Развитие изобразительного творчества дошкольников посредством использования морфологических таблиц по рисованию
статья по рисованию

В статье обосновывается использование морфологических таблиц по рисованию в ходе занятий в детском саду с целью развития детского изобразительного творчества, а также предлагаются некоторые варианты разработанных таблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0.1-statya-morf.tablitsy-nsportal.docx608.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие изобразительного творчества дошкольников посредством использования морфологических таблиц по рисованию

Переманова Надежда Ивановна,

воспитатель МКДОУ

 г.Новосибирска "Детский сад № 498"

        Потребность современного общества в неординарной творческой личности высока, всё более ценится интеллект и креативность, которые позволяют решать сложные задачи, создавать новые технологии.

        Поэтому одна из основных задач современного образования в целом и дошкольного в частности заключается в создании благоприятных условий для развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО п.1.6.), что закладывает основы творческой личности дошкольника, влияет на развитие креативности.

        Одним из инструментов решения этой задачи с уверенностью можно назвать детское изобразительное творчество.

        Формирование качеств творческой личности, по словам Т.С.Комаровой, может начинаться в дошкольном детстве во время занятий по изодеятельности.

        "Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить",- утверждает Василий Александрович Сухомлинский.

        Под творчеством в изобразительной деятельности понимается:

1. создание субъективно нового, значимого прежде всего для ребенка продукта (рисунка);

  • создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, художественных признаков объектов и т.п.;
  • применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
  • проявление инициативы во всем.

2. сам процесс создания образов в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи по созданию неповторимого образа.

        Развитие детского изобразительного творчества во время занятий становится возможным, если воспитатель не регламентирует решение ребенка по созданию образа, а формирует у детей способность к альтернативным решениям, способствует проявлению их самостоятельности, инициативы, творчества, направляет работу детского воображения.  

        Здесь, исходя из личного опыта, хороший результат дает применение такого наглядного метода, как использование схем, приемов моделирования объектов, движений, пространства.

        Но чтобы получать более высокие результаты в развитии детского изобразительного творчества я решила сочетать данные методы с

использованием морфологических таблиц по рисованию.         

        Создание таких таблиц основывается на использовании метода морфологического анализа. 

        Морфологический анализ (метод морфологического анализа) - метод решения задач, основанный на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих объект) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эврестическим  методам.

        Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Благодаря этому методу он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

        Применение данного метода в изобразительной деятельности помогает детям анализировать строение изображаемых объектов, пропорции, стриктуру, особенности формы частей и т.т.д. Благодаря разнообразию предлагаемых вариантов форм частей, при разном их сочетании, ребенок получает возможность создания множества образов, что в свою очередь препятствует закреплению стереотипности в рисовании.

        Цель использование морфологческих таблиц в ходе НОД по рисованию -

развитие детского изобразительного творчества.

Задачи для детей:

Образовательные:

  • познакомить детей с морфологическими таблицами и приемами их использования при создании художественных образов рисовании;
  • учить творческому подходу в создании образов предметов;
  • учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

Развивающие:

  • развивать потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;
  • развивать аналитические способности, умение выделять особенности каждого предмета;
  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги), используя средства выразительности;
  • развивать воображение;
  • развивать изобразительные умения в рисовании;
  • развивать образное эстетическое восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к поиску способов, путей решения задачи в процессе изобразительной деятельности по созданию своего неповторимого образа;
  • воспитывать потребность в творческой изобразительной деятельности;
  • воспитывать самостоятельность, инициативу.

Задачи для педагога:

  • повысить педагогическую компетентность по вопросу использования морфологических таблиц в рисовании;
  • создать картотеку морфологических таблиц по рисованию;
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
  • создавать доброжелательную, творческую атмосферу во время НОД, направленную на принятие и поддержку детской инициативы, стремление к их творческому самовыражению в ходе НОД по рисованию.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • проявляют активный интерес к использованию морфологических таблиц по рисованию;
  • проявляют инициативу, самостоятельность, творческий подход в ходе НОД по освоению поставленных изобразительных задач;
  • проявляют более высокий уровень внимания, наблюдательности, эстетического восприятия окружающей действительности
  • обладают более высоким творческим потенциалом.

Педагог:

  • имеет более высокий уровень компетентности в вопросах, связанных с использованием морфологических таблиц по рисованию;
  • обогатил свой педагогический опыт, повысил уровень профессионального мастерства;
  • проявляет рост творческой активности, инициативы в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса;
  • создана картотека морфологических таблиц по рисованию;
  • обогатил систему форм взаимодействия с другими педагогами в вопросах использования морфологических таблиц по рисованию.

Основные этапы создания таблиц:

Название предмета

Варианты изображений частей предмета

Части предмета

***

***

***

***

***

***

©

***

***

***

1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов изображения какого-то предмета.

2. Выделяют узловые точки - части предмета. Предполагается обозначать их символами, которые придумывают сами дети.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений:

        Варианты должны охватывать область возможных решений для данной узловой точки.

        Поскольку все варианты уместить невозможно, мною были добавлены пустые ячейки. Дети знают, что пустая ячейка означает использование собственного варианта, возможность включить воображение или применить предыдущий опыт.

        Поэтому использование данных таблиц способствует развитию и творческого воображения

        Б. М. Теплов писал: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых(имеющихся) восприятий. Чем больше и разнообразнее прошлые восприятия, тем богаче воображение

         Л. С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»15.

        Под прежним опытом и восприятием в данном случае подразумевается также и изображения, имеющиеся в таблице.

4. Проводится перебор всех вариантов решений в ходе чего ребенок создает свой неповторимый образ.

Создание схем и таблиц мною осуществляется в различных направлениях:

Предметное рисование

Растения

  • деревья (берёза, ель, дуб)
  • кусты
  • цветы
  • водоросли

Животные

(с элементами движения)

  • белка
  • мышка
  • собака

Птицы (с элементами движений)

  • снегирь, воробей, синица

Подводные обитатели

(с элементами движения)

  • рыбка
  • дельфин
  • краб

Насекомые

(с элементами движения)

  • бабочка
  • пчела
  • стрекоза

Человек

  • портрет
  • движение
  • одежда

Одежда

  • платье для девочки
  • костюм для мальчика

Транспорт

  • трактор
  • легковой автомобиль
  • грузовой автомобиль

Архитектура

  • современные жилые здания
  • изба
  • терем
  • крепость
  • замок

Декоративное рисование

Дымка

Хохлома

Городец

Другое

  • снежинки
  • посуда

Некоторые примеры разработанных морфологических таблиц:

 

Дуб

D:\мои документы1\МО-Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\3. Морф.таблицы-фото\IMG_20211209_123354.jpg

Современные дома

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\Новые фото+таблицы\IMG_20220125_112233.jpg

Легковой транспорт

C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220323_123202.jpg

Березка

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\3. Морф.таблицы-фото\IMG_20211201_150638.jpg

Белочка

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\3. Морф.таблицы-фото\IMG_20211201_123040.jpg

Грузовой транспорт

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\3. Морф.таблицы-фото\IMG_20220323_123214.jpg

Ёлки

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\Новые фото+таблицы\IMG_20211222_144537.jpg

Собака

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\Новые фото+таблицы\IMG_20220119_111050.jpg

Трактор

D:\мои документы1\МО-Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\3. Морф.таблицы-фото\IMG_20211228_094155.jpg

Дуб

D:\мои документы1\МО+Самообр+Все выступлении-Занятия (в т.ч в ДОУ)\2021-22\Самообразование-2021-22\3. Морф.таблицы-фото\IMG_20211209_123354.jpg

Птицы

D:\мои документы\рабочий стол\IMG_20220512_133458.jpg

Космонавт (движения)

C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220413_130803.jpg

        В ходе применения данного метода ожидаемые результаты полностью оправдались, дети проявляют инициативу, самостоятельность решений, исчезает стереотипность изображений, что несомненно сказалось на росте их творческого потенциала и активности.

        Поэтому дальнейшая разработка и применение данных таблиц во время занятий по рисованию считаю целесообразным, полезным и необходимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....

«Развитие изобразительного творчества дошкольников через использования нетрадиционных техник в декоративном рисовании» (на примере дымковской игрушки).

Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой....

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...

Презентация"Использование в практике работы с детьми нетрадиционных приемов рисования, как средства развития изобразительного творчества дошкольников".

В презентации представлена система работы по развитию детского творчества через включение в изобразительную практику нетрадиционных приемов рисования ....