Мастер – класс для педагогов «Развитие сенсомоторной активности дошкольников посредством использования физкультурных минуток и динамических пауз»
методическая разработка

Фердерер Ирина Александровна

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психологического здоровья человека и насколько необходимо уже с  малых лет приучать детей вести активный образ жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Развитие сенсомоторной активности дошкольников посредством использования физкультурных минуток и динамических пауз»

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психологического здоровья человека и насколько необходимо уже с  малых лет приучать детей вести активный образ жизни. Физкультминутка – это, прежде всего, форма отдыха детей дошкольного возраста, проводят ее для снятия утомления, плавного перехода к другим видам деятельности, а также для повышения работоспособности и привлечения внимания детей.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психологическому и речевому развитию в целом. Поэтому подбор упражнений необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей. Движения должны быть простыми, доступными, интересными для детей и в то же время достаточно интенсивными, охватывать многие группы мышц.

Физкультминутки для дошкольников проводят около двух минут. Наибольший эффект дает сочетание нескольких разных комплексов. Важно не превышать временной лимит, так как это даст обратный эффект. Дети развеселятся, и вернуть их к занятию будет довольно сложно.

Хочу познакомить вас с некоторыми видами физкультминуток.

Дидактические игры с движениями.

При показе иллюстрации или назывании предмета дети выполняют определенные упражнения.

Игра «Умный светофорик»: при показе круга красного цвета – дети стоят, желтого – сидят на стульчиках, зеленого – шаг на месте.

Игра «Зверь – птица - рыба»: дети имитируют движения животных, птиц, рыб.

Психогимнастика.

Не менее важно использовать психогимнастику с детьми с целью психофизической разрядки. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Детям очень нравится чередование выражений различных эмоциональных состояний (радость, грусть, удивление, гнев) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.)

Релаксационные физкультминутки.

Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что при эмоциональном перенапряжении, когда они сильно возбуждены или взволнованны, присутствует избыточное напряжение мышц в некоторых частях тела. Поэтому целесообразно проводить релаксационные физкультминутки для расслабления отдельных групп мышц. Дети ложатся на ковер как им удобно, руки вытягивают, ноги прямые, тело максимально расслабляют; звучит спокойная и негромкая музыка. Воспитатель при этом медленно и тихо настраивает дошкольников на спокойный и уравновешенный лад. Можно предлагать им новые сюжеты, например, что дети лежат на поляне в лесу или на траве в поле, что они воздушные шарики или снежинки. Во – первых, у них лучше развивается фантазия; во-вторых, не так скучно проходит такая физкультминутка.

Двигательные действия и задания.

К такому виду физкультминуток относятся интерактивные физкультминутки, для занятий по ФЭМП они включают в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц. Текст произносится до начала выполнения упражнений. Дети с удовольствием выполняют задания и закрепляют полученные знания, в данном случае счет до 5.

  • Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (На доске: круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз нужно поднять руки.)
  • Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
  • Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас
  • Посчитаем лепесточки и столько встанем на носочки.
  • Наклонились столько раз. Сколько уточек у нас.
  • Будем считать, грибы собирать. Наклоны вперед (имитация сбора грибов).
  • Сколько видишь ты кружков, столько выполни прыжков.
  • Ягоды считаем, дружно приседаем.

Использование музыкальных мультимедийных физкультурных минуток способствует физическому и эстетическому воспитанию детей, раскрывает эмоциональное состояние каждого ребенка, артистические способности. Музыкальные физкультминутки с анимированными изображениями животных помогают разнообразить физкультминутки, возбудить интерес у детей к занятиям физическими упражнениями. Внедрение в образовательный процесс информационных технологий расширяет возможности педагогов использовать по – новому физкультурные минутки, использовать анимации как одно из средств восстановления работоспособности, что помогает достичь ожидаемых результатов через заинтересованность детей, содействует разностороннему развитию, способствует повышению внимания и активности дошкольников.

Двигательно-речевые физкультминутки направлены на развитие координации движений, активизируют память и внимание, улучшают речевые навыки, формируют творческое изображение.

Игра «Встаньте в круг»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения

Мы топаем ногами,

Топают

Мы хлопаем руками,

Хлопают

Качаем головой.

Качают головой

Мы руки поднимаем,

Руки вверх

Потом их отпускаем,

Руки вниз

Мы руки подаем

Руки в «замок»

И бегаем кругом.

Кружатся на месте

Другие варианты игры: текст произносится быстро, медленно, удивленно, рассержено.

Такая физкультминутка способствует снятию эмоционального напряжения.

Игра – потешка «Чайничек»

Игра полезна не только для развития моторики, но и для развития дикции. Текст этой потешки составлен так, что она может использоваться как скороговорка для тренировки звуков [ш] и  [ч* ]. А еще ее можно петь!

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

Шишечка с дырочкой,

В дырочке – пар!

Каждое слово необходимо показывать жестами: «чайничек» - ладони параллельно друг другу; «крышечка» - ладошка правой руки – крышечкой; «шишечка» - кулачок; «дырочка» - пальцы кольцом (знак ОК); «пар идет» - указательным пальцем делаем круги по возрастающей.

Второй вариант игры: слово заменяется движением рук. Слово «чайничек» не произносим, только показываем жестами. Затем слово «крышечка» - и так поочередно все слова. В результате дети всю потешку показывают жестами, слова не произносят.

Для дошкольников физкультминутка – минутка здорового и активного отдыха, но для педагогов – это возможность максимально эффективного обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер - класс для педагогов  «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»...

Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приемов"

мастер-класс для педагогов направлен на развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов....

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами неживой природы»

Участники мастер-класса познакомятся с одной из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность....

Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"

Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...