Методическая разработка "Модель развивающей предметно-пространственной техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Якименко Ирина Александровна

Модель развивающей предметно-пространственной  техносреды детского сада

по техническому развитию дошкольников

С целью развития начал технического образования дошкольников в детском саду организуется развивающая техносреда.

 Техносреда - это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях выявления технических наклонностей детей, обладающих инженерно-конструктивным мышлением, обеспечения их развития и подготовки к изучению технических наук и социального взаимодействия.

При построении техносреды учитываются:

  • предметное содержание образовательных областей;

  • возрастные особенности;

  • основные виды детской деятельности.

Цель техносреды: создание условий, которые позволят:

  • самостоятельно и охотно приобретать знания из разных источников;

  • учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения  практических и познавательных задач.

  • приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах.

  • развить исследовательские умения (учатся собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать).

Задачи техносреды:

  • стимулировать интерес детей к техническим наукам.

  • побуждать к освоению игрового технического оборудования.

  • формировать основы технической грамотности.

  • развивать творческое конструирование.

  • развивать способности детей в области технического творчества.

Развивающая предметно-пространственная техносреда соответствует  принципам ФГОС ДО:

  • Безопасна

  • Полифункциональна

  • Вариативна

  • Доступна

  • Трансформируема

  • Содержательно насыщена.

 

Групповые конструкторские бюро

С целью создания оптимальных условий для развития начал технического  образования у дошкольников необходимо создание специальной развивающей  техносреды в группе. В старшей и подготовительной группах, реализуется парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Авторы программы предлагают перечень материалов, необходимых для развития навыков  конструирования, формирования начал инженерного мышления. В соответствии с реализуемым содержанием программы «От Фребеля до робота», образовательными проектами технической направленности в группе  создается пространство, обеспечивающее постоянный доступ воспитанников  к материалам и инструментам для самостоятельного технического творчества.  Конструкторское бюро группы организуется в удобном месте, не граничащим с центрами двигательной активности. Конструкторское бюро  имеет название, логотип. Название и логотип конструкторского бюро создается совместно с воспитанниками. Рекомендуется внести в пространство конструкторского бюро атрибуты, создающие игровую ситуацию, например, строительные каски, костюмы, эмблемы и др., помогающие воспитанникам

перевоплотиться.

Материал находится в удобных контейнерах для хранения с маркировкой, для удобной сортировки и самостоятельного размещения материалов воспитанниками по местам после игр с конструктором.

Конструкторское бюро наполняется материалом для организации конструктивно-модельной деятельности, стимулирования изобретательства, технического творчества воспитанников:

  1. Конструкторы из разного материала (металл, дерево, пластик) и с разным типом крепления (блочное, магнитное, винтовидное, на липучке, в паз и др.). Все виды конструктора LEGO, конструктор «My robot time», конструкторы аналоги LEGO и др. производителей в том числе конструкторы, предполагающие создание роботизированных моделей.

  2. Строитель пластмассовый и деревянный разных размеров (крупный напольный, настольный).

  3. Неоформленный материал (коробки, флаконы, пластик, пхв трубы и др.).

  4. Иллюстративный материал и инструменты (краски, кисти, картон, бумага и др.).

  5. Материалы для крепления (скотч, клей, веревка и др.).

  6. Большие передвижные платформы для перемещения крупной конструкции.

 

  1. Подложки настольные для перемещения небольших конструкций и плоскостных моделей.

  2. Знак неоконченного действия для сохранения постройки.

  3. Детская документация (инженерные книги, карты, зарисовки конструкций, планы проектов технической направленности).

  4. Алгоритмы, операционные карты для создания конструкций, моделей роботов.

  5. Правила работы в конструкторском бюро.

  6. Техника для запуска программ (для программируемых моделей).

  7. Техника для воспроизведения обучающих видеофильмов, презентаций, поиска информации – компьютер, ноутбук.

  8. Техника для фотографирования процесса работы.

  9. Фотографии процесса создания конструкции/модели.

  10. Материал для обыгрывания постройки (мелкие игрушки, предметы- заместители).

  11. Наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением разных моделей и конструкций.

  12. Видеотека (презентации, фильмы и мультфильмы о технике, технологических процессах, профессиях на производствах и др.).

  13. Тексты художественных произведений и энциклопедии.

В пространстве группы выделяется место для презентации продуктов детского технического творчества.

Развивающая предметно-пространственная среда конструкторского бюро обеспечивает максимальное развитие детей, охраны их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей.

Группы оснащены наборами «Дары Фребеля» 1,2, 3,4,5,6,7,10, J1, J2.; конструкторами: полидрон «Гигант», полидрон гигант «Цепочки», полидрон «малыш», лего classic , лего “Первые механизмы”, лего education, лего education Wedo,  полидрон «Комбинированный», полидрон «Проектирование», полидрон «Каркасный», полидрон «Магнитный», «Веселые горки», «Железная дорога», конструктор “Тико”,техно консруктор, робототехнические наборы “FUN BOT”, металлический конструктор, электронный конструктор “Знаток”, фанкластик.

Логопедический кабинет: Мозайка игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля» с техническими картами; «Интошка» сундучок логопед

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель развивающей предметно-пространственной  техносреды детского сада

по техническому развитию дошкольников

С целью развития начал технического образования дошкольников в детском саду организуется развивающая техносреда.

 Техносреда – это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях выявления технических наклонностей детей, обладающих инженерно-конструктивным мышлением, обеспечения их развития и подготовки к изучению технических наук и социального взаимодействия.

При построении техносреды учитываются:

  • предметное содержание образовательных областей;
  • возрастные особенности;
  • основные виды детской деятельности.

Цель техносреды: создание условий, которые позволят:

  • самостоятельно и охотно приобретать знания из разных источников;
  • учиться        пользоваться        приобретенными        знаниями        для        решения  практических и познавательных задач.
  • приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах.
  • развить исследовательские умения (учатся собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать).

Задачи техносреды:

  • стимулировать интерес детей к техническим наукам.
  • побуждать к освоению игрового технического оборудования.
  • формировать основы технической грамотности.
  • развивать творческое конструирование.
  • развивать способности детей в области технического творчества.

Развивающая        предметно-пространственная        техносреда соответствует  принципам ФГОС ДО:

  • Безопасна
  • Полифункциональна
  • Вариативна
  • Доступна
  • Трансформируема
  • Содержательно насыщена

Групповые конструкторские бюро

С целью создания оптимальных условий для развития начал технического  образования у дошкольников необходимо создание специальной развивающей  техносреды в группе. В старшей и подготовительной группах, реализуется парциальная                образовательная программа                дошкольного                образования                «От Фребеля         до         робота:        растим        будущих        инженеров».        Авторы        программы предлагают        перечень                материалов,        необходимых                для                развития        навыков  конструирования,                формирования        начал                инженерного                мышления.                В соответствии с реализуемым содержанием программы «От Фребеля до робота», образовательными проектами технической направленности в группе  создается пространство, обеспечивающее постоянный доступ воспитанников  к материалам и инструментам для самостоятельного технического творчества.  Конструкторское бюро                группы организуется в удобном месте, не граничащим с центрами двигательной активности. Конструкторское бюро  имеет        название,        логотип.        Название        и                логотип        конструкторского        бюро создается совместно с воспитанниками. Рекомендуется внести в пространство конструкторского бюро атрибуты, создающие игровую ситуацию, например, строительные каски, костюмы, эмблемы и др., помогающие воспитанникам

перевоплотиться.

Материал находится в удобных контейнерах для хранения с маркировкой, для удобной сортировки и самостоятельного размещения материалов воспитанниками по местам после игр с конструктором.

Конструкторское бюро наполняется материалом для организации конструктивно-модельной деятельности, стимулирования изобретательства, технического творчества воспитанников:

  1. Конструкторы из разного материала (металл, дерево, пластик) и с разным типом крепления (блочное, магнитное, винтовидное, на липучке, в паз и др.). Все виды конструктора LEGO, конструктор «My robot time», конструкторы аналоги LEGO и др. производителей в том числе конструкторы, предполагающие создание роботизированных моделей.
  2. Строитель пластмассовый и деревянный разных размеров (крупный напольный, настольный).
  3. Неоформленный материал (коробки, флаконы, пластик, пхв трубы и др.).
  4. Иллюстративный материал и инструменты (краски, кисти, картон, бумага и др.).
  5. Материалы для крепления (скотч, клей, веревка и др.).
  6. Большие        передвижные        платформы        для        перемещения        крупной конструкции.
  1. Подложки настольные для перемещения небольших конструкций и плоскостных моделей.
  1. Знак неоконченного действия для сохранения постройки.
  1. Детская        документация        (инженерные        книги,        карты,        зарисовки конструкций, планы проектов технической направленности).
  1. Алгоритмы, операционные карты для создания конструкций, моделей роботов.
  1. Правила работы в конструкторском бюро.
  1. Техника для запуска программ (для программируемых моделей).
  1. Техника        для        воспроизведения        обучающих        видеофильмов, презентаций, поиска информации – компьютер, ноутбук.
  1. Техника для фотографирования процесса работы.
  1. Фотографии процесса создания конструкции/модели.
  1. Материал для обыгрывания постройки (мелкие игрушки, предметы- заместители).
  1. Наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением разных моделей и конструкций.
  1. Видеотека        (презентации,        фильмы        и        мультфильмы        о        технике, технологических процессах, профессиях на производствах и др.).
  1. Тексты художественных произведений и энциклопедии.

В пространстве группы выделяется место для презентации продуктов детского технического творчества.

Развивающая предметно-пространственная среда конструкторского бюро обеспечивает максимальное развитие детей, охраны их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей.

 

Группы оснащены наборами «Дары Фребеля» 1,2, 3,4,5,6,7,10, J1, J2.; конструкторами: полидрон «Гигант», полидрон гигант «Цепочки», полидрон «малыш», лего classic , лего “Первые механизмы”, лего education, лего education Wedo,  полидрон «Комбинированный», полидрон «Проектирование», полидрон «Каркасный», полидрон «Магнитный», «Веселые горки», «Железная дорога», конструктор “Тико”,техно консруктор, робототехнические наборы “FUN BOT”, металлический конструктор, электронный конструктор “Знаток”, фанкластик.

Логопедический кабинет: Мозайка игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля» с техническими картами; «Интошка» сундучок логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

Методическая разработка. Развивающие игры в детском саду.

Игра имеет большое значение для социализации ребенка, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются черты его характера, форми...

Методическая разработка. «Развивающий планшет дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-4 лет «сам»

Дошкольный возраст является сенситивным периодом, который  характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.Одним из сре...

Развивающая предметно-пространственная среда по техническому развитию дошкольников с представлением модели и с указанием продуктов совместного детско-взрослого творчества

Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство, приспособленной для реализации программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для ...

Техническое развитие дошкольников посредством конструктора "Фанкластик"

Человек должен развертывать свое научное техническое творчество как возможно шире, ибо на этом дереве и растут плоды, которыми потом будут все питаться… Мы должны заботиться, чтобы как можно больше ...

Методическая разработка Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей

Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.Малыш рождается на свет с готовыми органа...