Статья "Готовность дошкольника к школе"
статья (подготовительная группа)

Одегова Елена Николаевна

Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovnost_doshkolnika_k_shkole.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Готовность дошкольника к школе»

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

достаточный багаж знаний об окружающем мире;

умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;

любознательность, потребность в получении новых знаний;

уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;

наличие словесно-логического и образного мышления;

развитую речь, достаточный словарный запас;

сформированные сенсорные навыки;

устойчивое внимание;

крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

коммуникативность;

стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;

умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;

умение выслушивать собеседника;

готовность соблюдать очередь;

готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;

понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

радостное ожидание поступления в школу;

принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;

способность подчинять свои мотивы коллективным;

умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;

стремление преодолевать трудности;

стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;

сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;

присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

называть буквы;

читать слоги или слова;

считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;

писать отдельные элементы;

рисовать простые предметы;

выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

Родительский клуб "Готовим дошкольника к школе".

Материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке к проведению родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей. Включает четыре основных раздела: Мотивационная готовность ребе...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...

Спикер в Международной научно-практической конференции "Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника". Трек "Нейроготовность дошкольников к школе"

Данная методика представляет собой одно из направлений работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   «Межполушарные игры» ...