Развлечение "В гостях у хозяюшки в русской избе"
материал (средняя группа)

Развлечение «В гостях у Хозяюшки в русской избе»

 

Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте , уважения к русской народной культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с устройством русской избы .

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Ø Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках,

4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины , воспитывать бережное отношение к старинным вещам .

6. Воспитывать патриотические чувства.

 

 

Дети спускаются в зал.

Их встречает хозяйка.

 Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!. Как я Вам рада, пока добирались не замерзли, время то года поди не лето, а (зима).

Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки

(Появилось солнышко).   Молодцы теплее сразу стало.

 Милости просим ко мне в избу. Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные , да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

 Рассаживайтесь поудобнее.

 Хозяйка.

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

дорогим гостям, милым детушкам,

чтобы хорошим было все:

и житье, и бытье, и здоровьице!

 

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
одна за всё отвечает

 

 Хозяюшка: Ребята у меня в избе много интересных вещей, я вам буду загадывать загадки, о том или ином предмете , а вы будите отгадывать.

 

В избе - изба,

На избе - труба,

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет (печка).

 

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник,

Сам заварит, сам нальет (самовар).

 

У печи стоит предмет,

Он тяжелый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен-

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Четыре ноги,

Да брюхо. (Самовар)

 Какие вы у меня умненькие - разумненькие!  А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой?  (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Я в нее уже и калачи печь поставила.

Плач ребенка(запись) . Хозяйка  подходит и качает. Дети, как вы   думаете, что это за предмет.(колыбель, люлька, качалка, зыбка, баюкалка, колыска). Для чего она предназначена(укачивать детей). Правильно, если делать определенные покачивания взад и вперед, ребенок быстро успокаивается и засыпает. подвешенную  к перекладине колыбель  еще называют байка,так появилось слово баюкать , а по старинному байкать  Люлька издавна использовалась разными народами для укачивания маленьких детей. Монотонное покачивание позволяет малышу расслабиться и уснуть, напоминая о том, как хорошо ему было в животике у мамы.. Колыбель всегда была незаменимой для мамы, она позволяла успокаивать плачущего младенца и при этом давала возможность параллельно заниматься домашними делами. Раньше колыбелька была в каждой семье и помогала не одному поколению мам и детей.  Кто на Руси изготавливал люльки. Руси существовали специальные мастера — люлечники, потому что не каждый хозяин мог самостоятельно смастерить такое устройство. Неправильно сделанная, она плохо раскачивалась, могла упасть и нанести вред младенцу.

 Из чего делали колыбельки .Колыбель делали из дерева, кожи или лозы.(Иллюстрация) Более богатые люди могли позволить изготовить кованую люльку, украшенную вензелями и прочими узорами.  Пословица хлеб питает тело, а колыбель душу. Как вы это понимаете.Младенец еще «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Хозяйка пеленает куклу, приговаривает:

Баю - бай, баю - бай,

Поскорее засыпай.(

Укладывает в колыбельку, качает и поет колыбельную песенку:

 (запись колыбельной»)

Вот какую ласковую песенку поет мама своему сыночку, а слова какие ласковы подобраны: «гуленьки», «люленьки». И звучат-то они особенно -плавно. Кто часто упоминается в колыбельных песенках.

(В колыбельных песенках часто упоминается котик, который так приятно   мурлычет,   воркующие   голуби   -   гули,   сон,   дрема,   угомон). Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины... Давайте и мы с вами споем для Ванечки колыбельную песенку.

Хозяйка приглашает детей покачать малыша в люльке и на руках, и спеть колыбельную песенку.

        Девочки и мальчики по – очереди укачивают куколку спать и поют колыбельные.

 

        Уж, ты, котик- коток

Котя – серенький хвосток

Приди, котик ночевать

Нашу деточку качать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки

Сели возле сынули

Стали гули ворковать

Чем нам сына угощать

Станем кашу варить

Нашу деточку кормить.

 

Баю-баю-баю-бай,

Ты собачка не лай

Белолапа не скули

И Ванюшу не буди.

 

Ай люли-люли-люли

Прилетели журавли,

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Ваню,

У нас Ваня  спит-спит

 

Наступает ночка

        Ты устал сыночек

        Баю-баю-баю-бай

        Спи  сыночек засыпай.

Спи малыш мой сладко, сладко

Спи один в своей кроватке

Баю-баю-баю-бай

Глазки детка закрывай.

Баю-баю за рекой

 

Скрылось солнце за горой

У Ванюшиных ворот

Зайки водят  хоровод.

Заиньки, заиньки

Не пора ли баиньки?

Вам – под осинку

Ване– на перинку

Баю-баю Ванечка

Засыпай скоренечко

Водиться  помогали и старшие дети. Мать в огород пойдет. У колыбельки садится девочка-няня. Она качает колыбельку и поет:

Вырастешь большой,

Недосуг будет спать -

Надо работу работать:

Пахать, боронить,

Огород городить,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить.

Девочка-няня как бы сама «засыпает».

Воспитатель. А когда совсем устанет няня, рассердится, что Ванюшка в люльке капризничает, она и попугать может:

Баю - баюшки, баю!

Колотушек надою,

Колотушек двадцать пять -

Будет Ваня лучше спать

 Ванечка уснул, пойдемте, и мы отдохнем,  поиграем.

 

Считалка: 

« Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

 

1.Игра « Петух».

Все играющие встают в круг  играет Танец петуха, петух ходит. Музыка останавливается

игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух-тух

Ту-ру-рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Все разбегаются, петух ловит детей.

Пойманный становится ведущим.

Игра  -хоровод.»Вейся капуста»

Игра «Дедушка Мазай».

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети. Здравствуй дедушка Мазай , из коробки вылезай.

Мазай (потягивается , здравствуйте, дети, где вы были, что делали)

Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем

Хозяюшка. А Ваня уже  проснулся, голову поднимает, садиться хочет.   «Хватит   нашему  Ванюшке   спать,   пора  просыпаться, зарядкой заниматься.» Проснется Ваня, затекли ручки-ножки. Ох, как крепко мама   запеленала   нашего   Ванечку.   Развернет   его   мама   и   начинает поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать: Потягунюшки, порастунюшки!

Поперек - толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Какие хорошие, ласковые слова, верно? И умные, учат малыша, и следит наш Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают:

Ай, дыбок, дыбок, дыбок.

Скоро Ванечке годок!

А братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и тоже приговаривает:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку,

По кочкам, по кочкам,

Бух в ямку!

Братишка делает вид, что роняет малыша с ноги.

 А хвать, нет, крепко держит Ванюшку. Ребята, а вы знаете потешки или какие-нибудь игры для таких маленьких? Дети играют с Ванюшкой в игры: «Идет коза рогатая»«Ладушки- ладушки», «Сорока-ворона». Вот сколько нянек у нашего Ванюшки. Не скучно было Ванечке с ними.. А пока вы тут пели , да играли в печи испеклись калачи. Хозяйка угощает детей калачами. Дети благодарят хозяйку и выходят из зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие.

В гостях у хозяюшки. Русское чаепитие....

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у хозяюшки", конспект по развитию речи в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продлжать знакомить с устным народным творчеством-пословицами, поговорками, прибаутками, обогаща...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект познавательного развлечения с элементами вымешивания баранок "Русская изба"

mdash; познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского бы...

Открытое мероприятие развлечения в средней группе " В гости к Ване в русскую избу"

Конспект развлечения в средней группе для ознакомления детей с русскими народными играми...

Конспект ООД по развитию речи средствами фольклора " В гости к хозяюшке в русскую избу"

В последние годы вопрос использования фольклора в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засоряют русский язык и являет...

Фольклорное развлечение "В гости в русскую избу"

Фольклорное развлечение "В гости в русскую избу"Цель: приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, об...