Мастер-класс для педагогов «История и культура Российского казачества»
методическая разработка

М. К. Лобанова

«Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею ввиду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею ввиду, в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознании нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»

В.В. Путин

Цель: Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по изучению  истории и культуры российского казачества.

Задачи:

•Познакомить с историей казачества;
•Формировать положительное отношение к казачьим традициям;
•Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
•Способствовать возрождению казачества, единства и дружбы народов;
•Обучать навыкам группового взаимодействия, умения работать в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

В рамках Всероссийского фестиваля-конкурса Всероссийского казачьего общества «Во славу Отечества!» я представляю вашему вниманию Мастер-класс для педагогов «История и культура Российского казачества»

Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами своим опытом и представлением о том, как рассказать детям о истории российского казачества и о казачестве своей малой Родины. Современным детям о истории нужно говорить серьезно, чтобы у детей сформировались нравственные чувства и ценности. Именно в дошкольном детстве, пока у детей не созданы точные представления о явлении, и нужно говорить с ребенком на серьезные темы, такие как история малой Родины.

2

Цель: Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по изучению истории и культуры российского казачества

Задачи:

  • Познакомить с историей казачества;
  • Формировать положительное отношение к казачьим традициям;
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • Способствовать возрождению казачества, единства и дружбы народов;
  • Обучать навыкам группового взаимодействия, умения работать в команде

3

«Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею ввиду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею ввиду, в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознании нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»

В.В. Путин

Слово «казак» появилось в русском языке в 1395 году из Половецкой степи и означало «работник». Ученые до сих пор не могут договориться, откуда все-таки произошли первые казаки. Одни считают, что казачество образовали беглые крестьяне и холопы, которые бежали из Руси в дикое поле и обосновались там. Другие считают, что казачество возникло еще в античный период и представляет собой отдельный этнос. Все они представители кочевых народов. Со временем, казаки стали расселяться на одной территории, вести быт, строить жилища. Селились вблизи крупных рек, где можно охотиться, устроить пастбище. Казаки жили в простых суровых условиях. Они не подчинялись приказам русских КНЯЗЕЙ, БЫЛИ СВОБОДНЫМИ и независимыми людьми. Также казаки охраняли границы государства от набегов чужестранцев. Первых казаков едва ли можно было назвать хорошими воинами. Они были скорее одиночками, не подчиняющиеся ничьим приказам. Однако со временем стали образовываться полноценные войска с командирами и подчиненными.

4

Участие казаков в войнах за царей было привычным делом:

  • Казаки воевали за Ивана Грозного в войне за Казань в 1552г.;
  • Сражались на побережье Балтийского моря в 1656г.;
  • Помогали освобождать Русь от татаро-монгольского Ига в 1472-1480гг.;
  • Выступали против Наполеона в 1803-1815гг.;
  • Помогали России во время Первой Мировой Войны 1914-1918гг.;
  • Воевали на стороне русских во время русско-турецкой войны 1877-1878гг.;
  • Воевали в Гражданской войне 1917-1922гг.;
  • Сражались в ВОВ в 1941-1945гг.

Во всех битвах казачье войско показывало себя как смелые и отважные солдаты, бьющиеся до последнего.

5

Когда началась ВОВ, казаки единым фронтом выступили против фашистов. На войну пошли все – и казаки в составе Красной Армии и добровольцы. Основными были следующие войска казаков:

  • Донское – самое многочисленное и значимое для Российской империи
  • Черноморское – в него входили бывшие запорожские казаки
  • Кубанское – казаки Северного Кавказа
  • Оренбургское – считалось вторым по старшинству после Донского
  • Терское – в его состав входили представители разных народностей
  • Уральское – до 1775 г. называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева
  • Забайкальское – официально образовано по приказу Николая1
  • Сибирское – войско существует с 1582г. Под названием «Царская Служивая Рать»

6

Жизнь казаков, образ героя-казака и традиции казачьего народа отображались во многих произведениях литературы, включая баллады, легенды и сказки. Великий русский писатель Л.Н. Толстой очень любил казачество и относился к нему с благоволением. События 20 века, период гражданской войны ярко отражены в произведениях М.А. Шолохова «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Один из самых знаменитых героев-казаков - Матвей Иванович Платов. Слава атамана так велика, что донцы сложили о нем песни, сказки. Свою известность Платов завоевал в войне с турками, а позже – в войне с Наполеоном. Казаки очень любили атамана Платова.

Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Стены домов были расписаны иконами. Молитва – важная часть жизни казаков.

Всем своим детям казаки старались привить не любовь к науке и учебе, а полезные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей казачьей жизни. Из мальчишек растили воинов. Примерно к 10 годам мальчишки начинали учиться владеть шашкой. Девочек растили как будущих жен и хозяек. Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодёжи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Женщин казаки уважали и некогда не давали в обиду, однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Её интересы представлял отец, брат, муж или сын.

Праздники в казачестве любили и праздновали от души – громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были: Пасха, Рождество, Троица, Масленица. Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и хождениями в гости. Казаки очень музыкальный народ. Петь любили все, тексты песен бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение. В них воспевали дружбу, любовь, свободу, воинские победы. Очень много песен было посвящены природе, особенно Дону.

Новочеркасск – новая столица казачества, появилась благодаря казаку Платову в 1805 году. Старая столица Старочеркасск не устраивала их по многим причинам: город затапливался, вспыхивали пожары, не было надежных дорог. Застройка города длилась долгие годы.

Новочеркасск – красивый и современный город, в нем и сейчас живут казаки. Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же чем и всегда – помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения

7

Практическая часть мастер-класса:

  • Загадки…

Крепка,звонка,даотточена,
Когопоцелует,тотисногдолой.(Сабля)

Летитптицакрылата,
Безглаз,безкрыл,
Самасвистит,самабьет.(Стрела)

Малмужичок–костянаяручка.(Нож).

Начужойспинеедет,насвоейгрузвезет.(Седло)
Шестьног,двеголовы,одинхвост.(Всадникнаконе)
Какаяобувьвогнеизготавливаетсяисногнеснимается?(Подковы)

  • Продолжите слова песен…

Еслихочешьбытьвоенным…(Дисциплинусоблюдай).
Восадудеревоцветѐт…(Аказаквпоходидѐт).
Апчелочказлатая...(Ачтожетыжужжишь).
Какунашейсотни...(Дакомандирхороший…)
ГрянулвнезапногромнадМосквою…(ВыступилшумноДониз
брегов…)

  • Какие вы знаете поговорки и пословицы

Казакуконь–отец……..роднойитоварищдорогой.
Казаксамголодает,…….аконьегосыт.
Казакбезконя–………..чтосолдатбезоружия.
Казакбезконя–………..каксоловейбезпесни.

  • К Пословицы и поговорки о военной славе и доблести

Гдетревога,тудаказакуидорога.
Ктопулибоится,тотвказакинегодится.

Смелогодаумелогоистрахневозьмѐт,иврагнепобьѐт.
ГдеробкийСемѐн–тамврагсилѐн.
Ктобезхрабрости,тотбезрадости.
Смелыхисмертьбоится.

Жить–Родинеслужить.
Отчизнепослужимвбоюзачестьисвободусвою.
Принялприсягу–отнеѐнишагу.

  • конкурс-викторина «Казаки гутарят»

#1042;ыборочныйпредставительказаков.(Атаман)
#1042;ерховнаявластьудонскихказаков.(Войсковойкруг)
#1057;еление,вкоторомжиликазаки.(Станица)
#1057;емейноежилищеиликазачийдом.(Курень)
#1054;сновныецветавоеннойформыдонскихказаков.(Синийикрасный) #1046;енскийголовнойубор,вязаныйвформезакругленногомешочка,он надевалсянапучок,вкоторыйукладываласькоса.(Шлычка)
#1057;метана.(Каймак)

#1054;вечийнавоз.(Кизяк)

#1050;отелдляваркипищи.(Казан)
#1050;ислоемолоко,разбавленноеводой.(Арьян,ирьян,ирян)
#1054;кунь.(Чикомас)

#1050;оридорбезокон.(Чулан)
#1058;радиционныйиоченьдревнийобычайказаковоставлятьпрядь
волос,нависшуюнадлевымухом.(Чуб)
#1057;амыепопулярныенаДонумузыкальныеинструменты.(Гармонь,
бубен).

#1053;изкаяобувьствердойподошвой,родтапочек.(Чирики)

Вот и подходит к концу наша встреча. Надеюсь, что мой мастер-класс поможет вам в проведении мероприятий, направленных на реализацию этнокультурного казачьего компонета.



Предварительный просмотр:

1

В рамках Всероссийского фестиваля-конкурса Всероссийского казачьего общества «Во славу Отечества!» я представляю вашему вниманию Мастер-класс для педагогов «История и культура Российского казачества»

Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами своим опытом и представлением о том, как рассказать детям о истории российского казачества и о казачестве своей малой Родины. Современным детям о истории нужно говорить серьезно, чтобы у детей сформировались нравственные чувства и ценности. Именно в дошкольном детстве, пока у детей не созданы точные представления о явлении, и нужно говорить с ребенком на серьезные темы, такие как история малой Родины.

2

Цель: Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по изучению истории и культуры российского казачества

Задачи:

  • Познакомить с историей казачества;
  • Формировать положительное отношение к казачьим традициям;
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • Способствовать возрождению казачества, единства и дружбы народов;
  • Обучать навыкам группового взаимодействия, умения работать в команде

3

«Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею ввиду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею ввиду, в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознании нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»

В.В. Путин

Слово «казак» появилось в русском языке в 1395 году из Половецкой степи и означало «работник». Ученые до сих пор не могут договориться, откуда все-таки произошли первые казаки. Одни считают, что казачество образовали беглые крестьяне и холопы, которые бежали из Руси в дикое поле и обосновались там. Другие считают, что казачество возникло еще в античный период и представляет собой отдельный этнос. Все они представители кочевых народов. Со временем, казаки стали расселяться на одной территории, вести быт, строить жилища. Селились вблизи крупных рек, где можно охотиться, устроить пастбище. Казаки жили в простых суровых условиях. Они не подчинялись приказам русских КНЯЗЕЙ, БЫЛИ СВОБОДНЫМИ и независимыми людьми. Также казаки охраняли границы государства от набегов чужестранцев. Первых казаков едва ли можно было назвать хорошими воинами. Они были скорее одиночками, не подчиняющиеся ничьим приказам. Однако со временем стали образовываться полноценные войска с командирами и подчиненными.

4

Участие казаков в войнах за царей было привычным делом:

  • Казаки воевали за Ивана Грозного в войне за Казань в 1552г.;
  • Сражались на побережье Балтийского моря в 1656г.;
  • Помогали освобождать Русь от татаро-монгольского Ига в 1472-1480гг.;
  • Выступали против Наполеона в 1803-1815гг.;
  • Помогали России во время Первой Мировой Войны 1914-1918гг.;
  • Воевали на стороне русских во время русско-турецкой войны 1877-1878гг.;
  • Воевали в Гражданской войне 1917-1922гг.;
  • Сражались в ВОВ в 1941-1945гг.

Во всех битвах казачье войско показывало себя как смелые и отважные солдаты, бьющиеся до последнего.

5

Когда началась ВОВ, казаки единым фронтом выступили против фашистов. На войну пошли все – и казаки в составе Красной Армии и добровольцы. Основными были следующие войска казаков:

  • Донское – самое многочисленное и значимое для Российской империи
  • Черноморское – в него входили бывшие запорожские казаки
  • Кубанское – казаки Северного Кавказа
  • Оренбургское – считалось вторым по старшинству после Донского
  • Терское – в его состав входили представители разных народностей
  • Уральское – до 1775 г. называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева
  • Забайкальское – официально образовано по приказу Николая1
  • Сибирское – войско существует с 1582г. Под названием «Царская Служивая Рать»

6

Жизнь казаков, образ героя-казака и традиции казачьего народа отображались во многих произведениях литературы, включая баллады, легенды и сказки. Великий русский писатель Л.Н. Толстой очень любил казачество и относился к нему с благоволением. События 20 века, период гражданской войны ярко отражены в произведениях М.А. Шолохова «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Один из самых знаменитых героев-казаков - Матвей Иванович Платов. Слава атамана так велика, что донцы сложили о нем песни, сказки. Свою известность Платов завоевал в войне с турками, а позже – в войне с Наполеоном. Казаки очень любили атамана Платова.

Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Стены домов были расписаны иконами. Молитва – важная часть жизни казаков.

Всем своим детям казаки старались привить не любовь к науке и учебе, а полезные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей казачьей жизни. Из мальчишек растили воинов. Примерно к 10 годам мальчишки начинали учиться владеть шашкой. Девочек растили как будущих жен и хозяек. Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодёжи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Женщин казаки уважали и некогда не давали в обиду, однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Её интересы представлял отец, брат, муж или сын.

Праздники в казачестве любили и праздновали от души – громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были: Пасха, Рождество, Троица, Масленица. Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и хождениями в гости. Казаки очень музыкальный народ. Петь любили все, тексты песен бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение. В них воспевали дружбу, любовь, свободу, воинские победы. Очень много песен было посвящены природе, особенно Дону.

Новочеркасск – новая столица казачества, появилась благодаря казаку Платову в 1805 году. Старая столица Старочеркасск не устраивала их по многим причинам: город затапливался, вспыхивали пожары, не было надежных дорог. Застройка города длилась долгие годы.

Новочеркасск – красивый и современный город, в нем и сейчас живут казаки. Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же чем и всегда – помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения

7

Практическая часть мастер-класса:

  • Загадки…

Крепка,звонка,даотточена,
Когопоцелует,тотисногдолой.(Сабля)

Летитптицакрылата,
Безглаз,безкрыл,
Самасвистит,самабьет.(Стрела)

Малмужичок–костянаяручка.(Нож).

Начужойспинеедет,насвоейгрузвезет.(Седло)
Шестьног,двеголовы,одинхвост.(Всадникнаконе)
Какаяобувьвогнеизготавливаетсяисногнеснимается?(Подковы)

  • Продолжите слова песен…

Еслихочешьбытьвоенным…(Дисциплинусоблюдай).
Восадудеревоцветѐт…(Аказаквпоходидѐт).
Апчелочказлатая...(Ачтожетыжужжишь).
Какунашейсотни...(Дакомандирхороший…)
ГрянулвнезапногромнадМосквою…(ВыступилшумноДониз
брегов…)

  • Какие вы знаете поговорки и пословицы

Казакуконь–отец……..роднойитоварищдорогой.
Казаксамголодает,…….аконьегосыт.
Казакбезконя–………..чтосолдатбезоружия.
Казакбезконя–………..каксоловейбезпесни.

  • К Пословицы и поговорки о военной славе и доблести

Гдетревога,тудаказакуидорога.
Ктопулибоится,тотвказакинегодится.

Смелогодаумелогоистрахневозьмѐт,иврагнепобьѐт.
ГдеробкийСемѐн–тамврагсилѐн.
Ктобезхрабрости,тотбезрадости.
Смелыхисмертьбоится.

Жить–Родинеслужить.
Отчизнепослужимвбоюзачестьисвободусвою.
Принялприсягу–отнеѐнишагу.

  • конкурс-викторина «Казаки гутарят»

#1042;ыборочныйпредставительказаков.(Атаман)
#1042;ерховнаявластьудонскихказаков.(Войсковойкруг)
#1057;еление,вкоторомжиликазаки.(Станица)
#1057;емейноежилищеиликазачийдом.(Курень)
#1054;сновныецветавоеннойформыдонскихказаков.(Синийикрасный) #1046;енскийголовнойубор,вязаныйвформезакругленногомешочка,он надевалсянапучок,вкоторыйукладываласькоса.(Шлычка)
#1057;метана.(Каймак)

#1054;вечийнавоз.(Кизяк)

#1050;отелдляваркипищи.(Казан)
#1050;ислоемолоко,разбавленноеводой.(Арьян,ирьян,ирян)
#1054;кунь.(Чикомас)

#1050;оридорбезокон.(Чулан)
#1058;радиционныйиоченьдревнийобычайказаковоставлятьпрядь
волос,нависшуюнадлевымухом.(Чуб)
#1057;амыепопулярныенаДонумузыкальныеинструменты.(Гармонь,
бубен).

#1053;изкаяобувьствердойподошвой,родтапочек.(Чирики)

Вот и подходит к концу наша встреча. Надеюсь, что мой мастер-класс поможет вам в проведении мероприятий, направленных на реализацию этнокультурного казачьего компонета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по экспериментированию "Мыльная история"

Мастер класс по изготовлению мыла......

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».

Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган,  был присвоен статус «казачий». ...

Мастер-класс по экологии для родителей в рамках Российского Дня без бумаги "Научимся использовать бумагу рационально!"

Мастер-класс по экологии для родителей в рамках Российского Дня без бумаги "Научимся использовать бумагу рационально!"...

Мастер-класс по теме «Применение элементов народной культуры педагогом на занятиях с детьми, имеющими дефекты речи»

Внедрение элементов использования русского фольклора в логопедическую деятельность....