"Краеведческие игры для дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Сенченкова Людмила Ивановна

Патриотическое воспитание дошкольников через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить всё ценное в историко-культурном населении своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskie_igry_dlya_doshkolnikov.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Краеведческие игры для дошкольников»

Cенченкова Людмила Ивановна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №87

Приморского района Санкт-Петербурга

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так воспитатель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание дошкольников через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего.

Многие нравственные качества человека закладываются еще в дошкольном возрасте. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство любви к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, – они помогут дошкольникам на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, воспитателю, учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок; с переживаний красоты родных мест. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у дошкольников к краеведению является дидактическая игра, которая способствует созданию положительного эмоционального настроя у детей, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память, внимание и т. д. На занятиях по краеведению используют игры на знание памятников, достопримечательностей, выдающихся людей своего края, викторины, конкурсы, «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к краеведческому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр даёт возможность вызвать активную деятельность дошкольников, проявить волевое усилие, настойчивость в решении задач; способствует развитию произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Необходимо как можно раньше приобщать дошкольников к истории родного края. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда – это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить.

Задача воспитателя – вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом.

Самой актуальной игрой по краеведению, считаю игру:

«Путешествие по городу»

(для детей 5-7 лет)

Цель:

- закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое

описание.

Материал: Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных

мест в городе, кубик для настольных игр, фишки.

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на

которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о

зданиях и сооружениях, памятниках города. Затем объясняются правила игры.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2 до 5 детей. На столе раскладывается карта-

схема города, дети разбирают фишки. Воспитатель предлагает отправиться на

экскурсию по городу. Дети совершают ходы, при прохождении мимо какого – либо

объекта, надо его назвать, желательно указать улицу, на которой он располагается,

его предназначение. Игра может постепенно усложняться.

Игровые правила:

Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по

игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько

кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает -

пропусти ход, зелёный - двигайся вперед. Выигравшим считается тот, кто первым

дошел до финиша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...

«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...

Статья "Краеведческие игры для дошкольников"

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, ...

"Краеведческие игры для дошкольников"

Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю....

статья "Краеведческие игры для дошкольников"

             В настоящее время игровой краеведческой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Краеведческая игра занимает важное ме...

Краеведческие игры, как эффективное средство развития познавательной и эмоциональной активности старших дошкольников

Выступление по теме : ”Краеведческие игры,как эффективное средство развития познавательной    и эмоциональной активности старших дошкольников”....