Еще яйцо – кок!

Еще цыпленок – скок!

3+1=4

Сидят вчетвером озираются, последнего дожидаются.

А из последнего яичка опять сестричка.

4+1=5

3цыпленка-братца и 2 цыпленка-сестрички.

3+2=5

Выставляется домик с закрытыми окошками.

- В этом домике живет число 5.

- Сколько мы должны добавить к числу 3, чтобы получить 5? ( Добавить 2.) Открывается окошко домика.

- Сколько мы должны добавить к числу 4, чтобы получить 5? ( Добавить 1.)

Учитель показывает цифру 5 и говорит, что ее пишут тогда, когда есть 5 предметов.

- Где должна стоять цифра пять в ряду чисел.

- Справа от 4.

Веселые стихи и загадки, связанные с числом 5 и цифрой 5.

1) А вот это- цифра 5!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

Как считали, повтори,

И 1, и 2, и 3,

А 4 не забудешь?

И четыре говори!

А последний будешь брать –

Говори скорее пять! ( С. Я. Маршак.)

Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок…

7. Работа в тетради.

555

5 5 5

55 55

555  555

12345 12345

8. Итог занятия.

- Сколько пальцев на руке, лучей у звездочки, нотных линеек, олимпийских колец и т.д.?

- Какая оценка самая лучшая?

- Пятница – какой день недели?

Занятие № 6.

Тема: Число 6. Письмо цифры 6.

Цели и задачи:

Познакомить с образованием и составом числа 6, с цифрой 6.

Продолжить формирование умения решать простые задачи.

Развивать познавательные и творческие способности, логическое мышление, внимание, память, интерес к новому.

Воспитание положительного отношения к учению, трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

Оборудование: картинки с матрёшками, предметные картинки, геометрические фигуры, набор цифр, счётные палочки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Создание игровой ситуации. Устный счёт.

Учитель читает стихотворение, и по ходу чтения вывешивает на доску картинки с матрёшками в разноцветных сарафанах.

Куклы деревянные

Круглолицые, и румяные.

В разноцветных сарафанах

На доске у нас живут

Всех матрёшками зовут.

- Сколько матрёшек у нас на доске? (счёт предметов прямой и обратный)

- Какая по счёту матрёшка в красном сарафане?

- Какая по счёту матрёшка в жёлтом сарафане?

- На каком месте стоит матрёшка в зелёном сарафане?

- Назвать соседей матрёшки в синем сарафане?

(Можно на этом материале повторить понятия «слева», «справа», «перед», «предыдущая», «последующая», порядковый счёт и т.д.)

Повторение пройденного.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

_Каких предметов больше всего, а каких меньше всего?

2) «Заблудилось» число. Восстановите порядок:

1 2 5 3 4

- Что вы можете сказать о числе 5?

(Даётся характеристика числа 5 и определяется его место в натуральном ряду)

Знакомство с новым материалом. Число и цифра 6 .

Белка шла по лесу, шла,

На обед грибы нашла.

Пять под березой, один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине.

5+1

Три больших, три маленьких,

Маленьких, удаленьких -

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят?

3+3

Два кубика у Маши,

Четыре у Наташи.

Вы кубики все эти

Скорей считайте дети.

2+4

Физкультминутка

Круглая большая – матрёшка заводная.

(наклоны в сторону)

Фартук завязала, платочек подвязала.

(показать завязывание платочка)

И пошла матрешка в пляс –

(наклоны, повороты на месте)

Она красавица у нас.

(руки развести в стороны)

Работа в тетради.

1) Рассмотрите цифру 6. Что напоминает вам эта цифра? На что она похожа?

Цифра шесть - Рогалик к бублику приклей,

Дверной замочек: Да только есть его не смей.

Сверху крюк, Не крендель это, чтобы есть.

Внизу кружочек. А просто - цифра шесть!

(С. Маршак) (В. Бакалдин)

Эта цифра - акробатка:

То шестёрка, то ……..(Девятка)

(В. Данько)

Рисуешь сверху ты крючок

И плавно вниз рисуешь круг.

Так получилась цифра 6,

Ты молодец, мой юный друг!

6 6 6

66 66

56 65

654

321

Подведение итогов занятия.

- Вы сегодня очень хорошо поработали.

- С каким новым числом познакомились? Что нового узнали об этом числе?

 

Занятие № 7.

Тема: Число 7. Письмо цифры 7.

Цели и задачи:

1. Познакомить с образованием и составом числа 7, с цифрой 7.

2. Закрепить представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы.

3.Продолжить формирование умения решать простые задачи, используя знаки сложения и вычитания.

4.Развивать познавательные и творческие способности, логическое мышление, внимание, память.

5. Воспитание положительного отношения к учению, трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

Оборудование: разноцветные кружки и кубики, предметные картинки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Повторение изученного.

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой — плюшевый мишка,
Вместе с лисой — заяц косой,
Следом за ними — еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?
(6 игрушек.)

- Поставьте игрушки в один ряд так, чтобы в середине были мартышка и мишка, слева от них – лиса и заяц, справа – еж и лягушка.

- Кто по счету слева направо (справа налево) первый (последний)?

- Четвертый? Шестой? И т.д.

- Назовите соседей пятой игрушки. Что это за игрушка.

- Еж.

Работа над новым материалом.

Еж спросил ежа соседа:

- Ты откуда, непоседа?

- Запасаюсь я к зиме,

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу.

Призадумался сосед,

Это много или нет? 6+1

Пять щенят

Плюс папа с мамой - лайки,

Сколько будет?

Посчитай-ка!

5+2

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостиков,

Сколько было старичков? (7). 

Знакомство с цифрой 7.

Вывешивается на доску образец написания цифры 7.

- На что похожа эта цифра? (ответы детей)

Цифра семь, мои друзья, Вот семёрка - кочерга,

Словно нос у корабля. У неё одна нога.

(С. Маршак) (С. Маршак)

Семёрка - очень стройная дама.

Ну, почти как мама.

- Что ещё можете сказать про цифру 7?

Что сказать про цифру семь?

Ты ведь знаешь дни недели -

Посчитай-ка их живей.

(Дети называют дни недели)

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки. (Ноты)

Письмо цифры семь.

7 7 7

77 77

7 77 7 77

76 67

VII. Подведение итогов занятия.

- С каким числом познакомились на занятии?

- Что понравилось больше всего?

 














Занятие № 8

Тема: Число 8. Письмо цифры 8.

Цели и задачи:

Познакомить с образованием и составом числа 8, с цифрой 8.

Закрепить представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, состав чисел.

Закрепить умение решать простые задачи.

Развивать познавательные и творческие способности, логическое мышление, внимание, память, интерес к новому.

Воспитание положительного отношения к учению, трудолюбия, усидчивости, любви к детской литературе.

Оборудование: игрушки, карточки с цифрами, круги разных цветов,

Ход занятия.

Организационный момент.

Повторение изученного. Устный счёт.

«Заблудилось » число.

1 2 3 4 5 7 6

- Найдите «заблудившееся» число.

- Поставьте его на место.

- Что вы можете сказать о числе 7?

- Как можно получить число 7? (повторяется состав числа 7)

Отгадайте загадку:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко

Те ворота высоко!

Что это? (Радуга)

- Ребята, кто из вас видел когда-либо радугу?

- Когда можно наблюдать радугу? (Радугу можно увидеть после дождя, когда светит солнце)

- Какие цвета у радуги? Сколько их?

- Какой цифрой можно обозначить цвета радуги? (5,6,7)

Выставляются семь кружков разных цветов и размеров.

- Что это за фигуры? Сколько их? А какая цифра должна стоять около кружков.

- Какой признак их объединяет? Что их различает?

- Расставьте кружки от самого маленького до самого большого слева на право, от большого кружка до маленького сверху вниз.

- Что получилось?

- Радуга.

(Можно провести работу с радугой по повторению понятий «Сверху», «Внизу», «Между» и т.д.)

- Поставьте круги парами: внизу большое, сверху – поменьше.

- Почему нет последней пары? Что надо сделать, чтобы образовать пару?

- Сколько теперь стало кружков? Какой цифрой это можно обозначить?

- Как образовалось число 8? 7+1=8

Два друга, два круга

Стоят друг на друге…

Всех ребят запомнить просим,

Получилась цифра 8.

- На что похожа эта цифра? (ответы детей)

У восьмёрки два кольца Цифра 8 так вкусна:

Без начала и конца. Из двух бубликов она.

(С.Маршак) (Г. Виеру)

Всюду с гордостью несу

Цифру 8 на носу. (очки)

(М. Мышковская)

3) Весёлые задачи.

Шесть малюсеньких котят.

Что дают им - то едят.

Два сметаны просят.

Сколько же всего котяток? (6+2=8)

IV. Физкультминутка

«Ванька-встанька»

Отдых наш - физкультминутка.

Сели, встали, сели, встали -

Занимай свои места:

Ванькой-встанькой будто стали.

Раз - присели, два - привстали,

А потом пустились вскачь,

Руки кверху все подняли.

Будто мой упругий мяч.

V. Работа в тетради.

1.) Упражнение для развития кисти руки.

Безотрывное написание в воздухе цифры 8.

2.) Написание цифры 8 по точкам.

8 8 8

88 88

888 88 8

878 878

2 3 2 3

Итог.

- С каким числом мы познакомились?

- Что вам понравилось и больше запомнилось на нашем занятии?

 


Занятие № 9.

Тема: Число 9. Письмо цифры 9.

Цели и задачи:

1. Познакомить с образованием и составом числа 9, с цифрой 9.

2. Закрепить представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, состав чисел.

3. Развивать познавательные и творческие способности, логическое мышление, произвольное внимание, память, интерес к новому.

4. Воспитание положительного отношения к учению, трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

Оборудование: раздаточный демонстрационный материал, наборное полотно, образец написания цифры 9.

Ход занятия.

Организационный момент.

Устный счёт.

Создание игровой ситуации.

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жил-был Король. И решил он всё в своём королевстве порядок навести, всё пересчитать. Ехал он по дороге, всё пересчитывал, всё записывал.

(На наборное полотно выставляется 5 ёлочек. 6 ягод, 4 дерева, и т.д.)

Дети выходят по одному к доске, пересчитывают количество каждых предметов и ставят рядом нужную цифру.

Выехал он на поляну, а там Кот в Сапогах зверей в хоровод выстроил.

Скажите, кто идет: 1) впереди, 2) между зайцем и медведем,3) за кошкой, 4) между кошкой и собакой, 5) перед лисой, 6) сзади,7) кто самый большой, 8)кто самый маленький и т.д.

III. Физкультминутка.

Руки в стороны в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую - вверх!

Правую - вверх!

Руки в стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Две ладошки хлопают,

Ножки быстро топают.

В локтях руки сгибаются,

А в плечах вращаются.

Знакомство с новым материалом.

- Сколько фигур в узоре?

- На какие группы по размеру можно их разбить?

- Большие и маленькие: 8+1.

- Какая фигура спрятана под большим квадратом? Какого она цвета?

- Красный квадрат?

- Теперь на какие группы можно разбить фигуры?

- По форме, по цвету: 3+3+3.

«Весёлая» задачка.

Семь листьев король наш собрал,

Маркиз-Карабас еще 2 ему дал.

Скажите сколько у него

Осенних листиков всего?

- Сколько листьев собрал король? (7)

- Положите у себя на столе 7 палочек.

- Сколько листьев дал ему маркиз-карабас? (2)

- Добавьте к 7 палочкам ещё 2 палочки.

- Сколько палочек получилось у вас на столе? (9)

- Сколько всего листьев стало у короля? (7+2=9)

- Как получить число 9 на числовом отрезке? (Надо от числа 8 сделать один шаг вправо).

Помоги королю расставь точки на спинке жука так, чтобы их слева и справа вместе было 9.

- Если мы слева поставим 1 (2,3,4) точку, то справа сколько точек надо поставить?

V. Работа в тетради.

- Посмотрите, как записывается эта цифра (показ образца цифры 9).

Девять, как и шесть, Цифра девять, иль девятка,

Вглядись. Цирковая акробатка

Только хвост не вверх, Если на голову встанет,

А вниз. (Г.Виеру) Цифрой шесть девятка станет.

2) Упражнение для развития кисти руки.

Безотрывное написание в воздухе цифры 9.

 

VI. Подведение итогов.

- С каким числом и цифрой мы познакомились на занятии?

 














Занятие 10.

Тема: Число 10. Запись числа 10.

Цели:

1. Познакомить с образованием и составом числа 10.

2. Закрепить представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, состав чисел.

3. Развивать познавательные и творческие способности, логическое мышление, произвольное внимание, память, интерес к новому.

4. Воспитание положительного отношения к учению, трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

Ход занятия.

Организационный момент.

Устный счёт.

Игра «Я умею».

- я умею, я умею

Сосчитать до 10. Счет от 1 до 10.

- я умею, я умею

Отсчитать от десяти. Счет от 10 до 1.

Игра. «Найди девятку».

- Даётся ряд чисел. Задание: Найди цифру 9.

2 4 3 8 1 9 5 4 6 9 4 2 7 3 5 8 1 3 9 7 9 9 1 4

- Божьи коровки потеряли свои пятнышки. Нарисуй соответственно цифре.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним числом и научимся его писать.

В деревушке 10 избушек,
10 крылечек, 10 старушек,
10 щенков, 10 дымков,
10 драчливых петухов,
На 10 плетнях сидят,
Друг на друга не глядят,
Распутили 10 хвостов,
Каждый хвост 10 цветов.
Чем интерсна эта деревушка? (ответ: всех предметов по 10)

- Как вы думаете о каком числе пойдет сегодня речь?

Работа над новым материалом.

Образование числа 10.

- Сколько ромашек на доске?

- А сколько теперь стало?

- За каким числом при счете следует число 10?

- Как получили число 10? - Как это можно записать?

- Количество предметов равное десяти обозначается числом 10.

- Назовите числа, которые меньше 10.

- Где вы встречали число 10?

- Чем отличается это число от остальных?

- Вот какое стихотворение есть про число 10:

Ноль катился по странице и не значил ничего.

Рядом встала единица, сделав десять из него.

- Сравните что больше 10 или 9? На сколько больше? Что меньше 9 или 10? На сколько меньше?

У. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?

Д. Десять.

У. Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?

Д. Десять.

У. Как–то раз в лесу густом
Еж себе построил дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
2 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.
Д. (Гостей было 10.)

Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь! 10

Часы.

- Кот Антипка жил у нас.

Он вставал с лежанки в ЧАС.

В ДВА на кухне крал сосиски,

В ТРИ сметану ел из миски,

Он в ЧЕТЫРЕ умывался,

В ПЯТЬ по коврику катался,

В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,

В СЕМЬ играл с мышами в прятки,

В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,

В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,

В ДЕСЯТЬ шел к лежанке спать

Потому что в ЧАС вставать.

Состав числа 10. Звездочки.

Соотнеси число и картинку.

Работа в тетради. Письмо числа 10.

Итог.

- С каким числом и цифрой мы познакомились на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Бодрячок» для детей 3-7 лет срок реализации 4 года Выполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В.

Дополнительная общеразвивающая программа«Бодрячок»для детей 3-7 летсрок реализации 4 годаВыполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В....

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...