Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
рабочая программа на тему

Пинькова Марина Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorov_malysh.docx975.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 «Будь здоров, малыш!»

2

Основание для разработки программы

Обеспечение ребенку гармоничного развития для сохранения и укрепления здоровья

3

Основные разработчики программы

Пинькова Марина Викторовна, инструктор по ФИЗО

4

Основная цель программы

Обучение детей плаванию дошкольников в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки

5

Задачи программы

  • Научить детей уверенно и безбоязненно передвигаться в воде под музыку;
  • Развивать чувство ритма, пластику движений;
  • Совершенствовать физические качества (силовых, скоростных, гибкость, выносливость и координацию).

6

Условия достижения цели и задач программы

Оптимизация физической активности и организация оздоровительной работы

7

Основные направления программы

  • развитие физических качеств (силовых, скоростных, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта дошкольников (овладение основными движениями).

8

Сроки реализации программы

1 год

9

Пользователи основных мероприятий программы

Воспитанники ДОУ, педагоги, родители

10

Ожидаемые результаты

  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня физической готовности;
  • формирование осознанной потребности в ведение здорового образа жизни .

Пояснительная записка

        Базой для реализации Программы является осуществление  задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает просвещение дошкольников, развитие представлений о здоровом образе жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем, способах оказания элементарной помощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры  социальной защищенности дошкольника.

Все содержание Программы сконцентрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В раздел включено содержание, отражающее рост самосознания ребенка, расширение его представления о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера), о своей семье, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных планов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.

Программа соответствует принципу развивающего образования, цель которого - развитие ребенка, а также сочетает принципы научной и практической применимости.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывает интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Результатом освоения образовательных областей становится ребенок: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет, доступные возрасту, гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Основные методические особенности курса

  1. Для успешного освоения дошкольниками упражнений и движений в воде используются общепринятые методические приемы:
  • выполнение упражнений в парах с помощью партнера;
  • упражнения с поддерживающими средствами;
  • вариативность при изучении движений;
  • выполнение движений в соревновательной и игровой формах;
  • облегчение (усложнение) условий выполнения движений;
  • выполнение движений с помощью неподвижной опоры.
  1. Принципы организации работы:
  • программа предназначена для воспитанников 4-7 лет;
  • содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения
  • физическая нагрузка на занятиях должна соответствовать возрасту, полу, уровню физического развития ребенка;
  • занятия должны предусматривать элементы закаливания;
  • учитываются педагогические принципы (доступность, последовательность от простого к сложному, повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих воздействий ).

Структура занятий

Дополнительное занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части (продолжительностью 5 минут) - подготовить организм ребенка к работе. Основная часть длится 15-25 минут, этого достаточно для решения главных задач. В заключительной части занятия (продолжительностью 3-5 минут) выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания

Мониторинг педагогического процесса

  • определение объекта мониторинга, установление стандарта (норматива) и определение критериев, показателей
  • сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики
  • обработка и анализ информации
  • прогноз развития

Организация учебных занятий

  • группы формируются из воспитанников;
  • продолжительность обучения составляет 1 год;

Расписание занятий.

Еженедельно  по 1 занятию в день.  Длительность занятий определена в соответствии с нормами СанПин: в группах общеразвивающей направленности 4-5 лет - 20 мин.; в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности 5-6 лет -  25 мин.; в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности 6-7 лет – 30 мин.

Педагогические требования к проведению занятий.

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
  • Чередование видов деятельности.
  • Выполнение  гигиенических требований к помещению и материалам.
  • Обеспечение временного режима.

Работа с родителями.

  • Консультации с родителями по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.

Комплекс упражнений для дополнительной общеразвивающей программы

"Будь здоров, малыш!"

Комплекс №1, Упражнения с опорой на бортик бассейна

  1. И.п.: сидя на краю бассейна. В этом положении можно выполнить несколько упражнений непосредственно перед погружением в воду: поочередное или последовательное опускание и поднимание ног в воде, имитация движения брассом.

  1. И.п.: стоя в воде лицом к бортику, руки держаться за бортик, ноги вместе. Сгибая и выпрямляя руки, выполнять подтягивание и опускание туловища. То же, повернувшись спиной к бортику.

  1. И.п.: лицом к бортику, руки хватом за бортик, ступни на стенке бассейна, ноги согнуты в коленях. Сгибания внизу, подъем наверх. То же, сгибать и выпрямлять колени. Тоже, выпрямлять колени ("складка"). Удерживать позицию или немного покачивать вверх-вниз, вправо-влево. То же, но одна нога стоит на дне.

  1. И.п.: стоя лицом к бортику, руки хватом за бортик, ноги на дне. Одним - двумя толчками согнуть ноги в коленях, выполнять упор ступнями в бортик бассейна.

  1. И.п.: встать на дно бассейна, ноги на ширине плеч, руки хватом за бортик, спина прижата к стенке бассейна. Обе ноги одновременно согнуть и подтянуть к груди, возвращаясь в и.п., ноги выпрямить с предельным усилием.

  1. То же, но стараясь прямыми ногами коснуться головы.

  1. И.п.: тоже. Выполнить поочередное сгибание разгибание ног в коленных суставах ("велосипед")

  1. И.п.: то же. Выполнить отведение, привидение выпрямленных ног  ("ножницы"), круговые движения ногами.

  1. И.п.: лечь на спину, руки хватом за бортик. Выполнять повороты туловища вправо, влево.

  1. И.п.: то же, выполнение имитационных движений ногами, как при плавании кролем на спине.

  1. И.п.: лечь на грудь, руки хватом за бортик. Выполнять имитационные движения ногами, как при плавании кролем на груди.

  1. И.п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Оторвать ноги от дна, держать на руках, повороты бедер вправо-влево, колени касаются локтей.

  1. И.п.: то же. Выполнять прыжки двумя ногами вправо-влево (как в слаломе), верхняя часть туловища неподвижна.

  1. И.п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Выполнять сгибание, разгибание рук в локтевых суставах ("отжимания").

  1. И.п.: то же. Поочередно выполнять махи ногой в сторону, назад.

  1. И.п.: встать лицом к бортику, руки положить на бортик. Подтягиваться, держась за бортик бассейна, сделать вдох. Стараться задержаться в этом положении несколько секунд.

Комплекс №2, Упражнения без предметов

  1. "Ладошки - ложки"

      а) высоко поднимая колено;

      б) поднимая прямую ногу.

  1. "Брызгалка". Бег по периметру бассейна, отталкиваясь руками от воды:

а) с изменением направления по сигналу

б) приседания по сигналу.

  1. "Делаем волну"

И.п.: основная стояка. Руки прямые в "замке" пред собой. Раз - два - наклон вперед вправо, перенос туловища вперед вправо; три - четыре - то же в другую сторону.

  1. "Носочки"

И.п.: основная стойка, руки на поясе. Раз - правую ногу согнуть в колене, поставив ее на носок;. два - то же другой ногой.

  1. "Вытри ножки"

И.п.: основная стойка, руки на поясе. Раз - отвести правую ногу назад, поставив на носок, два - вернуться в и.п.; три - четыре - то же другой ногой.

  1. "Покажем ножки"

И.п.: основная стойка, руки на поясе. Раз - отвести правую ногу в право, поставить на носок, два - вернуться в и.п., три - четыре - то же другой ногой влево.

  1. "Прыжки"

И.п.: основная стойка, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом туловища на 90 градусов.

Комплекс №3, Упражнения с мячом

  1. "Подтягивание"

И.п.: основная стойка, мяч в руках. Раз - прогнуться с мячом назад, правую ногу поставить назад на носок; два - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой ногой.

  1. "Указатель"

И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1 - поставить правую ногу вправо на носок, мяч отвести влево, 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же левой ногой.

  1. "Цапля"

И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1 - поднять прямую правую ногу, переложить под ней мяч из правой руки в левую, 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же с левой ногой.

  1. "Катаем клубок"

И.п.: основная стойка, мяч на воде перед собой. Вращение мяча на воде вокруг себя, в одну сторону мяч передвигается пальцами правой руки, в другую сторону - пальцами левой руки.

  1. "Стрела"

И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1 - мяч вправо, левую ногу отвести в сторону, 2 - вернуться в и.п.; 3 - то же другой ногой.

  1. "Прыжки"

И.п.: основная стойка, мяч в руках. Прыжки с поворотом туловища вправо и влево.

 

Комплекс №4, Упражнения с гимнастической палкой

  1. "Подтягивание"

И.п.: основная стойка, палка внизу широким хватом. 1- прогнуться с палкой назад, правую ногу поставить назад на носок; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой ногой.

  1. "Наклоны"

И.п.: основная стойка, палка на лопатках. 1 - 2 - наклон вперед вправо, переместить туловище вперед влево; 3 - 4 - то же в другую сторону.

  1. "Повороты"

И.п.: основная стойка, палка на лопатках 1 - повороты туловища вправо, 2 - вернуться в и.п.; 3 - 4 - то же влево.

  1. "Забор"

И.п.: основная стойка, палка вверху широким хватом. 1 - 2 - опустить палку вниз, перешагнуть через нее в воде, 3 - 4 - поднять палку за спиной, вернуться в и.п.

  1. "Солдаты"

И.п.: основная стойка, палка вертикально, широким хватом. 1 - поворот туловища вправо, отставить левую ногу влево на носок, 2 - вернуться в и.п.; 3 -4 - то же с другой ногой.

  1. "Прыжки"

И.п.: основная стойка, палка перед собой горизонтально, широким хватом. 1 - прыжок на месте с поворотом туловища вправо, ног - влево, 2 - прыжок на месте с поворотом туловища влево, ног - вправо.

Комплекс №5, Упражнения для развития мышц верхних конечностей

  1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поочередно (одновременно) поднимать и опускать плечи (стоя на месте, приседая в воду, в ходьбе).

  1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. С напряжением мышц сгибать и разгибать руки:

а) полусогнутые в локтях вниз, вперед, вверх;

б) к плечам;

в) вперед, локти вместе.

  1. И.п.: то же. Выполнять круговые движения вперед, назад, в воде, над водой.

  1. И.п.: присесть в воду по плечи. Быстрые загребающие движения руками вперед, назад, вперед в сторону.

  1. И.п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены между собой. Поднимать и опускать руки вдоль живота, боковых поверхностей бедер - гидромассаж живота, боковых поверхностей бедер.

  1. И.п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу. Попеременное сгибание, разгибание рук.

  1. Выполнять имитационные движения (удары) в воде ("матч боксера").

  1. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять прямые руки в стороны, вернуть в и.п.

Комплекс № 6, Упражнения для развития мышц нижних конечностей

  1. И.п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Повороты туловища вправо - влево с прямыми соединенными ногами, с разведенными.

  1. И.п.: лежа на спине, руки работают под тазом, ноги согнуты в коленях. Повернуть туловище в сторону, вернуться в и.п.

  1. И.п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Подтянуть ноги к груди, голень лежит на воде (группировка). Вернуться в и.п.

  1. И.п.: то же. Из группировки поднять ноги вверх ("двойная балетная"). Вернуться в и.п.

  1. И.п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая согнута ("фламинго"). Вернуться в и.п. То же с другой ногой. То же, но с поворотом на 360 градусов.

  1. И.п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая выпрямлена ("балетная нога"). Вернуться в и.п.

  1. И.п.: то же. Присоединить носок одной ноги к колену другой ("цветок"). Поворот на 360 градусов.

  1. И.п.: то же. Выполнять боковой "велосипед" с поворотом на 360 градусов.
  2. И.п.: сидя в воде. Удержание положения с помощью рук. Отведение, приведение прямых ног ("ножницы"). То же, но носки над водой.

  1. И.п.: то же. Сгибание, разгибание ног коленных суставах ("велосипед"). То же, но носки над водой.

  1. И.п.: то же. Выполнение круговых движений ногами. То же, носки над водой.

  1. И.п.: лежа на спине, руки держаться за поручень. Опускание, поднимание прямых ног до уровня воды. с уровня воды до касания ногами головы.

  1. Ходьба: на месте, в движении, приставными шагами в сторону.

  1. Бег: на месте, в движении, высоко поднимая бедро из воды, доставая песок из воды, с захлестом голени назад, то же, туловище опущено в воду, "барьерный бег" - прыжок на правую ногу (колено из воды), прыжок на левую ногу (носок из воды сзади).

  1. Прыжки: на месте; в движении; на одной ноге, на двух; с поворотом на 90, 180, 360 градусов в одну и другую сторону; "в складку" (выпрыгивая из воды, пытаясь руками достать ноги); "в группировку" (выпрыгивая из воды, подтягивать колени к груди).

Комплекс № 7, Аэробные волны. Аэробные волны - передвижения по дну бассейна

  1. Ходьба в воде и ее разновидности: обычная, ускоренная, строевым шагом, приставным шагом вперед, назад, в сторону, на носках, на пятках, наружной и внутренней сторонах стоп, в полуприседе, приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, с перекрестным движением рук, ходьба с изменением ритма и частоты шагов и др.

  1. Бег в воде и виды бега: обычный, с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, с подниманием прямых ног вперед или назад, с крестным шагом вперед или в сторону, бег с дополнительными движениями, с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с перестроениями, с передвижениями через мнимые барьеры, чередование бега с ходьбой, прыжками и т.п. Беговые упражнения с изменением темпа и шага.

  1. Прыжковые упражнения в воде: бег с прыжками на двух ногах, на одной ноге. Прыжки через мнимые препятствия, прыжки в "складку (ноги стараются соединиться с руками)", в "группировку" (подтягивание коленей к груди), выпрыгивание из воды. Продвижения по дну можно сочетать с дыхательными упражнениями.

Комплекс №8, Водный стретчинг

Постоянная растяжка и разнообразные сопутствующие упражнения делают мышцы эластичными и выносливыми. Водный стретчинг (упражнения на гибкость) рекомендуется проводить в конце занятий в качестве восстановления после нагрузки.

  1. И.п.: основная стойка на дне бассейна, мышцы таза и живота сильно сжаты. Руками сильно потянуться вверх.

  1. И.п.: то же. Руки в стороны, развернуты мизинцами к верху. Пытаться их соединить.

  1. И.п.: то же. Наклон в сторону, одна рука тянется вверх, другая - вниз, по ноге.

  1. И.п.: стоя на одной ноге, взять другую за пятку, прижать к груди. Выпрямление согнутой ноги. То же с другой ноги, с опорой на бортик.

  1. И.п.: стоя на одной ноге, другая выпрямлена вперед, носок над водой. Перевод ноги в сторону, назад в и.п. То же с другой ноги.

  1. И.п.: то же. Перевод ноги через стойку, ноги вместе назад и в и.п. То же с другой ноги.

  1. И.п.: Выпрямленная нога зафиксирована. Повороты корпуса в сторону, назад, в и.п. То же с другой ногой.

  1. И.п.: то же. Упасть вперед (растяжка в шпагат), вернуться в и.п. То же с другой ногой.

Литература

1. Плавание от рождения до школы - И.М. Булах

2. Как научить детей плавать - Т.И. Осокина

3. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации - Г.А. Халемский

4. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников - Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов

5. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста - И.А. Большакова

6. Игры и развлечения в воде - Л.В. Мартынова

7. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками - Е.Н. Борисова

8. Научите ребенка плавать - Л.Ф. Еремеева

9. Программа обучения детей плаванию в детском саду - Е.К. Воронова

10. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для медработников и воспитателей - М.Н. Кузнецова

11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста  -Ю.Ф. Лурри

12. Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста - Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина

13. Обучение плаванию в детском саду - Т.И. Осокина, Е.А. Осокина, Т.Л. Богина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)

Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка      О...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»

Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет " Веселая азбука"

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретаютвсе большее значение.Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинт...