Информационно – познавательный проект «Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
города Когалыма «Цветик – семицветик»
Информационно – познавательный проект
«Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси»
Подготовила воспитатель
Марфутенко А. О.,
2024 год
Паспорт проекта
Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Когалыма «Цветик – семицветик» |
Название проекта | «Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси» |
Авторы проекта | Марфутенко А. О., |
Тип проекта | Информационно – познавательный, групповой |
Продолжительность | Краткосрочный (01 апреля – 12 апреля 2024 года) |
Участники проекта | Дети разновозрастной группы с ТНР, родители, педагоги группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель, работники МВЦ |
Образовательные области | Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие |
Цель проекта | Создание условий для патриотического и духовно - нравственного развития старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры и традиций коренных народов родного края ХМАО-Югры. |
Предполагаемый результат | Формирование представлений о богатстве культурных традиций народов ханты и манси. Проявление интереса к самобытной культуре народов ханты и манси. |
Название итогового мероприятия проекта | Проведение спортивно – развлекательного мероприятия для детей и родителей «Вороний день» Презентация проекта педагогам ДОУ Презентация проекта на родительском собрании |
Сроки и этапы реализации проекта | 1 этап – организационно – подготовительный; 2 этап – основной, практический; 3 этап - заключительный |
Пояснительная записка
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.
Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта
Актуальность
Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш Музейно – выставочный центр, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот югорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.
Постановка проблемы
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях. А чтобы дети могли намного глубже узнать о народах хантов и манси, мы решили разработать проект «Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси», а для закрепления знания о народах ханты и манси, параллельно с детьми мы вели подготовку спортивно – развлекательного мероприятия «Вороний день» - это и будет наглядный продукт нашего проекта.
Новизна проекта
Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность с проведением спортивно – развлекательного мероприятия «Вороний день», тесное сотрудничество с Музейно – выставочным центром города Когалыма.
Цель
Создать условия для патриотического и духовно-нравственного ю. старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры коренных народов родного края ХМАО-Югры.
Задачи:
- продолжать формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность;
- развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;
- продолжать формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;
- развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;
- закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;
- воспитывать уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.
Принципы построения проекта:
- Принцип доступности и индивидуальности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип непрерывности образовательного процесса;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип «Не навреди!»
- Принцип всестороннего и гармоничного развитие личности.
Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, узкими специалистами, с социальными партнерами.
Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный:
- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.
2 этап - Практический:
Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:
- проведение бесед по данной теме;
- проведение НОД;
- совместное с родителями развлечение, мастер – класс;
- досуговая деятельность;
- экскурсия;
- продуктивная деятельность.
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогами создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей:
1. «Познавательное развитие» - проведение бесед и непосредственно – образовательной деятельности с детьми «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края.
На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.
2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление рассказов «Хант в малице», о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.
3. «Социально – коммуникативное развитие» - обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, национальных заповедников Югры.
4. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца.
5. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера, проведение спортивно – развлекательного мероприятия для детей и родителей «Вороний день»
3 этап - Заключительный:
- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества, на родительском собрании.
- Открытие выставки совместного творчества детей и родителей «Народные промыслы Югры».
Ожидаемые результаты
- у детей формируется представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность;
- поддерживается интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;
- обогащаются знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;
- дети свободно общаются со взрослыми и сверстниками, обогащается речь детей в различных формах и видах детской деятельности;
- закрепляются умения внимательно воспринимать полезную информацию;
- воспитывается уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.
План работы по реализации проекта
Направления проекта реализуются посредством взаимодействия педагогов группы, детей и родителей, учителя – логопеда, музыкального руководителя, Музейно – выставочного центра, тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.
Сроки и этапы реализации проекта
Подготовительный этап (01 – 02 апреля 2024 г)
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;
3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
4. Постановка цели и задач;
5. Анкетирование родителей по теме;
6. Согласовать посещение Музейно – выставочного центра;
7. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;
8. Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с коренными народами округа;
9. Подбор методической литературы:
- перспективный план по работе с детьми и родителями;
- анкета «С любовью к малой родине - ХМАО Югре»
- консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Национальная одежда ханты и манси»
- конспекты бесед, НОД
- конспект спортивно – развлекательного мероприятия
Практический этап (03 – 10 апреля 2024 г)
1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно - тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников
- организовать выставку детских рисунков «Ханты - быт и традиции»;
- беседа «История возникновения народов ханты», «Быт коренных народов Севера», «Одежда», «Ханты-быт и традиции», «Национальное блюдо», «Охота», «Рыболовство», «Оленеводство», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты»;
- подборка игр народов Севера - Ханты и Манси ;
- создание настольной игры «Составь орнамент»;
- создание дидактической игры «Назови орнамент»;
- создание дидактической игры «Орнаменты народов Ханты»;
- чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»;
- чтение сказки «Буровичок Югорка»;
- чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);
- чтение хантыйской сказки «Мышка»;
- разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток;
- просмотр презентаций «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «История праздников ханты и манси», «Народное декоративно – прикладное искусство коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», «Национальный музыкальный инструмент», «Национальные праздники»;
- составление рассказа по картине «Хант в малице»;
- рисование «Орнаменты и узоры одежды Хантов»;
- рисование «Ворона»;
- аппликация: «Хантыйская варежка»;
- лепка «Ворона»
- слушание музыки народов Севера и разучивание песни «Солнышко» (Хейро)
- разучивание игр народов Севера Ханты и Манси;
- проведение спортивно – развлекательного мероприятия для детей и родителей «Вороний день»
- создание альбома детского творчества «Народы ханты и манси»
- экскурсия в Музейно – выставочный центр (знакомство «Знакомство с бытом и традициями народов Ханты)
- проведение мастер класса для родителей «Хантыйские народные орнаменты».
Заключительный этап (11 – 12 апреля 2024 г)
- уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;
- открытие выставки совместных творческих работ «Быт и традиции народов Севера – ханты и манси»
- презентация проекта педагогам ДОУ.
Формы работы с родителями.
• анкетирование родителей «С любовью к малой родине - Югре»;
• презентация родителям буклетов;
• оформление консультаций для родителей «Хантыйская одежда», «Хантыйские национальные узоры»;
• привлечение родителей к пополнению патриотического центра альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты»
• участие родителей в спортивно – развлекательном мероприятии «Вороний день»
• участие родителей в мастер – классе «Хантыйские народные орнаменты»
• совместная участие детей и родителей в выставке детских рисунков, совместных творческих работ.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное:
литература: детская, учебно - методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;
Материально - техническое:
аудиозаписи, видеоконтент, ноутбук, цифровой фотоаппарат, художественно - изобразительные средства: иллюстрации, фоторепродукции, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки, народные костюмы.
Заключение
Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
А самое главное - дети совместно со взрослыми участвовали в запланированных мероприятиях, таким образом реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о традициях, быте, о природных богатствах ХМАО.
Список литературы:
1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.
2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.
3. Грасмик А. Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.
4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.
5. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.
7. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск : 2000 г.
8. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.
9. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.
10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.
11. Интернет ресурсы:
- Xant.net.ru/
- Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты
- https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
- goturist Народ ханты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Презентация к празднику весны и веселья коренных народов севера ханты и манси "Вороний день"
7 апреля народы ханты и манси отмечает праздник «Вороний день» - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ...
«Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация
Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...
Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)
Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...
Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)
Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...
«Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси"
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси»...
Проект "Одежда коренных народов севера Ханты и Манси"
Дети познакомятся с северными народами Ханты и Манси. Узнают о национальных костюмах этих народов. Научатся различать и узнавать основные национальные орнаменты народов Севера....