Доклад на тему «ИКТ- компетентность педагога в условиях реализации ФОП»
консультация

Конышева Марина Викторовна

В данном докладе рассмотрена одна из компетенций современного педагога, это - ИКТ - компетентность. В докладе отмечены достоинства и недостатки использования ИКТ - технологий в образовательной работе с детьми, формы работы с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt_kompetentonost.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ИКТ компетентность педагога в условиях реализации ФОП»

      Владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста - одна из профессиональных компетенций педагога нового времени!

    Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни

современного общества. Сегодня применение информационно-

коммуникационных технологий в педагогическом процессе – это одно из

приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня взаимодействия между участниками образовательных отношений на всех этапах педагогической деятельности.  В дошкольном образовании

информационные технологии педагогу необходимы.

Безусловно, информатизация дошкольного образования уже не миф, и не

завтрашний день, а реальность. Требования к образованию детей в свою очередь выдвигают требования к современному педагогу, который должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Актуальным для него становится использование технических средств, адаптированных для образовательного процесса в детском саду через внедрение подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей.

Информационные технологии призваны стать не чем-то дополнительным в

обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,

значительно повышающей его эффективность.

Как Вы считаете, есть преимущества ИКТ перед традиционными

средствами обучения?

Конечно, среди них можно отметить:

• ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее.

• Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.

• Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению

материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

• Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти:

зрительная, слуховая, моторная.

• Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост

цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

• Возможность моделирования таких жизненных ситуаций, которые нельзя

или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

     Современные информационные технологии позволяют воспринимать

информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает

познавательную активность ребенка.

Переход на качественный новый современный уровень образовательного

процесса, соответствующий ФОП ДО, является актуальным направлением

деятельности нашего детского сада.

Комплексное и практическое обучение постепенно дает свои результаты.

Можно отметить уверенность педагогов в своих силах, желание осваивать новые технические средства и повышение интереса к работе с современным

интерактивным оборудованием.

Качественное преобразование невозможно без переоснащения

предметно-пространственной среды современным оборудованием.

Образовательное пространство в дошкольном учреждении обновлено

мультимедийными планшетами, Яндекс – станцией с Алисой, интерактивными игрушками, робомышью.

Сейчас мы проиллюстрируем новые возможности практического

применения педагогом интерактивного оборудования в образовательной

деятельности с дошкольниками.

Мы представили далеко не все возможности применения современного

интерактивного оборудования. Нам предстоит еще многому научиться.

Практика показывает, что идти в ногу со временем, стать для ребёнка

проводником в мире новых технологий может только педагог, владеющий ИКТ- компетентностью.

Это становится безусловным фактором повышения качества

дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса.

Формы работы с использованием ИКТ в ДОУ.

    Современный мир невозможно себе представить без информационно-

коммуникационных технологий. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго

отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино,видео) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это

комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации,

воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

   

  Как же ИКТ могут помочь педагогу в образовательном процессе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно- стендового материала для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.

2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками. Использование Интернет- ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – http://dob.1september.ru/, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" –http://festival.1september.ru/, сайты

журналов по дошкольному воспитанию.

3. Оформление карт обследования, рабочей документации.

4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности – одного их основных принципов педагогики. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и

слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в развивающей работе с детьми.

В своей деятельности мы выделили следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

1. создание презентаций;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ;

4. разработка и использование собственных авторских программ.

Наиболее широко ИКТ в нашем детском саду используются при работе со

старшими дошкольниками. Это, как правило, интерактивные обучающие программы и мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

 осуществление полисенсорного восприятия материала;

 возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

 объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы.

Достоинтсва и недостатки ИКТ. Требования безопасности при использовании ИКТ. (Купоросова О,А.)

Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки,

видеофрагменты и т.д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми.

В тоже время при внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

 не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером,

 недостаточная оснащенность дошкольных учреждений,

 недостаток помещений.

   Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Санитарно-гигиенические требования.

Образовательную деятельность организуют в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

• Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз.

• Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

• Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.

• Недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

Технические, эргономические и эстетические требования

• Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

• Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.

• Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия

и утомляют зрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

актуализация развития профессиональной компетентности педагога (Форма проведения - Круглый стол)...

Презентация по проекту "Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО"

Коммуникативная компетентность педагога  как условие реализации ФГОС ДО. Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться – Баркова Людмила Игоревна, педагог – психолог детско...

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО".

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО". Задачи: 1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога....

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Доклад на тему: "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему: "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...