выступление " Подготовка ко школе"
материал (старшая группа)

Рыжакова Юлия Германовна.

Выступление " Подготовка ко школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_skoro_v_shkolu.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.

Ценности дошкольного детства как уникальный период в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть способности ребенка. Занятия по дополнительному образованию дают возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности учитываются:
- интересы детей и добровольность выбора дополнительных занятий.

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;

-  заинтересованном отношение к учению и учебной деятельности;

- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В 2023-2024 учебном году я являюсь руководителем занятий  дополнительного образования «Скоро в школу» в старшей группе №7 МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида Гусельки». На своих занятиях использую программу дополнительного образования «Солнечные ступеньки».     Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

 Цель программы: построение модели дошкольной образовательной среды, обеспечивающей готовность ребёнка к школьному обучению.

       

Задачи программы:

  • формирование определённого запаса знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения готовности ребёнка к обучению в условиях массовой школы;
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • формирование положительной мотивации учения;
  • развитие произвольности поведения;

•   формирование умений и навыков совместной учебной и внеучебной

деятельности;

  • воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности;
  • развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

 

Особенности программы.

Данный курс содержит три блока:

  1. Обучение грамоте, развитие речи, Развитие мелкой моторики ("Обучение грамоте и подготовка к письму")
  2. Математика ("Математические ступеньки")
  3. Мир вокруг нас ("Познание окружающего мира")

    Срок реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения.

Сохранение и развитие положительных мотивов учебной деятельности достигается в рамках выполнения данной программы через активное применение игровых приёмов обучения при организации учебных занятий.

Игровая деятельность привычна ребёнку, через игру обучение, его закономерности быстрее познаются. Немаловажную роль играют положительные эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения знаний и навыков.

  Для формирования умений и навыков совместной учебной деятельности при организации учебных занятий используются групповые формы обучения.

   С современной точки зрения среди здоровых детей не существует учеников, психологически не готовых к школе, а есть только дети с большей или меньшей степенью готовности, поэтому ожидаемым результатом реализации данной программы является повышение уровня психологической готовности воспитанников к обучению в условиях массовой школы.

Форма организации занятий: два занятия в неделю по 25 минут.

Планируемые предметные результаты:

- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;

- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

- правильно произносить все звуки;

- отчетливо и ясно произносить слова;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

- соблюдать элементарные гигиенические правила;

- усвоить лексических единиц развитие языковой догадки, мышления, творчества;

- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке,

- определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические суждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.);

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка (прибавить или вычесть 1);

- цифры 0-9, знаки +,-,=;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- измерять длину предметов с помощью условной меры;

- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

- ориентироваться на листке клетчатой бумаги;

- проводить наблюдения;

- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

- знать правила посадки при письме, гигиенические требования к письму;

- знать простейшие виды штриховки, уметь их применять;

 - уметь ориентироваться в рабочей строке в тетради, выполнять простые задания по нахождению рабочего пространства строки, прорисовывать узоры или орнамент;

- уметь работать в тетради ручкой, простым карандашом или цветными карандашами.

- знать о правилах личной безопасности;

- знать элементарные правила поведения в городе и на природе;

- знать о службах помощи;

- знать свой адрес, название страны, города;

- знать родственные отношения;

- знать о сезонных изменениях в природе;

- знать об условиях, необходимых для роста растений;

- знать названия времён и месяцев года, названия времени суток, их последовательности;

- знать символы России: флаг, герб, гимн, столицу, президента;

- знать основные государственные праздники;

- знать основные отличия зверей, птиц, рыб и насекомых;

- уметь различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

- уметь ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

- уметь соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях;

- уметь соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы.

Иметь представление:

- о правилах поведения в общественных местах (в парке, магазине, в гостях, в поликлинике, в транспорте, в театре);

- о строении своего тела;

- о растительном и животном мире;

- о народных приметах;

- о взаимосвязях между природой и деятельностью человека.

Блок I.

Обучение грамоте

("Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника", Обучение грамоте (часть 1, часть 2)

Цель: создание предпосылок обучению грамоте.

Содержательные линии:

  1. В мире звуков и букв

Образ букв русского алфавита. Гласные и согласные. Печатание букв на клеточках. Распознавание соответствующих звуков в словах, обозначение их буквами. Слог. Чтение слогов, простых слов. Игры со словами (Простые анаграммы, «Цепочки слов»).

Предложение. Составление предложения из заданных слов.

Загадки. Пословицы.

  1. В мире красок

Раскрашивание картинок в соответствующие цвета.

Подготовка к письму

("Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2) )

Цель: развитие мелкой моторики, навыка ориентирования на листе в косую линию.

Содержательные линии:

  1. В мире строчек

Ориентирование на листе в линию (рабочая строка, нерабочая строка, верхняя и нижняя линия рабочей строки, косая линия). Штрихование фигур. Рисование по пунктиру с опорой на разлиновку листа.

  1. В мире знаков и символов

Ориентирование в системе условных обозначений.

Блок II.

Математические ступеньки

("Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2)

Цель: формирование математических представлений.

Содержательные линии:

1. В мире геометрии

Ориентирование        на        листе (левый и правый верхний угол). Круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат.

2. В мире смекалки

Установление закономерностей («Продолжи ряд», «Кто лишний», «Поиск недостающего»), разные - одинаковые, больше – меньше - столько же.

  1. В мире клеточек

Штрихование фигур по заданному образцу. Рисование фигур по клеточкам.

  1. В мире чисел

Числа от 1 до 10, обозначение их цифрами на клеточках.

Счѐт предметов. Обозначение количества предметов числами. Состав чисел от 1до 10. Сравнение чисел, знаки «>», «<», «=». Последовательность чисел от 1 до 10. Знаки «+», «-». Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Уменьшение-увеличение чисел на 1, на 2. «Числовые цепочки».

  1. В мире задач

Решение задач с опорой на рисунок и схему.

Блок III.

Познание окружающего мира

 (рабочая тетрадь «Я узнаю окружающий мир», автор О.Н. Крылова)

Раздел 1

Растения

- Знакомить детей с деревьями и кустарниками. Научить различать деревья и кустарники.

- Знакомство с народными приметами и развитие умения примечать их в окружающей природе.

- Дать представление о том, как выращивают хлеб.

- Дать представление о 2-3 видах лесных ягод, грибов.

- Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарное понятие о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Раздел 2

Животные

- Дать представление детям о жизни домашних и диких животных.

- Формировать желание заботиться о домашних животных.

- Расширять представления детей о многообразии птиц.

- Познакомить детей с обитателями аквариума.

- Формировать интерес к животным.

Раздел 3

Человек и его деятельность

- Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.

- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

- Закреплять у детей умение вести себя в соответствии с правилами поведения.

- Познакомить детей с некоторыми профессиями, видами инструментов.

- Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

- Учить быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться; обращаться к педагогу по имени и отчеству; благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь.

- Познакомить с видами транспорта.

- Знать домашний адрес.

Формы подведения итогов реализации программы:

- открытые занятия для родителей в группе,

- участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах.

- уроки загадки.

Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)

Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ «КАК РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ?»

К 5-ти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат....

Выступление на ГМО города Нефтекамск "Условия успешной подготовки к школе"

Условия успешной подготовки к школе.Выступление на ГМО.МОАУ СОШ № 7 (дошкольное отделение)Многие дети, достигшие школьного возраста, не готовы идти в школу: они не приучены к дисциплине и труду, не мо...