Индивидуальная работа с детьми на прогулке
консультация

Бессчастнова Алёна Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_rabota_na_progulke.doc41.5 КБ
Файл pamyatka_organizatsiya_progulki.docx377.25 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми на прогулке.

 Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.  Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребѐнка.

         Индивидуальный         подход входит органической         частью в педагогический процесс. 

 В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку следует организовать подгруппами, а продолжительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.

 Готовя детей к прогулке, нужно уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, следить, чтобы они были хорошо одеты и не простудились. Воспитывая  навык одеваться быстро и правильно, в определенной последовательности, надо также учитывать индивидуальные особенности детей.

          На прогулке наряду с общей         работой осуществляется и индивидуальный подход к детям с различными целями:

  • преодоление застенчивости ребѐнка;
  • вовлечение его в детский коллектив;
  • подготовка к участию в образовательной деятельности;
  • развитие наблюдательности;
  • воспитание трудолюбия, трудовых навыков;
  • развитие речи, коммуникативных умений и навыков;
  • отработка спортивных элементов;
  • закрепление основных движений;
  • закрепление и совершенствование умений и навыков по различным образовательным областям и др.

Индивидуальная работа с детьми входит в структуру прогулки. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности людей. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с ними на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой за каким-либо событием или явлением, которое заметили они сами.  

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

 При этом учитываются рекомендации узких специалистов – музыкального руководителя, инструктора по ФК, учителя-логопеда, педагога-психолога. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, это может быть и беседа по рекомендации педагога – психолога и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Воспитатель должен выслушать придуманные детьми задачи, привлечь к решению «болельщиков»; послушать придуманные рассказы, загадки и стихи; оценить рисунки детей на асфальте, постройки из песка.

 Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

 

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Организация и проведение прогулки»

(младший возраст)

Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки: 

  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • оказывать закаливающее воздействие на организм;
  • способствовать  развитию наблюдательности и  познавательных способностей детей;
  • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
  • развитие самостоятельности.

При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

          При организации прогулки следует  соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной  деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой  и практической деятельности по  выбору детей, физических и умственных нагрузок,  активной деятельности и отдыха.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут.

Прогулки бывают разных видов:

  • Прогулка–наблюдение;
  • Прогулка–задача (направленная на решение поставленной  задачи - определить расстояние,

с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);

  • Прогулка–поход (для ориентирования на местности);
  • Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…);
  • Прогулка–практикум ( закрепление различных знаний - ПДД, безопасность…);
  • Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией.

Структура прогулки:

  • Наблюдение, рассматривание.
  • Трудовая деятельность.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Подвижные, малоподвижные игры.

Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа:  сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие  ручьи).

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте.

Формы организации труда детей: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Младший возраст – 6-10 минут. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). 

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких - либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут своей цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше!

https://i08.fotocdn.net/s106/7aecdd19c70ae341/gallery_m/2293113170.jpg

Памятка для педагогов

«Организация и проведение прогулки»

(средний возраст)

Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки: 

  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • оказывать закаливающее воздействие на организм;
  • способствовать  развитию наблюдательности и  познавательных способностей детей;
  • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
  • развитие самостоятельности.

При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

          При организации прогулки следует  соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной  деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой  и практической деятельности по  выбору детей, физических и умственных нагрузок,  активной деятельности и отдыха.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.

Прогулки бывают разных видов:

  • Прогулка–наблюдение;
  • Прогулка–задача (направленная на решение поставленной  задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);
  • Прогулка–поход (для ориентирования на местности);
  • Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…);
  • Прогулка–практикум (закрепление различных знаний - ПДД, безопасность…);
  • Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией.

Структура прогулки:

  • Наблюдение, рассматривание.
  • Трудовая деятельность.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Подвижные, малоподвижные игры.

Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в средней группе должны занимать не более 10-15 минут и быть яркими, интересными. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа:  сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие  ручьи).

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:  устанавливаются факты;  формируются связи между частями объекта;  идет накопление представлений у детей;  проводятся сопоставления;  делаются  выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 20 минут в среднем возрасте.

Формы организации труда детей: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд. Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Средний возраст – 6-10 минут. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

          Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких - либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут своей цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше!

Памятка для педагогов

«Организация и проведение прогулки»

(старший возраст)

Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки: 

  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • оказывать закаливающее воздействие на организм;
  • способствовать  развитию наблюдательности и  познавательных способностей детей;
  • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
  • развитие самостоятельности.

При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

          При организации прогулки следует  соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной  деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой  и практической деятельности по  выбору детей, физических и умственных нагрузок,  активной деятельности и отдыха.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 20 до 25 минут.

Прогулки бывают разных видов:

  • Прогулка–наблюдение;
  • Прогулка–задача (направленная на решение поставленной  задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);
  • Прогулка–поход (для ориентирования на местности);
  • Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…);
  • Прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);
  • Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);
  • Прогулка–практикум ( закрепление различных знаний - ПДД, безопасность…);
  • Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией.

Структура прогулки:

  • Наблюдение, рассматривание.
  • Трудовая деятельность.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Подвижные, малоподвижные игры.

Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в старшем возрасте должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа:  сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие  ручьи).

Виды наблюдения: Кратковременные -  организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений.

- Длительные - организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:  устанавливаются факты;  формируются связи между частями объекта;  идет накопление представлений у детей;  проводятся сопоставления;  делаются  выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 20 минут в старшем возрасте.

Формы организации труда детей: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд. Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Старший возраст – 10-15 минут. В старшем возрасте проводятся игры - эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования

          Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких - либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут своей цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма индивидуальной работы с детьми второй младшей - средней группы (из опыта работы)

Циклограмма помогает календарному планированию. Мы работаем по Васильевой. Буду рада, если кому пригодится....

Индивидуальная работа с детьми по развитию основных движений на прогулке в летний период.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из ...

Индивидуальная работа с воспитанниками на прогулке.

Структура индивидуальной работы с воспитанниками на прогулке...

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Индивидуальная работа с детьми на прогулке в средней группе. «Учим детей, играя».

Закрепить с детьми в ходе игры понятие шар, пусто, левая – правая, вверх – вниз....

План индивидуальной работы на год на прогулке по развитию физических качеств в подготовительной группе

План индивидуальной работы  на год на прогулке по развитию физических качеств  в подготовительной группе...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...