Экономика для детей
материал (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Описание программы дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_dlya_detey.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»

Принята на педагогическом                                                        Утверждена приказом заведующего

совете МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»,                                                МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»,                                                  

протокол от 30.08.2023 №1                                                                    от 30.08.2023 № 113-ОД

Рабочая программа

кружка естественнонаучной направленности

«Экономика для детей»

(старшей группе

компенсирующей направленности, 5-6 лет)

2023-2024 учебный год

                  Разработала:  

Сарзанова Оксана Геннадьевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

Содержание

1.Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи реализации программы.........................................................................3

1.2. Направленность программы.........................................................................................4

1.3. Формы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей воспитанников ……….………………………………4

1.4 Учебный план................................................................................................................................5

1.5 Ожидаемые результаты.................................................................................................................5

2. Комплексно – тематическое планирование………………………………………….….6

3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания…………………………………………………………………………………...12

Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи реализации программы

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Формируя экономические представления у детей – формируем финансовую грамотность.

Детей повсюду окружает реклама, они ходят с родителями в магазины, участвуют в  купле-продаже и в других финансово-экономических отношениях. В их лексикон включаются множество слов финансовой среды. Всё это происходит на житейском уровне. Деньги, богатство, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. Поэтому, одна из задач кружка сформировать у детей полезные финансовые привычки.        

Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста написана на основе программы Г.П.Поварницина и Ю.А.Киселёва «Финансовая грамотность дошкольника» и предусматривает в игровой форме развивать у детей экономический образ мышления, воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье. Кроме этого, занятия в кружке даёт детям понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, к деньгам. Дети делают первые шаги во взрослую жизнь.

Направленность программы - естественнонаучная.

Программа направлена на осознание собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий : «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.

Новизна программы

Содержательная часть плана программы отражает работу по обогащению различных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Программа также предусматривает взаимодействие между детьми - руководителем кружка - родителями, что способствует преодолению социально-психологического барьера между взрослым и ребенком, способствует лучшему усвоению ребенком нового материала.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений об экономике и ее закономерностях.

Задачи:

  1. создать условия для развития экономических представлений и компетенций;
  2. создать условия для развития экономического мышления;
  3. создать условия для развития социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения с сфере экономики;
  4. создать условия для развития представлений о рекламе, умению разбираться в ней;
  5. создать условия для развития правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  6. создать условия для развития умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

При разработке программы учитывалось следующее:

  • психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • содержание образовательной программы «Мир открытий».

  1. Направленность программы

Естественнонаучная. Направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление образовательных программ, формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.

1.3.Формы, методы и средства реализации Программы

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

В ходе усвоения детьми содержание программы учитывается темп развития умения решать проблемные ситуации, выстраивать план действий, находить пути решения, уровень самостоятельности, делиться на мини группы, умение работать в коллективе., в процессе работы вести координированный диалог, преследуя и достигая поставленную цель.

 Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересная сложные задания, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

•наглядный (иллюстраций, фотоматериалы);

• практический (выполнение работ по  схемам, мнемотаблицами др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

•репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной проблемы совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная деятельность детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Приемы, используемые в процессе реализации кружковой деятельности, активизирующие мотивацию обучения:

  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • решение проблемных ситуаций;
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • поисково-исследовательская деятельность детей;
  • викторины, аукционы;
  • ролевое обыгрывание детьми жизненных ситуаций;
  • совместное изготовление атрибутики на экономическую тематику (родители-дети-педагоги);
  • модели, схемы.

Формы работы:

  • · индивидуальная (каждый ребенок выполняет свое задание);
  • · групповая (при выполнении коллективной деятельности каждая группа выполняет определенное задание);
  • · коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Программа построена в виде совместной деятельности, в форме  творческой игры, игры с правилами. В программе соблюдается тематический принцип. Деятельность планируется с подгруппой детей (13 человек) старшего возраста во второй половине дня, два раза в неделю (68 раз в год), продолжительностью 20 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет.

1.4. Учебный план

Кол-во занятий

в  неделю

Количество

недель

Всего занятий

Продолжительность

одного занятия

2

34

68

20мин.

1.5. Ожидаемые результаты

  • знать основные финансово-экономические понятия и категории;
  • иметь представления о новых профессиях и уметь рассказать о них;
  • обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • развивать в себе умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое дело до конца;
  • развивать в себе здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий "труд - деньги";
  • развивать умение соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
  • осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий "труд - продукт - деньги" и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • о рекламе и ее значении;
  • производить простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена;
  • выбирать из множества простых ситуаций и возможных решений;
  • составлять рассказ на заданную тему, пересказывать последовательно содержание текста на экономическую тему.

2. Планирование работы кружка «Экономика для детей»

в старшей  группе компенсирующей направленности «Фантазёры»

Месяц

№ занятия

Тема кружковой работы

Задачи

Сентябрь

1

Мир экономики

Выявление элементарных экономических знаний.

2

Знакомство с Гномом Экономом

Создать условия для знакомства детей с Гномом экономом, его предназначению, где будет жить.

3-4

Разнообразие потребностей современного человека

Создать условия для развития представлений о понимании, что такое потребность и в чём она выражается.

5

Потребности в пище, воде, воздухе, тепле

Создать условия для развития представлений о бережном отношении к хлебу, воде, теплу, свету.

6-7

Рождение новых вещей

Создать условие для развития умений правильно использовать всё, что нам необходимо в повседневной жизни.

Упражнять в умении продлевать жизнь вещам, которыми мы пользуемся.

8

Безопасность и сохранение здоровья

Создать условия для развития бережного отношения к своему здоровью. Формировать привычку к  здоровому образу жизни.

Октябрь

9

Потребность в общении и уважении

Создать условия для развития доброжелательных отношений к сверстникам и взрослым.

Уяснить понятие «можно», «нужно», «нельзя»

10

Проявление интересов

Создать условия для развития правильного отношения к интересам сверстников посредством решения проблемных ситуаций.

Развивать в умении понимать, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно

11

Подарок для друга

Создать условия для уточнения представлений детей о подарке, как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим.

Воспитывать желание разделять радость друга.

12

Полезные и вредные привычки

Создать условия для закрепления знаний о том, какую пользу приносят привычки и навыки детям и взрослым.

Воспитывать у детей культуру общения, навыки личной гигиены, желание поддерживать порядок в группе.

13-14

Потребность человека и животных.

Создать условия для анализа потребностей человека.

Развивать представление о потребностях растений и животных.

Создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

15

Предметы, необходимые для жизни

Создать условия для развития умения выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

16

Что такое ресурсы

Создать условия для развития представлений о понятии «ресурсы».

Создать условие для развития у детей бережного отношения к живой природе.

Ноябрь

17-18

На благо человека

Упражнять в бережном отношении ко всему, что создано природой.

Создать условия для развития понимания, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы.

Развивать понимание о том, что природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу в процессе решения проблемных ситуаций.

19

Вода - природный ресурс

Уточнить представления детей о воде, для чего она нужна.

Создать условия для развития представления о водных ресурсах Хакасии.

20

Трудовые ресурсы

Создать условия для развития представления о «трудовых ресурсах»

21

Полезные привычки в быту

Создать условия для развития умений у детей экономить воду, свет, тепло.

Упражнять в понимании значимости полезных привычек – бережливость, экономия.

22

Забота человека о природе  и польза природы для человека

Создать условия для просмотра и анализа сказок.

Воспитывать бережное отношение к животным и природе.

23

Труд

Уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает, что является результатом труда.

Воспитывать у детей желание трудиться.

24

Труд – важное условие в жизни человека.

Создать условия для развития представлений о труде, трудолюбии.

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых и детей.

Вспомнить пословицы о труде.

Декабрь

25

Все профессии важны

Уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?»

Воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам.

26

Кому что нужно для труда

Создать условия для развития представлений о профессиях, об орудии труда людей

27-28

Предприятия в  городах

Создать условия для развития первичных представлений о предприятиях в нашем городе и других городах, о выпускаемой продукции, о товарных знаках.

29

Какие бывают товары

Создать условия для развития представления о товаре.

Развивать представления о многообразии товаров, в каких магазинах продаются.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

30-31

Деньги

Создать условия для развития представления о понятии «деньги».

Показать, что каждая вещь стоит денег. Развивать навыки счёта. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

32-33

Виртуальная экскурсия в магазин

Создать условия для развития представления о труде продавца посредством виртуальной экскурсии.

Создать условия для игры в с/р игру «Магазин»

Январь

34

Игра «Маленькие покупки»

Создать условия для показа детям разнообразие товаров; развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи.

35

Волшебные помощники

Создать условия для развития представлений о профессиях людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей.

36

Телепередача «Почта Гнома Эконома»

Создать условия для закрепления представлений детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с удовлетворением потребностей. Развивать у детей смекалку, сообразительность, логическое мышление.

37

Труд – это продукт.

Создать условия для понимания детьми того, что результатом  труда является продукт – полезная нужная вещь, продукты труда – это богатство.

38

Труд - деньги.

Создать условия для развития представленийу детей о том, что за любой труд люди получают деньги.

39-40

Денежные знаки.

Создать условия для развития представлений о денежных знаках (деньги выглядят по разному и имеют разное достоинство)

Февраль

41

Аверс, реверс

Создать условия для развития представления детей о лицевой и оборотной стороне денежной единицы

42

Валюта

Создать условия для развития представлений о валюте – деньги других стран.

43-

Денежные знаки других стран

Создать условия для развития представлений о разнообразии денежных знаков в разных странах

44-45

Семейный бюджет

Создать условия для развития представлений о некоторых составляющих семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия.

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

46

Бюджет – источник дохода и расхода

Создать условия для развития представлений у детей о доходах и расходах (основные, неосновные). Воспитывать у детей разумные потребности.

47-48

Сбережения (накопления)

Создать условия для расширения представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»)

Март

49

Денежная прибыль и долг

Создать условия для развития представлений о понятиях «прибыль», «долг».

Создать условия для развития представлений  о зависимости между «качеством» товара и получаемой «прибылью» при его продаже.

50-51

Банк.

Виртуальная экскурсия в банк.

Создать условия для развития представлений о банке.

Уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке.

52

Деньги - банк

Создать условия для развития представлений о вложениях в сберегательный банк. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

52-53

Цена – ценник.

Создать условия для знакомства с ценником. Создать условия для развития умения соотносить стоимость товара с имеющими у детей наличными деньгами. Создать условия для развития умения применять знания в игре.

54

Деньги – средство обмена товарами.

Создать условия для развития представления о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить значение понятий: «цена», «ценник», «товар».

55-56

Группировка товаров по разным признакам

Создать условия для развития представлений о многообразии товаров. Развивать умения у детей группировать товар по разным признакам. Сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык)

Апрель

57

Разные товары

Углубить  представления детей о разнообразии товаров.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

58

Взаимообмен товарами

Создать условия для развития представления о взаимообмене товаров между странами.

59

Магазин.

Рынок.

Создать условия для уточнения понятий «магазин», «рынок».

Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке.

60

Реклама.

Создать условия для развития представлений о назначении рекламы, её видах: печатная, радио- и видео-реклама.

61

Реклама – двигатель торговли.

Создать условия для уточнения представлений о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов.

62-63

Профессии людей в рекламном агентстве.

С/р игра «Рекламное агентство»

Создать условия для расширения представлений детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Воспитывать уважение к их труду.

64

Мастер – художник в рекламном агентстве.

Создать условия для развития умений практически осуществлять процесс создания рекламы.

Реализовать знания о работе художника-оформителя.

Май

65

Аукцион

Создать условия для развития представлений о продаже товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

66

Ярмарка

Создать условия для развития представлений о ярмарке. Показать детям отличие сегодняшней ярмарки от ярмарки в старину.

67

Лотерея

Создать условия для развития представлений о разыгрывании лотереи

68

«Экономическая рыбалка»

Создать условия для закрепления в речи слов: «дёшево – дорого», «продавец – покупатель», «много – мало», «трудолюбивый – ленивый».

Развивать быстроту реакции, смекалку; умение радоваться успехам партнёра.

69

Экономика в сказках

Создать условия для развития умений подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

70

Юные экономисты

Создать условия для развития смекалки, сообразительности, фантазии; стимулировать деятельность «по интересам».

71-72

Прощанье с Гномом Экономом

Создать условия для заданий и упражнений на проверку вопросов по экономике.

3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 

Список использованной литературы:

  1. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. «Финансовая грамотность дошкольника» - «Издательство «Учитель», 2018
  2. Коннова З.П., Малышева И.В., Пенькова Л.А., Пыркова С.В. «Развитие игровой активности дошкольников» – Сфера. – 2010.

Электронные ресурсы:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.  

2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.  

3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"

В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...

Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"

В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания.  знания ...

Экономика и дети.

Советы родителям....

Мастер-класс "Правила экономики для детей".

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему   «П...

Мастер-класс "Правила экономики для детей".

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему   «П...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое экономика?» для детей средней группы

Цель занятия содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....