Техническое развитие дошкольников посредством конструктора "Фанкластик"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Уколова Ирина Игоревна
Человек должен развертывать свое научное техническое творчество как возможно шире, ибо на этом дереве и растут плоды, которыми потом будут все питаться… Мы должны заботиться, чтобы как можно больше людей постепенно поднималось до умения работать в области науки, до совершенно свободного, творчества. А. В. Луначарский. Дошкольное образование ставит перед собой цель — сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. В связи с этим огромное значение приобретает робототехника как пропедевтическая деятельность, подготовка к школе с учетом требований ФГОС ДО. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТОРА «ФАНКЛАСТИК»

Уколова Ирина Игоревна, воспитатель

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СП «Детский сад «Янтарик», пгт Смышляевка

E-mail: honda_18@inbox.ru 

Иванова Валерия Валерьевна, воспитатель

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СП «Детский сад «Янтарик», пгт Смышляевка

E-mail: ivanova.lera-ivanova94@yandex.ru 

Человек должен развертывать свое научное техническое творчество как возможно шире, ибо на этом дереве и растут плоды, которыми потом будут все питаться… Мы должны заботиться, чтобы как можно больше людей постепенно поднималось до умения работать в области науки, до совершенно свободного, творчества.                          А. В. Луначарский.

Дошкольное образование ставит перед собой цель — сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. В связи с этим огромное значение приобретает робототехника как пропедевтическая деятельность, подготовка к школе с учетом требований ФГОС ДО. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. [1, с. 13]

Как известно, игра – ведущий вид деятельности в детском саду и за период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития. Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. [2, с. 24]

 Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. 

При правильном руководстве игра становится как способом обучения, так и деятельностью для реализации творческих способностей. На сегодняшний день существует огромное количество конструкторов. В данной статье расскажем о технологии работы с конструктором «Фанкластик», который способствует техническому развитию детей.

Данный конструктор является уникальным на сегодняшний день предметно-дидактическим материалом для развития и обучения детей с 3 до 12 лет. Детский конструктор Фанкластик – это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов, в этом конструкторе для детей используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки. Фанкластик обеспечивает самое прочное соединение деталей среди всех пластиковых конструкторов, что даёт возможность создавать объемные модели высотой до 3 метров. Игры с конструктором Фанкластик развивают: воображение и фантазию, логическое и пространственное мышление, усидчивость и внимательность, память, речь и социальную адаптацию, а также формирует техническое, инженерное, линейное образное и структурное образное мышление. [3, с. 8] Особая форма деталей способствует развитию мелкой мускулатуры рук потому как необходимо применить достаточно усилий, чтобы вставить одну деталь в другую. Взаимодействие с конструктором влечет за собой тренировку глаз. Ребенок непроизвольно учится сопоставлять движения рук и глаз. А развитая моторика влечет за собой улучшение внимательности, благотворно влияет на память, способствует становлению речи, совершенствует координацию, активизирует мыслительные процессы, формирует красивый почерк в дальнейшем. Наборы конструктора дают безграничные возможности для творчества, он никогда не надоест, потому что придуманные модели можно переделывать, достраивать, объединять, каждый раз получая что-то новое и необычное.

Конструирование – достаточно кропотливый процесс, который требует больших временных усилий. Благодаря этому у детей воспитывается усидчивость, терпеливость. Дети становятся более самостоятельными и дисциплинированными. концентрируются на определенной модели, успокаивается и сосредотачивается, что особенно благотворно сказывается на гиперактивных детях. А нацеленность на конечный результат ненавязчиво формирует у ребенка стремление доводить начатое до конца, анализировать, выявлять и исправлять имеющиеся ошибки. Конструктор позволяет без труда менять положение деталей, разрабатывать новые поделки с учетом предыдущего опыта. Все это развивает скорость реакции, ловкость и наблюдательность. [5, с. 34]

Конструирование — это творческий процесс, позволяющий провести время в детском саду с пользой, мотивируя детей к познаниям, тем самым повышая их самооценку. Дошкольники, увлеченные процессом моделирования, не замечают, что педагог использует образовательные задачи. Во время тематических занятий идет развитие конструкторских, коммуникативных навыков, формируется навыки общения и сотворчества, умение пользоваться чертежами, у детей предоставляется возможность создавать свой собственный мир без ограничений, если объединить экспериментальную деятельность с игровой. Занимаясь с ребенком конструированием, незаметно переключайте его внимание с игры на обучение и с обучения на игру. [6, с. 25]

В нашей группе мы используем конструктор Фанкластик в самостоятельной игровой и образовательной деятельности с детьми. В конструировании отводится несколько образовательных ситуаций: создают конструкцию в сотворчестве с педагогом, по замыслу и по схемам. Дети с педагогом заполняют карту- матрицу и по ней создают свой объект. С помощью конструирования дети осваивают понятия «ракурс», «угол зрения». Конструктор Фанкластик мы используем в познавательной, двигательной, конструкторской деятельностях и в развитии речи.

На занятиях мы применяем следующие виды конструирования, которыми должны овладеть дети: Вариант 1. Конструирование по образцу (во всех возрастных группах). Покажите ребенку образец того, что надо сделать, и покажите, как построить такую конструкцию из деталей. Играя таким способом, ребенок учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.

Вариант 2. Конструирование по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия). Покажите ребенку образец модели. При этом, он не видит у этой модели, все ее элементы. Предлагаете ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Вариант 3. Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой). Предлагается тема, а ребенок сам по своему замыслу создает, выбирает материал, а также способы выполнения своих идей. Это разновидность конструирования по замыслу.

Вариант 4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Ребенку предоставляются чертежи или схемы. И из деталей конструктора, создается настоящий объект. Такой формат игры, пробуждает мышление и познавательные задатки у ребенка.

Вариант 5. Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно). Ребенок сам решет, что и как он будет строить и конструировать. Это способствует развитию творческих талантов у детей, а также стимулирует к самостоятельности.

Вариант 6. Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку). Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели.

Придерживаясь таких правил игры у ребенка, будут вырабатываться умение анализировать, а также будет развиваться изобретательное конструирование. Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи (технические задания), которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности.

Также мы представляем два года подряд свои конструкции на Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «Космофест» в номинации «ФанКластическое бюро». Проводим мастер-классы на базе нашего учреждения.

Созданные детьми изобретения используются в дидактических и сюжетно-ролевых играх, при знакомстве с окружающим миром. Постепенно, в виде игровых занятий идет развитие умения пользоваться схемами, чертежами, логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности сравнивания предметов, формированию представлений о единстве мира и о месте в нем человека.  В свою очередь, для родителей это возможность с интересом и пользой провести время со своим ребенком за совместной игрой.  Погружаясь в мир игры, ребенок учится создавать пространственные образы и ориентироваться в пространстве, начинает представлять предметы в трехмерном измерении. В дальнейшем эти способности облегчат усвоение школьного материала в сфере точных наук (математики, физики, черчения).  

У детей развиваются аналитические и творческие способности, он учится мыслить самостоятельно и креативно. «Фанкластик» предоставляет ребёнку возможность собирать именно то, что ему хочется. «Фанкластик» растёт вместе с интересами ребёнка, позволяя переходить от простого к сложному, от плоских блоков к пространственным конструкциям, от фигурок к объёмным геометрическим фигурам. Мы убеждены, что целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, но и дает возможность сделать первые шаги в любимом деле, будь то художественное мастерство, инженерия, конструирование, дизайн, моделирование. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Таким образом, конструктор Фанкластик формирует у детей дошкольного возраста навыки конструирования моделей, умения находить и решать сложные и нестандартные задачи, расширяет словарный запас, развивает мелкую моторику и навыки работы в команде, стимулирует интерес и любознательность, побуждает к умственной активности.

Литература:

  1. Забаровская, Ю. И. Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик», 2019.
  2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. ИПЦ Маска, 2013.
  3. Ловягин С.А. Методические рекомендации к общеразвивающей программе «Мастерская конструирования ФАНКЛАСТИК» для детей 7-12 лет. - Москва, 2016.
  4. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. М.: ИД Цветной мир, 2015.
  5. Рогов Ю. В. Робототехника для детей и их родителей. Челябинск, 2012.
  6. Филиппов С. А. Робототехника для детей и их родителей. СПб.: Наука, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"

Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих...

"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...

Умственное развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.

Статья, раскрывающая роль развития мелкой моторики рук детей для формирования умственных и сенсорных способностей детей....

Развивающая предметно-пространственная среда по техническому развитию дошкольников с представлением модели и с указанием продуктов совместного детско-взрослого творчества

Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство, приспособленной для реализации программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для ...