Информационно – познавательный проект «Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси»
проект (подготовительная группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Проэкт "Ханты - манси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hanty_-_mansi.docx198.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

города Когалыма «Цветик – семицветик»

Информационно – познавательный проект

«Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси»

Подготовила воспитатель

 Марфутенко А. О.,

2024 год

Паспорт проекта

Наименование учреждения

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

города Когалыма «Цветик – семицветик»

Название проекта

«Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси»

Авторы проекта

Марфутенко А. О.,

Тип проекта

Информационно – познавательный, групповой

Продолжительность

Краткосрочный

(01 апреля – 12 апреля 2024 года)

Участники проекта

Дети разновозрастной группы с ТНР, родители, педагоги группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель, работники МВЦ

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Цель проекта

Создание условий для патриотического и духовно - нравственного развития старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры и традиций коренных народов родного края ХМАО-Югры.

Предполагаемый результат

Формирование представлений о богатстве культурных традиций народов ханты и манси.

Проявление интереса к самобытной культуре народов ханты и манси.

Название итогового мероприятия проекта

Проведение спортивно – развлекательного мероприятия для детей и родителей «Вороний день»

Презентация проекта педагогам ДОУ

Презентация проекта на родительском собрании

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – организационно – подготовительный;

2 этап – основной, практический;

3 этап - заключительный

Пояснительная записка

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.

В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.

И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта

Актуальность

Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш Музейно – выставочный центр, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот югорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Постановка проблемы

Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях. А чтобы дети могли намного глубже узнать о народах хантов и манси, мы решили разработать проект «Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси», а для закрепления знания о народах ханты и манси, параллельно с детьми мы вели подготовку спортивно – развлекательного мероприятия «Вороний день» - это и будет наглядный продукт нашего проекта.

Новизна проекта

Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность с проведением спортивно – развлекательного мероприятия «Вороний день», тесное сотрудничество с Музейно – выставочным центром города Когалыма.

Цель

Создать условия для патриотического и духовно-нравственного ю. старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры коренных народов родного края ХМАО-Югры.

Задачи:

- продолжать формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность;

- развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;

- продолжать формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;

- развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

- закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

- воспитывать уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.

Принципы построения проекта:

  1. Принцип доступности и индивидуальности;
  2. Принцип сознательности и активности;
  3. Принцип непрерывности образовательного процесса;
  4. Принцип систематичности и последовательности;
  5. Принцип «Не навреди!»
  6. Принцип всестороннего и гармоничного развитие личности.

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, узкими специалистами, с социальными партнерами.

Этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительный:

- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.

2 этап - Практический:

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:

- проведение бесед по данной теме;

- проведение НОД;

- совместное с родителями развлечение, мастер – класс;

- досуговая деятельность;

- экскурсия;

- продуктивная деятельность.

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогами создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей:

1. «Познавательное развитие» - проведение бесед и непосредственно – образовательной деятельности с детьми «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края.

На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление рассказов «Хант в малице», о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

3. «Социально – коммуникативное развитие» - обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, национальных заповедников Югры.

4. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца.

     5. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера, проведение спортивно – развлекательного мероприятия для детей и родителей «Вороний день»

3 этап - Заключительный:

- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества, на родительском собрании.

- Открытие выставки совместного творчества детей и родителей «Народные промыслы Югры».

Ожидаемые результаты

- у детей формируется представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность;

- поддерживается интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;

- обогащаются знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;

- дети свободно общаются со взрослыми и сверстниками, обогащается речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

- закрепляются умения внимательно воспринимать полезную информацию;

- воспитывается уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.

План работы по реализации проекта

Направления проекта реализуются посредством взаимодействия педагогов группы, детей и родителей, учителя – логопеда, музыкального руководителя, Музейно – выставочного центра, тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный этап (01 – 02 апреля 2024 г)

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Постановка цели и задач;

5. Анкетирование родителей по теме;

6. Согласовать посещение Музейно – выставочного центра;

7. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

8. Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с коренными народами округа;

9. Подбор методической литературы:

- перспективный план по работе с детьми и родителями;

- анкета «С любовью к малой родине - ХМАО Югре» 

- консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Национальная одежда ханты и манси» 

- конспекты бесед, НОД

- конспект спортивно – развлекательного мероприятия 

Практический этап (03 – 10 апреля 2024 г)

1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно - тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников

- организовать выставку детских рисунков «Ханты - быт и традиции»;

- беседа «История возникновения народов ханты», «Быт коренных народов Севера», «Одежда», «Ханты-быт и традиции», «Национальное блюдо», «Охота», «Рыболовство», «Оленеводство», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты»;

- подборка игр народов Севера - Ханты и Манси ;

- создание настольной игры «Составь орнамент»;

- создание дидактической игры «Назови орнамент»;

- создание дидактической игры «Орнаменты народов Ханты»;

- чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»;

- чтение сказки «Буровичок Югорка»;

- чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);

- чтение хантыйской сказки «Мышка»;

- разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток;

- просмотр презентаций «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «История праздников ханты и манси», «Народное декоративно – прикладное искусство коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», «Национальный музыкальный инструмент», «Национальные праздники»;

- составление рассказа по картине «Хант в малице»;

- рисование «Орнаменты и узоры одежды Хантов»; 

- рисование «Ворона»;

- аппликация: «Хантыйская варежка»;

- лепка «Ворона»

- слушание музыки народов Севера и разучивание песни «Солнышко» (Хейро)

     -  разучивание игр народов Севера Ханты и Манси;

     - проведение спортивно – развлекательного мероприятия для детей и родителей «Вороний день»

- создание альбома детского творчества «Народы ханты и манси»

- экскурсия в Музейно – выставочный центр (знакомство «Знакомство с бытом и традициями народов Ханты)

- проведение мастер класса для родителей «Хантыйские народные орнаменты».

Заключительный этап (11 – 12 апреля 2024 г)

- уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

- открытие выставки совместных творческих работ «Быт и традиции народов Севера – ханты и манси»

- презентация проекта педагогам ДОУ.

Формы работы с родителями.

• анкетирование родителей «С любовью к малой родине - Югре»;

• презентация родителям буклетов;

• оформление консультаций для родителей «Хантыйская одежда», «Хантыйские национальные узоры»;

• привлечение родителей к пополнению патриотического центра альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты» 

• участие родителей в спортивно – развлекательном мероприятии «Вороний день»

• участие родителей в мастер – классе «Хантыйские народные орнаменты»

• совместная участие детей и родителей в выставке детских рисунков, совместных творческих работ.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: 

литература: детская, учебно - методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

Материально - техническое:

аудиозаписи, видеоконтент, ноутбук, цифровой фотоаппарат, художественно - изобразительные средства: иллюстрации, фоторепродукции, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки, народные костюмы.

Заключение

Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

А самое главное - дети совместно со взрослыми участвовали в запланированных мероприятиях, таким образом реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о традициях, быте, о природных богатствах ХМАО.

Список литературы:

1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.

2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.

3. Грасмик А. Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.

4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.

5. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.

6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.

7. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск : 2000 г.

8. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

9. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

11. Интернет ресурсы:

- Xant.net.ru/

- Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты

- https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.

- goturist Народ ханты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Презентация к празднику весны и веселья коренных народов севера ханты и манси "Вороний день"

7 апреля  народы ханты и манси отмечает праздник «Вороний день» - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ...

«Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация

Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...

Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)

Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...

Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)

Презентация к  конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...

«Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси"

Конспект  беседы с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси»...

Проект "Одежда коренных народов севера Ханты и Манси"

Дети познакомятся с северными народами Ханты и Манси. Узнают о национальных костюмах этих народов. Научатся различать и узнавать основные национальные орнаменты народов Севера....