Методическая разработка «Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми»
материал

 Моисеева Ульяна Сергеевна

Тренинг для педагогов по развитию мягких навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Тема семинар-практикума:

«Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми»

Дата проведения: 27.03.2024

Подготовил:

педагог-психолог

Моисеева У.С.

Санкт-Петербург

2024


Цель: развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции 

Задачи:

  1. Снятие эмоциональное напряжения;
  2. Моделирование процесса адаптации молодого специалиста.
  3. Раскрыть понятие профессиональных страхов
  4. Рассмотреть возможности преодоления профессиональных страхов.
  5. Осознание участниками стереотипности восприятия
  6. Помочь определиться с актуальной позиции профессионального развития
  7. Развитие умения понимать и принимать личность другого человека
  8. Развитие умения принимать командные решения

Целевая группа: педагоги детского сада № 92

Ведущий: педагог – психолог  Моисеева У.С

Материалы: листы бумаги, карандаши, конверты.

Длительность мероприятия: 40 минут


Вводная часть

Слово педагога-психолога

Добрый день. Сегодня мы с вами обсудим тему, которая называется «Soft skills. Гибкие навыки взаимодействия с людьми»

План сегодняшнего мероприятия такой:

  1. Мы узнаем, о том, что такое soft skills компетенции, и так ли они важны в профессии педагога? 
  2. Как связаны «мягкие навыки» и педагогика?
  3. Какие навыки в приоритете?
  4. Узнаем, почему принимают по хардам, а увольняют по софтам.
  5. Познакомимся с технологией 4-К компетенций
  6. Отработаем полученные знания

Основная часть

Лекция педагога-психолога

Какие навыки в приоритете?

Психолог. Существует два вида навыков: hard-skills (твердые навыки) и soft-skills (мягкие навыки). Первые – профессиональные знания и навыки: они понадобятся нам на работе и в реализации профессиональных проектов. Вторые, о которых сегодня пойдет речь, это социально-психологические навык и, которые пригодятся нам в большинстве жизненных ситуаций.

Итак, давайте нагляднее, посмотрим, что из себя представляют хард скилы и в чем различия между мягкими и твердыми навыками

  1. От чего зависят. За развитие Hard Skills отвечает интеллект человека, логика, IQ, «территориально» - левое полушарие мозга. Soft Skills больше связаны с эмоциональным интеллектом, эмпатией, то есть они зависят от правого полушария.
  2. Как приобрести: Hard skills приобретают в научной и профессиональной среде. Жесткие навыки закладываются в учебных заведениях, на курсах или стажировках. Отдельные умения осваивают по учебникам и практическим упражнениям, другие перенимают от опытных коллег. Мягким навыкам невозможно научиться, прочитав книгу или прослушав курс. Они либо являются врожденным качеством человека, либо постепенно формируются в процессе получения жизненного опыта и работы над собой. Формирование Soft Skills требует гораздо больше времени.
  3. Как проверить: Hard skills можно подтвердить и измерить. Соискатель подтверждает жесткие навыки с помощью диплома учебного заведения, сертификата о прохождении курса или портфолио с кейсами и примерами работ. Для некоторых навыков выделяют разные степени владения. Например, у педагогов это категория, высшая или первая, которая так же может определять разное владение своими профессиональными умениями. Доказать наличие мягких навыков практически невозможно, они проявляются в процессе работы, выстраивания общения коллегами

В последнее время все больше профессионалов в управленческой среде акцентируют внимание именно на мягких скиллах, называя их компетенцией будущего.

По данным исследования 85% успеха в работе достигается за счет «мягких» навыков и только 15% ― с помощью «жестких». Получается, что софт- важнее хардов.

Но стоит учитывать, что в разных профессиях может быть разное соотношение ценности тех или иных навыков. Можно выделить 3 основные категории профессий, в зависимости от соотношения Hard и Soft Skills:

  1. Доминируют жесткие навыки. Профессии, связанные с наукой и новыми технологиями. Например, химик, биоинженер или астрофизик. Такой специалист ценен именно своими профессиональными знаниями, и будет оцениваться, в первую очередь, по ним.
  2. Навыки равносильно важны. К таким профессиям можно отнести юристов, бухгалтеров, следователей. Специалист в такой профессии определенно должен иметь хорошую базу профессиональных навыков и соответствующее образование, поскольку без этого он не сможет выполнять свою работу, но гибкие навыки, - не менее важны, поскольку в этих профессиях нужно постоянно взаимодействовать с людьми, и от эффективности этого взаимодействия зависит успех работы.
  3. Доминируют мягкие навыки. Это актуально для сферы продаж, бизнеса, политики. В этих профессиях на первый план выходит харизма, обаяние, умение общаться с людьми и налаживать контакты, завоевывать расположение аудитории, убеждать – то есть уникальные персональные качества. И высокий уровень таких общих компетенций часто позволяет добиться успеха в карьере даже без серьезной профессиональной подготовки.

Психолог. К какой категории относиться воспитатель?

Ответы участников

Психолог. Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. В своих работах Монтессори не раз отмечала, что педагог — это модель мира для ребенка. То есть важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам и в какой среде они будут в итоге расти. Взаимодействие с родителями также – большой пласт объема работы воспитателей. Работа с родителями очень важна, поскольку педагог является посредником между родителями и ребенком, помогая им лучше понять друг друга.

Вот такую фразу я нашла

«При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество». В.В.Путин.

Итак, наше общество меняется, исследования показывают, что 85% успеха в работе достигается за счет «мягких» навыков, также транслируется мысль, что конкрурентность достигается за счет как раз софт навыков. Именно поэтому сейчас идет тенденция, что «принимают по хардам, а увольняют по софтам». В нашей реальности, особенно работа в профессии человек -человек мы должны обладать мягкими навыками.

4-К компетенции

Психолог. Если читать исследования и различную литературу, то можно встретить огромное количество гибких навыков. В целом выделяют много гибких навыков. Но будет нецелесообразно разговаривать о всех этих навыков. В 2016 году, в числе главных компетенций были названы 4К-компетенции. Названы они так от начальных букв компетенции. Давайте попробуем подумать и записать, по вашему мнению, какие компетенции считаются самыми главными и востребованными? Подсказка уже есть, первые буквы начинаются на «К»

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери.

Коммуникация

Психолог. Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми.

Коммуникация – умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до понимания других людей свою точку зрения в формате «равный – равному».

Структура этой компетенции/навыка представлена так:

  1. Готовность к коммуникации:

• Отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос.

  1. Адаптация к цели контексту коммуникаций и к партнеру:

 • В различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный статус партнера.

  1. Убеждающая коммуникация:

• Использование вербальных (словарного запаса и знания правил языка) и невербальных средств (жесты, мимика, интонация) для достижения цели коммуникации

Нашла профессия состоит из коммуникации. Это постоянный контакт с детьми, родителями, администрацией. Это фундамент. И конечно, без контакта никуда.

Каждую компетенцию мы с вами будем каким -либо образом отрабатывать практически. Для первой практики я хочу пригласить 6 человек.

Упражнение «Попроси шоколадку» ( 6 человек)

Цель: развитие коммуникативных навыков

Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование). (Самый справедливый становится водящим, он садится по центру). Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

  1. Критическое мышление — это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Упражнение два факта и одна ложь.

Цель: способствовать развитию критического мышления

Сейчас доброволец расскажет 3 факта о себе. 2 факта правда- 1 ложный. Все остальные должны узнать – какой ложный.

Креативность

Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды.

С точки зрения психологиикреативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами. При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.

Упражнение «Где логика?»

Цель: формирование познавательного интереса, развитие креативности у педагогов

Кооперация (командная работа)

Кооперация - умение быть командным игроком, работать на совместный результат, понимать свою роль и свой вклад в общее дело.

Вы наверняка знаете, что работата в команде приносит двойные плоды. Если эта работа хорошо организована и слажена. Бывает это не всегда. Сейчас мы потренируемся работать в командах

Начале семинара вы вытягивали листочек с номером. У нас с вами будет 4 команды, 1 – это первый номер команды, все подходят к столу номер 1, у команды номер два -ко второму столу и т.д. Давайте мы свами встанем возле столов, и я дальше скажу, что мы делаем.

На слайде список различных предметов, подумайте и с командой выберете 4 предмета, который будет лежать у вас на столах.

Упражнение «Спусти яйцо»

Цель: Создание условий для командной работы и взаимодействия между участниками педагогического коллектива.

Итак, задача упражнения такова: перенести яйцо в лоток вашего цвета в середине, не разбив его. Соорудите конструкцию, используя все предметы, чтобы перенести яйцо Руками трогать яйцо нельзя. В вашем арсенале есть предметы, которые могут помочь вам выполнить задачу.

Завершающая часть

Компетенции «4-К»: Общие правила развития soft skills:

Как известно, навыки — это действия, которые закрепляются в поведении человека путем периодического повторения до такой степени, что производятся автоматически. Именно по этой причине важно не просто знать о существовании soft skills, но и постоянно использовать в практике педагогической деятельности. Вот некоторые рекомендации по развитию мягких навыков

 Учитесь мыслить нестандартно, творчески.

  Занимайтесь спортом. Спорт и занятия физической культурой развивают волевую сферу личности, а командный спорт учит командному взаимодействию.

 Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними, учитесь гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

 Развивайте оба полушария мозга, так как музыка и рисование дает толчок для развития эмоционального интеллекта.

  Работайте над развитием логического мышления с помощью разнообразных интеллектуальных игр.  Принимайте участие в командной проектной работе.

 Расширяйте спектр своих хобби и творческих занятий.

 Участвуйте в разнообразных тренингах. Используйте элементы тренинговых занятий в своей профессиональной деятельности.

 Ставьте себе максимально конкретные цели. По мере их достижения оценивайте результаты своей работы. Постоянная и системная работа по развитию «гибких навыков» будет не только содействовать профилактике профессионального выгорания, но и позволит создать условия для личностного и профессионального роста, развития социального и эмоционального интеллекта.

Выводы. Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога –многогранно и имеет преимущественное значение. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, создавая для этого подходящие условия, где навыки смогут не только продолжать свое формирование, но и отражаться в реальном поведении. По отношению к ребенку воспитатель не может соотноситься с понятием «вчерашний педагог»педагог- ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей дошкольного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего- зависит от нас с вами.

Рефлексия

Принимают по хардам, увольняют по софтам

Что такое soft skills

Нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон).

Большая часть рабочего дня педагога протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации) Сегодня я бы хотела затронуть тему наставляемых и наставников. Но сначала поприветствуем друг друга.

Упражнение "Имя" ~ 5 минут

Цель: знакомство участников тренинга

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так дальше по нарастающей.

Вступительное слово педагога-психолога:

"Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые учителя описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в наш сад. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего".

Психолог предлагает высказаться об этом в кругу. Высказываются как молодые педагоги, так и педагоги, уже проработавшие в данном детском саду несколько лет. Высказываясь, стараться обращать внимание на следующие вопросы:

  • На что я обратила внимание, придя первый раз в данное образовательное учреждение?
  • Какие чувства я испытывала при этом?
  • Что я обо всем этом подумала?
  • Как изменились сейчас мои первоначальные представления?

Основная часть

Упражнение "Слепой и поводырь"   ~ 10 минут

Цель: моделирование процесса адаптации молодого специалиста.

Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника. В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций. После выполнения упражнения задаются вопросы:

  • Как себя чувствовали в роли "слепого", в роли "поводыря"?
  • Какие были трудности в процессе выполнения задания?
  • Какая связь обнаруживается между чувствами у "слепого" в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

Во время нашего профессионального становления нас может преследовать множество страхов.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны общества к личности педагога, к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию, выработке новых адаптивных стратегий, роли молодого педагога в образовательном процессе в целом. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными профессиональными страхами молодых специалистов.

Введение понятия профессиональных страхов

Профессиональный страх – страх объектов или ситуаций профессионального взаимодействия. Профессиональные страхи становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления молодого специалиста и их видов (страх быть покинутым, не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и пр.).

Упражнение "Идеальный педагог" ~ 5 минут

Цель: снятие психологического напряжения, тревожности и нацеливает на решение проблемы снятия профессиональных страхов.

На листе бумаги записываются качества идеального педагога. Затем они зачитываются, и психолог предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого педагога?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.

Когда мы говорим о идеальном педагоге, мы чаще всего придерживаемся определенных установок, мнений и т.д.

Упражнение «Свидание» ~ 5 минут

Цель: осознание участниками стереотипности восприятия

Психолог. Следующее упражнение «Свидание» также будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.

Психолог. Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный?

Ответы участников

Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны. Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.

И в завершении нашего тренинга мы предлагаем вам упражнение «Чемодан»

Упражнение «Чемодан» -5 минут

Цель: Создание позитивного настроя на работу в коллективе детского сада.

Упражнение "Чемодан" Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается "собрать" его в "дорогу" – профессиональный путь в детском саду. "Вещи" – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

Рефлексия

Чем был полезен наш тренинг?

Что вам запомнилось?

Что вызвала затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Предмет, который я хочу подробнее изучить и изложить в работе –это культурно- гигиенические навыки, а именно их воспитание. Объектом  моего исследования являются дети второй  младшей группы...

Методическая разработка педагогического совета «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»

Методическая разработка адресована старшим воспитателям, методистам и воспитателям ДОУ в помощь по проведению педагогического совета....

Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".

В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....

Методическая разработка: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в детстве устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья....

Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки.

Презентация и статья на тему "Развитие пространственного мышления  дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки."Навыки «Soft skills»  дошкольника - ...

Методическая разработка "Soft skills" в работе педагога

Описаны "гибкие навыки" (soft skills), которыми необходимо владеть педагогу ДОУ....

Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.

Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам  квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....