Консультация для педагогов Развитие технического творчества дошкольников посредством использования Lego-конструирования и робототехники
консультация по конструированию, ручному труду

Рудак Наталья Сергеевна

В данной консультации описывается работа с детьми по lego-конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конструирование73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие технического творчества дошкольников посредством использования LEGO – конструирования

 и робототехники

                                                                                 

                                                                   

                                                                     

Свободный

2023  

«Развитие технического творчества дошкольников посредством использования LEGO – конструирования и робототехники»

 Мы живем с Вами в век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств дает педагогу  возможность сделать познание окружающего мира увлекательным  для ребенка любого возраста.

Развитие технического творчества  является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение цели.

Цель: развитие технического творчества, конструктивных умений и способностей детей дошкольного возраста

 Достижению поставленной цели способствует  решение следующих задач.

Создание среды, облегчающая ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющего ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.
  • Познакомить детей со свойствами строительного материала и правилами использования при сооружении построек.
  • Учить планировать процесс создания собственной модели.
  • Стимулировать развитие речи и коммуникативных способностей, воображения, фантазии;
  • Формировать и развивать навыки  работать в команде, малой группе (в паре) над созданием совместных проектов;
  • Развивать  творческую инициативу, конструкторские навыки и самостоятельность;
  • Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • Повысить интерес родителей к детскому техническому творчеству через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. Конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей в детском саду.  

Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.  

Использование LEGO – технологий в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно - игровой деятельности и критериям психофизического развития детей дошкольного возраста.  «LEGO – технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Познавательное развитие.

В процессе «LEGO» - конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве.

 Социально-коммуникативное развитие.

С помощью использования «LEGO» - конструирования формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в паре и в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

 Художественно-эстетическое развитие.

При помощи деталей «LEGO» можно познакомить детей не только с формой, величиной, с цветом, но и усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая различные узоры. 

 Речевое развитие.

В процессе конструирования из «LEGO» происходит развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства, дети рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, развивается диалогическая и монологическая речь.

Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук «LEGO» - конструирование также способствует развитию крупной моторики.

Таким образом, конструирование при интегративном подходе в обучении дает возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста.

 Развитие технического творчества у дошкольников  будет успешен при соблюдении следующих принципов:

  • Принцип создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку.
  • Принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий от простого к сложному.
  • Принцип творческой направленности - создание условий для творческого самовыражения ребенка, с учетом его индивидуальных способностей.
  • Принцип партнерства - вовлечение родителей в воспитательный процесс.

 На начальном этапе своей деятельности прошла курсовую подготовку (в Частном образовательном учреждении Учебный центр дополнительного образования «Все вебинары.ру»  город Новосибирск) по темам: «Робототехника в дошкольной образовательной организации», «Современные подходы к методикам преподавания робототехники и ЛЕГО - конструирования в дошкольных образовательных организациях», «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO - конструирование и робототехнику», «STEM - образование в дошкольном возрасте».

 Далее свою работу  начала с подготовки РППС

Для успешной реализации работы в данном направлении организовала центр конструирования, который предусматривает наличие различных конструкторов и материалов для технического творчества дошкольников. Были приобретены разные виды конструкторов: Lego конструкторы, Duplo, строительные модули,  MRT1 nand,  MRT1 brain A, магнитные, игольчатые,  конструктор каскад, конструкторы трубочки, шарики, конструкторы-мозаики, конструкторы - танграм, конструкторы-цепочки, конструкторы «Собирай-ка» …….. 

   Провела мониторинг индивидуального развития воспитанников по Lego-конструированию и робототехники по методике Т.В.Федоровой

Дети с трудом называли детали конструктора, не умели правильно читать схемы, допускали ошибки в выборе деталей. Постоянно требовалась помощь взрослого, замысел не устойчивый, не проявляли интерес работы в команде.  

Составила рабочую программу по теме «Лего - конструирование для детей старшего дошкольного возраста» и организовала бесплатный  кружок по техническому творчеству «Юный техник». С детьми мы знакомились с различными видами конструкторов.

 В LEGO-конструировании применяю  методы обучения детей:

  • Конструирование по образцу. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
  • Конструирование по модели. Конструирование по модели - эффективное средство активации мышления дошкольников.
  • Конструирование по условиям. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.
  • Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности, новые понятия: что такое план, схема, проекция (вид спереди, вид сверху).
  • Конструирование по замыслу. Данная форма - не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
  • Конструирование по теме. Основная цель конструирования по заданной теме - закрепление знаний и умений.

Проанализировав работу  кружка  выявлена проблема: Отсутствие отдельного помещения для размещения конструкторов типа «Юный техник», электронные конструкторы «Эврики» (супербот, солнцеход, музыкальный домик, жуки) для проведения ДПОУ.

 Для педагогов были подготовлены  мероприятия «Роботы  - луноходы», «Планета Роботов», где дети показали свои конструктивные способности, умение работать парами, помогая друг другу.

Ребята  легко могли определить название конструкторов, деталей, без затруднения пользовались схемами.

 Совместно с детьми и их родителями приняли участие  в открытом фестивале технического творчества воспитанников  в г. Благовещенске «Цифровое будущее города». Заняла 2 место, представив проект «Станция отчистки воды». А так же дети совместно с родителями поучаствовали в муниципальном конкурсе  «Селфи с роботом» и заняли 2 место.

 Разработала для родителей: памятки и буклеты «Что такое ЛЕГО конструирование?», «Основы детской робототехники», подготовила консультации для родителей, «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей» и другие

 Родители оказывают большую помощь в работе, они выполняют роль не пассивных наблюдателей за жизнью детей в детском саду, а являются непосредственными активными участниками педагогического процесса.

Совместно с родителями провели выставки работ  «Страна Lego», «Чудо роботы», «Страна мастеров».

По итогу завершения работы по Lego-конструированию мониторинг индивидуального развития воспитанников показал, что дети стали более любознательными, наблюдательными у них появилась способность к самостоятельному техническому творчеству. Практически без ошибок воспроизводят конструкцию правильно по образцу, схеме. Конструируя по замыслу, дети определяют заранее тему постройки.

Способы конструктивного решения находят в результате практических поисков. Умеют работать в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных учреждениях LEGO - технологий. Ни для кого не секрет, что игра – важнейший спу...

Робототехника - как средство развития технического творчества дошкольников

Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с экспл...

Мастер – класс для педагогов «Развитие сенсомоторной активности дошкольников посредством использования физкультурных минуток и динамических пауз»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...

Развитие изобразительного творчества дошкольников посредством использования морфологических таблиц по рисованию

В статье обосновывается использование морфологических таблиц по рисованию в ходе занятий в детском саду с целью развития детского изобразительного творчества, а также предлагаются некоторые варианты р...

«LEGO -конструирование и робототехника как средство развития технического творчества дошкольников»

Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети л...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"

Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...