Курсовая работа-проект по теме "Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Носуленко Галина Алексеевна

 Особое место в дошкольных учреждениях занимает дидактическая игра.  Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.Воспитатель должен представлять многообразие дидактических игр, понимать их сущность, для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игровой деятельности детей дошкольного возраста. А также воспитателям нужно хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовой проект.25.02 КБ
Файл Презентация проекта.118.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

с. НОВОБЕССЕРГЕНЕВКА (МБДОУ детский сад «Солнышко»

с. Новобессергеневка)

ПРОЕКТ

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

РАЗРАБОТАЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ

НОСУЛЕНКО ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

с.НОВОБЕССЕРГЕНЕВКА

2024г.

Вид проекта: исследовательский, информационный

Цель проекта: анализ педагогической деятельности по использованию дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников младшей возрастной группы.

Задачи проекта:

  1. изучить теоретические аспекты, исследования, методическую литературу о роли дидактических игр в развитии детей для более успешного их включения в образовательный процесс;
  2. выявить уровень игровых навыков у детей младшей группы и определить их отношение к дидактическим играм;
  3. разработать план мероприятий по вовлечению детей в игровую деятельность с использованием дидактических игр и упражнений;
  4. научить детей играть в дидактические игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
  5. систематизировать использование дидактических игр в различных видах деятельности;
  6. привлечь родителей, педагогов группы, детей к реализации проекта;
  7. расширить картотеку дидактических игр и создать каталог по образовательным областям.

Актуальность:

В настоящее время уже не подвергается сомнению тот факт, что игра является основным видом деятельности дошкольников, способом познания окружающего мира. Кроме того, она является важнейшим средством их воспитания и развития, и не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности. Особое место в дошкольных учреждениях занимает дидактическая игра.  Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Воспитатель должен представлять многообразие дидактических игр, понимать их сущность, для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игровой деятельности детей дошкольного возраста. А также воспитателям нужно хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Сегодня немало проблем, связанных с организацией игровой деятельности современных детей. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагогов требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, способствуя адекватной социализации ребенка. Использование дидактических игр имеет несистемный характер, отсутствует реализация принципа усложнения игровых правил, задач.

Целевая группа: воспитатели, родители, дети.

Предполагаемые результаты:

дети:

дети в конце проекта чаще используют для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играют в них;

• у детей развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация;

• развивается способность к воображению;

• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

родители:

• родители знакомятся с понятием «дидактическая игра», с её структурой, обучающими задачами, способами подачи детям;

• повышается компетентность родителей при выборе игр;

•родители используют дидактические игры дома с детьми.

Воспитатели:

• более глубоко изучили методическую литературу по теме и применяют различные виды дидактических игр в педагогической деятельности;

•проанализировали уровень игровых навыков детей, выявили их индивидуальные особенности, что позволило правильно организовать работу с детьми;

•провели с родителями консультации, родительское собрание-практикум по теме, организовали конкурс «Дидактическая игра своими руками»;

•пополнили картотеку дидактических игр и создали каталог по образовательным областям;

Нормативные документы и локальные акты:

В статье 64 ФЗ-273 Закона Об образовании конкретизируются цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования.

(Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

 Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое)                                                            (Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

Образовательная Программа ДО:

Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр.

1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.

2. Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.

3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

  • Совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками.
  • Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму); выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал; различать «правильные» и «неправильные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика).
  • При помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, начинать действовать по сигналу, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, понимать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю согласно направлению стрелок «Умные тропинки»), замещать реальные предметы геометрическими фигурами.

(Раздел: Дошкольный возраст. Детство от трёх до семи лет.

           Игра как особое пространство развития ребёнка от трёх до семи лет)

Методическое обоснование темы:

Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Л. С. Выготским, Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевым, Н. А. Аникеевой, Н. Я. Михайленко, Г. П. Щедровицким. Д. Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность использования игровых технологий в обучении дошкольников. Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. Дидактическая игра, как отмечает В. М. Букатов, является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь [Букатов, 2007].

Дорожная карта проекта:

-подбор и изучение методической литературы по теме «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»;

-наблюдение и анализ игровой деятельности детей;

-создание условий для развития игровой деятельности детей (уголок дидактических игр в доступном для детей месте, подбор игр в соответствии с возрастом и интересами детей и т.п.);

-проведение различных дидактических игр с детьми на занятиях, прогулке и в свободной игровой деятельности;

-изготовление наглядного и демонстрационного

материала для занятий своими руками;

-проведение индивидуальных консультаций и бесед

с родителями по теме;

-изготовление буклета для родителей «Дидактическая игра-что это такое?»

и папки-передвижки «Виды дидактических игр с детьми дошкольного возраста»;

-составление фотоотчёта для родителей, в котором можно увидеть, в какие дидактические игры играют дети в группе;

-оформление выставки групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных и обучающих задач;

-конкурс для детей и родителей на лучшую дидактическую игру для всей группы;

-родительское собрание с мастер-классом «Развивающие игры для детей 3–4 лет с родителями дома»

-презентация проекта на методическом объединении.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)

2. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

3.Васильева, Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина  // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-2. — URL

4.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. / А.И.Сорокина.-М.: Просвещение, 1982 - 98 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Разработала: воспитатель Носуленко Галина Алексеевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» с . НОВОБЕССЕРГЕНЕВКА (МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Новобессергеневка)

Слайд 2

Цель проекта: Анализ педагогической деятельности по использованию дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников

Слайд 3

Задачи проекта : изучить теоретические аспекты, исследования, методическую литературу о роли дидактических игр в развитии детей для более успешного их включения в образовательный процесс; выявить уровень игровых навыков у детей младшей группы и определить их отношение к дидактическим играм; разработать план мероприятий по вовлечению детей в игровую деятельность с использованием дидактических игр и упражнений; научить детей играть в дидактические игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; систематизировать использование дидактических игр в различных видах деятельности; привлечь родителей, педагогов группы, детей к реализации проекта; расширить картотеку дидактических игр и создать каталог по образовательным областям.

Слайд 4

Нормативная основа В статье 64 ФЗ-273 Закона Об образовании конкретизируются цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое) (Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

Слайд 5

Образовательная Программа ДО : СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ДЕТСТВО ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ». ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр. 1. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 2. Поддерживать новые возможности игрового отражения мира. 3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками . Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами. Совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками. Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму); выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал; различать «правильные» и «неправильные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика). При помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, начинать действовать по сигналу, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, понимать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю согласно направлению стрелок «Умные тропинки»), замещать реальные предметы геометрическими фигурами. ( Содержательный р аздел : Дошкольный возраст. Детство от трёх до семи лет. Игра как особое пространство развития ребёнка от трёх до семи лет)

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ : Особое место в дошкольных учреждениях занимает дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Воспитатель должен представлять многообразие дидактических игр, понимать их сущность, для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игровой деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня немало проблем, связанных с организацией игровой деятельности современных детей. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагогов требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, способствуя адекватной социализации ребенка. Использование дидактических игр имеет несистемный характер, отсутствует реализация принципа усложнения игровых правил, задач.

Слайд 7

Целевая группа : воспитатели, родители, дети . Предполагаемые результаты : дети : • дети в конце проекта чаще используют для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играют в них; • у детей развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование , обобщение, классификация; • развивается способность к воображению; • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности. родители : • родители знакомятся с понятием «дидактическая игра», с её структурой, обучающими задачами, способами подачи детям; • повышается компетентность родителей при выборе игр; •родители используют дидактические игры дома с детьми. воспитатели : • более глубоко изучили методическую литературу по теме и применяют различные виды дидактических игр в педагогической деятельности; •проанализировали уровень игровых навыков детей, выявили их индивидуальные особенности, что позволило правильно организовать работу с детьми; •провели с родителями консультации, родительское собрание-практикум по теме, организовали конкурс «Дидактическая игра своими руками»; •пополнили картотеку дидактических игр и создали каталог по образовательным областям.

Слайд 8

Методическое обоснование темы : Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Л. С. Выготским, Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевым, Н. А. Аникеевой, Н. Я. Михайленко, Г. П. Щедровицким. Д. Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность использования игровых технологий в обучении дошкольников. Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. Дидактическая игра, как отмечает В. М. Букатов, является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь [Букатов, 2007].

Слайд 9

МЕРОПРИЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Подбор и изучение методической литературы по теме «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста» Воспитатели Наблюдение и анализ игровой деятельности детей Воспитатели Создание условий для развития игровой деятельности детей (уголок дидактических игр в доступном для детей месте, подбор игр в соответствии с возрастом и интересами детей и т.п.) Воспитатели Проведение различных дидактических игр с детьми на занятиях, прогулке и в свободной игровой деятельности Воспитатели Изготовление наглядного и демонстрационного материала для занятий своими руками Воспитатели Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями по теме Воспитатели, родители Изготовление буклета для родителей «Дидактическая игра-что это такое?» и папки-передвижки «Виды дидактических игр с детьми дошкольного возраста» Воспитатели Составление фотоотчёта для родителей , в котором можно увидеть, в какие дидактические игры играют дети в группе Воспитатели, дети Оформление выставки групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных и обучающих задач Воспитатели, дети Конкурс для детей и родителей на лучшую дидактическую игру для всей группы Воспитатели, дети Родительское собрание с мастер-классом «Развивающие игры для детей 3–4 лет с родителями дома » Воспитатели, родители, дети Презентация проекта на методическом объединении Воспитатели

Слайд 10

Литература: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) 2. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г. 3.Васильева, Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар . науч. конф . (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-2. — URL 4.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991 5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. / А.И.Сорокина .- М.: Просвещение, 1982 - 98 с.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если ...

Картотека дидактических игр экологического развития детей дошкольного возраста

Дидактические игры подобраны из разных источников для детей старшего возраста....

Статья: значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

статья рассказывает о роли дидактических игр в воспитаниии дошкольников...

влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

"Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....