план работы по самообразованию 2023-2024
материал (средняя группа)

Красноперова Наталия Сергеевна

План самообразования воспитателя

Красноперовой Наталии Сергеевны на 2023-2025 год

 «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109» г. Ярославль

План самообразования воспитателя

Красноперовой Наталии Сергеевны на 2023-2025 год

 «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения».

Цель: повышение уровня знаний детей о правилах и нормах безопасного поведения для приобретения социального опыта.  

Задачи:

  • Изучить материал по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»
  • создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
  • формировать навыки безопасного поведения  в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности;
  • закреплять правила поведения в опасных ситуациях и практические навыки в условиях игрового пространства;
  • развивать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах безопасности детей;
  • разработать программу обучения детей дошкольного возраста охране безопасности жизнедеятельности.
  • Транслировать накопленный опыт коллегам из детского сада путем выступлений на педагогических советах, размещения материалов в сети интернет

Срок работы над темой: 2023 - 2025 уч. г.

Введение

Россия в начале XXI века живет в условиях все нарастающего количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ежегодно в результате производственного и бытового травматизма, террористических актов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий в стране погибает свыше 50 тысяч человек, более 250 тысяч получают увечья. Защита людей от негативных воздействий антропогенного и природного происхождения, достижение безопасных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Все прекрасно понимают, что самая незащищенная и уязвимая часть населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, не сформированы навыки безопасного обращения с предметами. Большинство дошкольников не знают, как себя вести в той или иной ситуации.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это даёт обратный результат.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утверждён приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», говорится о необходимости формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. А конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности), соответствующих возрасту детей.
Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Осознанная деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Актуальность данной проблемы определяется и реальными потребностями системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников дошкольной организации.
Изучая научно-методическую литературу по основам безопасности детей дошкольного возраста столкнулась с противоречиями между:
- потребностями в накоплении ребёнком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием системы в работе, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
- важностью целенаправленной деятельности родителей и недостаточным их уровнем знаний и умений в этой области.
Таким образом, высветился ряд нерешённых вопросов, связанных с обоснованием структуры, содержания и методики практико-ориентированного обучения детей, направленного на приобретение навыков поведения безопасной жизнедеятельности.
Работая долгое время в детском саду, заметила, что дети не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Я согласна с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для более плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста».
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора темы:

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»

Предполагаемый результат:

  • В результате работы предполагается изучение материала, накопление «багажа» методических разработок, дидактических игр и пособий, разработка собственных пособий и пополнение РППС наглядными пособиями, макетами, играми;
  • Заложение основ у детей навыков безопасного поведения на улице, в природе и в быту, в чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование простейших представлений о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе обеспечения безопасности детей
  • Создание цикла занятий по формированию знания основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста.

Форма самообразования: самостоятельная.

План работы по методической теме:

Форма работы

содержание

сроки

Изучение литературы

Изучение нормативно-правовой документации

  • Закон об образовании РФ
  • Конвенция по правам ребенка
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Нормативная база современного дошкольного образования6 санитарные правила и нормы

постоянно

Изучение методической литературы и имеющегося опыта по данной проблеме

  • «ОБЖ» Р.Б. Стеркина;
  • «Правила и безопасность дорожного движения» О.А. Скоролупова
  • «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова
  • «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев
  • «Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста» Т.Г. Хромцова
  • «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» Т.А. Шорыгина
  • «Беседы о правилах пожарной безопасности» Т.А. Шорыгина

Изучение статей в журналах и газетах:

«Воспитатель ДОУ»

«Ребенок в детском саду»

«Добрая дорога детства».

Работа с педагогами

Выступление на педсовете с сообщением «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста»

Сентябрь 2023

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения»

Январь 2024

Организация выставки «Зеленый огонек»

Ноябрь 2024

Выступление на педсовете с отчетом о проделанной работе по теме самообразования

Май 2024, 2025

Помощь педагогам в составлении перспективных планов работы по предупреждению детского травматизма

Сентябрь 2023, 2024

Работа с детьми

Планирование работы в форме увлекательной и содержательной деятельности

Подбор методической литературы

Беседы о службах «01», «02», «03»

Сентябрь-ноябрь 2023

Работа по ПДД (беседы, игровые ситуации, настольные и дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по теме, рассматривание альбомов, изучение презентации)

Создание предметно-пространственной среды по ОБЖ

Ноябрь-май 2023-2024

Безопасность в доме (знакомство с правилами, отгадывание загадок, дидактические игры, подбор художественной литературы)

Октябрь- ноябрь 2024

Пожарная безопасность (беседы, презентация «Огонь- друг. Огонь- враг», моделирование ситуаций, дидактические игры, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, экскурсия в пожарную часть)

Февраль-апрель 2025

Личная безопасность на улице (знакомство с правилами безопасности, моделирование ситуаций, повторение домашнего адреса, Ф.И.О. родителей, подбор настольных игр, чтение художественной литературы, подбор социальных роликов по теме)

Ноябрь- февраль 2023-2024

Ноябрь- февраль 2024-2025

Зимние забавы (знакомство с правилами поведения во время проведения зимних игр, подбор подвижных и сюжетно- ролевых игр, загадок, потешек, стихов)

Ноябрь-февраль 2023-2024

Ноябрь-февраль 2024-2025

Забота о здоровье (беседы, утренние и вечерние круги, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов для игр )

Сентябрь-май 2023-2025

Безопасность в природе (знакомство с правилами поведения в природе, рассматривание иллюстраций, рисование запрещающих знаков. Настольные игры, подбор стихов, загадок, пословиц)

Апрель- май 2024, 2025

Проект «Азбука безопасности» совместные сюжетно- ролевые, дидактические. Настольно- печатные и подвижные игры, подбор материала по продуктивной деятельности

Март-май 2025

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, советы по охране жизни и здоровья детей. Анкетирование.

Сентябрь- октябрь 2023

Консультация «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Памятка «Правила пожарной безопасности»

Апрель 2024

Консультация «Если вы вынуждены оставить ребенка дома одного»

Ноябрь 2024

Родительское собрание «Здоровый образ жизни. Нужные советы.»

Октябрь 2023

Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»

Оформление папки передвижки «Обеспечение безопасного поведения в быту»

Март 2025

Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Сентябрь 2023

Тест- анкета «Состояние здоровья вашего ребенка».

Памятка «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний»

Февраль 2024

Консультация «Правила безопасности у водоема весной.»

Март 2025

Спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!»

Февраль 2025

Папка передвижка «Как организовать летний отдых детей»

Май 2024

Памятка родителям «безопасное поведение детей на дороге»

Май 2025

  Самореализация:

  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
  • Создание предметно-развивающей среды в группе и на участке;
  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Участие в конкурсах на разных уровнях (Международном, всероссийском, областном, городском и уровне ДОУ)
  • Проведение открытых занятий;
  • Организация выставки работ детей по теме;
  • Составление картотеки игр по теме;
  • Организация выставки литературы по теме;
  • Проведение встреч с инспекторами ГИБДД, пожарными;
  • Проведение физкультурного развлечения по теме;
  • Проведение музыкального мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «ОБЖ» Р.Б. Стеркина
  2. «Правила и безопасность дорожного движения» О.А. Скоролупова
  3. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненко
  4. «Безопасные сказки» Т.А. Шорыгина
  5. «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев
  6. «Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста» Т.Г. Хромцова
  7. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» Т.А. Шорыгина
  8. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Т.А. Шорыгина
  9. «Азбука безопасного общения и поведения» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова
  10. «Дорожная азбука» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова
  11.  «Беседы по картинкам «Опасные явления в природе»» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова
  12.  «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» Т.А. Шорыгина
  13. «Пожарная безопасность в детском саду» И.И. Саво
  14. «ОБЖ безопасное общение», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге» (беседы с ребенком, издательский дом «Карапуз»)
  15. «Огонь- друг, огонь- враг» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова
  16. «Один дома/ дошкольное воспитание » Н. Мельникова, Л. Захарова, Г. Шакурова
  17. КВН «Моя безопасность» Т.Телегина/Дошкольное воспитание. 2005. -№10
  18. «О службах спасения, или кто приходит на помощь в чрезвычайных ситуациях.» К.Ю. Белая

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы МБДОУ на 2023-2024 учебный год

В материале представлена авторская разработка планирования воспитательно- образовательной работы в ДОО- годовой план....

План работы с наставником 2023-2024

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога...

План работы с родителями 2023-2024 уч.год

В плане отслеживается запланированные меропрятия с родителями....

План работы с родителями 2023-2024 год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №103»Заводского районаг. Саратова   Планработы с родителямив общеобразовательнойгруппе ...

Родительское собрание: «О планах работы на новый 2023-2024 учебный год».

Цели:1. Расширение контакта между педагогами и родителями.2. Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.3. Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. Рассмотреть возрастны...