план по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

План по самообразованию предполагает развитие нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. Любовь ребенка к Родине начинается того, с чем он сталкивается каждый день: семья, дом, улица на которой он живет, двор, детский сад, город, а затем и с нашей большой страной, ее символикой и столицей городом Москва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План работы по самообразованию воспитателя в

старшей группе №3 по теме:

«Нравственно –патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Составила: воспитатель

Шатохина С.А.

Барнаул, 2023

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Возраст детей: 5– 6 лет

Срок реализации: с сентября 2023 года по май 2024 года

Актуальность:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается того, с чем он сталкивается каждый день: семья, дом, улица на которой он живет, двор, детский сад, город, а затем и с нашей большой страной, ее символикой и столицей городом Москва.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в воспитании нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитии интереса к истории и культуре России.

Задачи для педагога:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Пополнить предметно развивающую среду картотеками стихов и пословиц о родине, дидактическими играми по данной теме

Задачи для воспитанников:

Образовательные: 

  • Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  • Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; 
  • Закрепить знания о праздниках России, о русских народных праздниках; расширять знания о малой Родине
  • Формировать представления о России как о родной стране о Москве как о столице России; 

Развивающие:

  • Расширение представлений о городах России

 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Расширять представление детей о национальной культуре русского народа

Воспитательные: 

  • Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

Ожидаемый результат:

- Имеет первичные представления о себе, семье, государстве, столице нашей Родины – Москве, малой Родине, мире и природе;

- испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;

- имеет представление о значимости их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых;

- имеет представление: о городе, крае; предприятиях родного города, понимает их значимость; знает символику города, достопримечательности, а также находит их на карте;

- знает историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывает их на карте России, флаг, герб, гимн России;

- имеет представление о других национальностях, населяющих нашу Родину (уважает их культуру и традиции);

- Знает название планеты, на которой мы живем.

Методы:

 • Беседы.

• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

• Игры: сюжетно - ролевые игры, настольно печатные, дидактические игры

• Загадки, пословицы.

• Чтение художественных произведений

Практический (самостоятельное выполнение детьми работ)

Этапы реализации плана:

- Подготовительный этап:

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического материала

- Основной этап:

Реализация перспективного плана работы

- Заключительный этап:

Итог: Викторина «Что мы знаем о Родине»!

Работа с педагогами в ДОУ:

1. Консультация «Организация центра по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ»

2. Консультация «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

3. Консультация «Люблю тебя мой край родной!»

Перспективный план

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение литературы, пополнение РППС

Сентябрь

-- Чтение стихотворения

И. Гуриной «Мой любимый детский сад».

-- Беседа «Барнаул - город, в котором я живу»

--Рассматривание иллюстраций на тему «Барнаул»

-- Рисование «Улицы моего города»

 

Консультация «Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.  

Пополнение РППС

Изготовление картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию  

Октябрь

-- Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес»

-- Рисование «Дом в котором я живу»

--Чтение. К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

- С.Р.И. «Мы строители»

Консультация «Как воспитать

маленького патриота»

Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) –М: УЦ «Перспектива», 2011г.

Пополнение РППС

изготовление картотеки стихов. Пословиц поговорок о Родине

Ноябрь

- Беседа «Москва — столица нашей Родины

- Знакомство с символикой России (флаг, герб, гимн)

- Д/И «Сложи герб из фрагментов»

- Беседа «Моя мама самая лучшая»

-- Выставка рисунков «Тебе моя мамочка»

Изготовление «Родословного древа моей семьи

Кондрыкина Л.А. –

С чего начинается Родина – М.Т.Ц. Сфера 2005г.

Пополнение РППС

изготовление рюкзачка «Богатыри»

Декабрь

- Беседа о березке — символе России.

-Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза под моим окном...»

- Беседа «Кладовая

 Алтайского края» (полезные ископаемые).

-Чтение П. Бажов «Серебряное копытце»

Акция «Подкормите птиц зимой» -изготовление кормушек

для птиц

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

Пополнение РППС

Изготовление альбома «Русский народный костюм»

Январь

- Выставка рисунков «Новогодняя игрушка моей семьи»

- Чтение С. Маршак «Двенадцать месяцев»

- Рассматривание иллюстраций

«Достопримечательности нашего города»

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Н. Г. Зеленова,

Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г

Пополнение РППС

изготовление альбома «Достопримечательности г. Барнаула»

Февраль

-Чтение рассказа А. Митяев «Мешок овсянки»

- Беседа «Что такое героизм»

- Беседа «Защитники Родины»

- Выставка рисунков «Мой папа»

- С.Р. И. «Моряки»

Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»

Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М. Флинта, 2012 г.

Пополнение РППС

изготовление лэпбука «Россия»

Март

- Беседа: «Что умеет наша мама»

-Выставка рисунков «Мамин портрет»

- С.Р.И. «Дочки матери»

- Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово»

Консультация «Роль книги в нравственно- патриотическом воспитании детей»

Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г

Пополнение РППС

изготовление альбома «Знаменитые земляки»

Апрель

- Беседа «Мы первые в космосе!»

-Выставка рисунков «Космос глазами детей».

-Чтение сказки «Солнечный зайчик» О. Сыроватина

- С.Р.И. «Путешествие на самолете»

Изготовление поделок «Покорение космоса»

Князева О.Л. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа

СПб: АКЦИДЕНТ,1997

Пополнение РППС

Изготовление картотеки народных подвижных, хороводных игр

Май

- Беседа «День победы»

-- Рассматривание фотографий «Участники ВОВ в нашей семье»

- Викторина «Что мы знаем о Родине»!

Консультация «Как рассказать ребёнку о войне?»

Л. А. Кондрыкинской. «Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ»  - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Пополнение РППС

Изготовление альбома «В русской избе»

Используемая литература:

  1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) –М: УЦ «Перспектива», 2011г
  2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г
  3. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010
  4. Интернет источники
  5. Л. А. Кондрыкинской. «Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ»  - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  6. Князева О.Л. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ,1997
  7. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня, реализацию творческих возможностей педагога, как основы успешной деятельности воспитанников....

Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации; изучить и усвоить материал....

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...