Семинар-практикум для педагогов на тему: «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
материал

Звягинцева Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_patrioticheskoe_vospitanie_aprel_2024.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11»

станицы Новомарьевской Шпаковского муниципального округа Ставропольского края

356204, Ставропольский край, Шпаковский район, ст.Новомарьевская, пер.Молодежный, 6

тел. 8 (865 53) 36515        e-mail: anna6823@yandex.ru

ИНН  2623011580, КПП  262301001,ОГРН  1022603022276

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому         воспитанию         детей         дошкольного возраста»

Выполнил:

воспитатель Звягинцева Е.А.

ст. Новомарьевская 2024г.

Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому         воспитанию         детей         дошкольного возраста

Цель:         Повышение психолого-педагогической         компетентности педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

-Обобщить знания педагогов об этапах нравственно-патриотического воспитания, формах и методах работы;

  • Реализация полученных знаний по формированию чувств патриотизма в разных образовательных областях;
  • Развивать познавательный интерес в педагогическом коллективе по данной проблеме;

План:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной системе (Теоретическая часть) 
  2. Делова игра «Педагогический экспресс» (Практическая часть) 
  3. Консультация для педагогов: «Поиск эффективных форм и методов работы в области нравственно-патриотического воспитания детей».

  • Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала         разогреться         и         ответить         на         следующие         предположения нестандартными способами:

-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт – похлопайте в ладоши.

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая – потопайте ногами.

-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – дотроньтесь до кончика носа.

  • Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети –кивните головой.
  • Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов – помашите рукой.
  • Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны – закройте глаза.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на семинаре –практикуме, деловая игра по «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому         воспитанию         детей дошкольного возраста».

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период.

Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Согласно ФОП целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные  человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Основа патриотизма – это семья

Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка. Судьба нашей страны напрямую зависит от того, какие качества будут развиты у детей, которые и определяют будущее нашей страны.

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться

Этапы патриотического воспитания дошкольников

- предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

- художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

- когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); 

- эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

 Формы:

создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;

тематические занятия;

взаимодействие с родителями;

взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)

 Средства патриотического воспитания:

окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Условия:

комплексный подход;

знание педагогом истории и культуры своего народа;

правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

тематическое построение материалов;

совместная работа детского сада и семьи.

Патриотическое воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.

Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.

Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.

Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.

Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.

Участие в деловой игре в рамках семинара позволит проверить воспитателю свою компетентность по теме: «Воспитание чувства патриотизма» и, возможно, расширить и углубить свои знания; поделиться, не только методическими разработками, опытом в использовании традиционных и нетрадиционных форм и методов работы в целях повышения эффективности образовательного процесса. Всё это обусловлено и тем, чтобы установить преемственность между опытными и молодыми педагогами.

Как показывает практика, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность. Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.

Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.

Деловая игра

Сейчас я вам предлагаю принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту

«Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Цель деловой игры: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

        -Сформировать представления о         многообразии направлений педагогической деятельности по        нравственно-патриотическому воспитанию;

-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

-Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

Правила игры:

  1. Принимать активное участие в игре;
  2. Уметь слушать и слышать своих коллег;
  3. Вырабатывать общее решение вопроса;
  4. Соблюдать культуру речи и тактичность;

Всем участникам игры необходимо поделиться на две команды.

Станция № 1. Вопросы к I команде, ко II команде

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) 
  2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна) 
  1. Что означают цвета Российского флага? (Белый: Справедливость. Небо.

Чистоту         совести,         свободу,         независимость; Синий:         Отвагу.

Трудолюбие; Красный: Верность. Правду. Мир, мужество, могущество)

  1. Официальная эмблема государства. (Герб.) 
  1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.) 
  2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;) 

1. Назовите памятные и исторические места нашей станицы, связанные ВОВ?

2. Какие исторические события связаны с названием нашего края?

А сейчас вопрос для самых эрудированных: для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково) 

Станция №2. Логиков.

Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов) 

- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое Историко-краеведческое Культурное

Тексты:

  1. Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
  2. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
  3. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
  • А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название         вашего         направления         по нравственно-патриотическому воспитанию. (Ответы команд) 

Станция №3. Экологическая

  • С чего начинается Родина… с родной природы. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
  • Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках. 

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас в крае: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас в крае: шиповник, мята, полынь, зимолюбка зонтичная, элеутерококк, календула, ортилия однобокая, Иван чай, пустырник.

Станция №4 Смекалистых.

С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это… Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

  1. Береги землю родимую, как мать любимую.
  2. Человек без Родины, что земля без семени.

Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц).

На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

Игра: «Скажи иначе пословицу» 

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда         леди         выходит         из         автомобиля,         автомобиль         идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Станция № 6 Душевная.

Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…

Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итоги: Вот и подходит наша деловая игра к концу.

Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Консультация «Поиск эффективных форм и методов работы в области нравственно-патриотического воспитания детей»

-Дорогие коллеги, перечислите и объясните свой выбор наиболее эффективных для вас форм организованного обучения и совместную деятельность педагога, и воспитанников?

Я предлагаю вам следующие формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

1. Организованные:

Квесты (линейные, штурмовые, кольцевые, экскурсии на известные объекты; образовательная деятельность имеет компоненты следующего характера (познавательные, комбинированные, комплексные);

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, перемены в структуре улицы, города, области, строящимися жилищными комплексами, социально значимыми объектами и т. п.).

2. Совместная деятельность:

Изложение, рассказ, объяснения педагога в сочетании с использованием

ИКТ технологий и непосредственными наблюдениями дошкольников;

- Рассуждения, беседы с детьми о стране, родном городе, крае, станице

- Использование детских продуктов словотворчества, создание авторских и народных художественных произведений, иллюстраций картин, рисунки детей (их рассматривание и обсуждение);

- Разучивание с дошкольниками стихотворений, потешек, песен, пословиц, поговорок, рассказывание уже известных сказок или придумывание своих, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

- Знакомство воспитанников с народной декоративной росписью (узорами) своего края, страны;

- Вовлечение детей к общественно полезному труду в соответствии с их возрастом (трудовая деятельность на участке детского сада, совместный труд с мамами и папами по благоустройству территории ДОУ и т. п.); 

- Высказывание благодарности детям за активности. Стремление самостоятельно наводить порядок на своём участке, оказывать помощь младшим дошкольникам. Проявлять заботливое отношение к игровым зонам на участке, за качественное выполнение поручения, за доброе отношение к сверстникам.

- Личностные качества педагога, его пример, любящего свою работу, свою улицу, свой город и являющийся активным участником общественной жизни (необходимо учитывать, что мировоззрение воспитателя, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – определяющий фактор воспитания); 

- Флешмоб, акции; игровые ситуации, игры, (дидактического характера, подвижные,         театрализованные, музыкальные, интеллектуальные: «Викторины», “Квест” и д. р.). Драматизация.

- Педагог с законными представителями (мама, папа, бабушка, дедушка) может проводить круглый стол, диспуты, собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и, тематические мероприятия («День защитника отечества», «8 марта», «День матери», «День пожилого человека» «День Победы 9 мая» и др.); оформлять стенгазету, выставку рисунков, фотостенды о социально значимых местах достопримечательностях (статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома), беседы с рекомендациями, совместные с родителями акции, создание патриотической стенгазеты.

Многоцелевой подход к организации развивающей среды обуславливает сформированность патриотического воспитания в ДОУ, который должен способствовать развитию дошкольника как субъекта, обладающего индивидуальностью. Педагог должен стремиться к созданию предметно – развивающей среды по данной тематике. Знания должны быть системны.

Уголок воспитания чувства патриотизма включает в себя: материал о защитниках нашей Родины. Символика и геральдика нашего города и края, нашей страны (знакомство с флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города). Известные Земляки нашего края. Материал по истории нашего города. Карта ремёсел нашего края. Знакомство с русскими народными промыслами и традициями других народов. Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями, социально – значимыми местами нашего города. Материал о заказнике в нашем крае. Материал о животных и растениях нашего края. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Систематическая сменяемость, в уголке патриотизма группы позволит вызвать интерес максимального количества детей, материал имеет дифференциацию по сложности, что позволяет играть, знакомится с иллюстративным материалом детям с разным уровнем развития, а также во время игровой ситуации и других видов деятельности вступить в сотрудничество со взрослым и сверстниками. Методическая работа должна отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Обязательным компонентом являются: портрет президента и герб России, флаг России, гимн. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Как вариант гимна должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене либо стоящим на древке. Герб России – еще один государственный символ. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.

Группа старшего дошкольного возраста увеличивает объём материала, а именно: фотоальбом семьи, папка на темы: «Наше семейное древо», «Герб моей семьи». Папки по тематике с иллюстрациями об истории родного города, области, достопримечательностях, культуре и т. д. Должны присутствовать вся символика города, в котором ты живёшь, родного края, государства и (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для воспитанников.

Таким образом, составляя структуру патриотического уголка в детском саду, главное учитывать не только возрастные возможности дошкольников, но и психофизиологические особенности.

Необходимо помнить, что материал должен быть доступен и эстетичен.

-Разрешите, закончить наш семинар-практикум словами Дмитрия Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто, не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу

«Я горжусь своей страной, потому что… ?» 

-Спасибо, уважаемые коллеги, за Ваше внимание!

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ

Вид деятельности:_____________________

Дата проведения______________

ТЕМА:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники:

№ п\п

ФИО

Подпись

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

_______________________________________________ФИО ответственного за проведение мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Семинар -практикум для педагогов «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:O•создание системы нравственно -патриотического воспитания;O•вос...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...