Консультация для педагогов "Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
консультация

Власова Марина Борисовна

Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста

  

Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах.

- поощрять желание детей договаривать слова, фразы, повторять текст потешек, пестушек, прибауток целиком;

Задачи:                                                                                                                         Образовательные: 

- формировать умения детей сопровождать проговаривание потешек, пестушек, прибауток игровыми действиями;

Развивающие:

-развивать речевые навыки детей, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию;

-развивать интерес к окружающему миру и народному слову;

Воспитательные:

- воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять полученные знания на практике.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.                                               . Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у дошкольников. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям.

Можно сказать, что ранний  период жизни детей во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь детей добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой они растут.                   В результате общения с фольклорными произведениями детям передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления воспитанников, будит фантазию.         

Сoзданию эмоционально благоприятной атмосферы для детей младшего дошкольного возраста в группе способствует соблюдение режима дня. Это формирует у детей чувство увереннoсти в окружающем их пространстве, организует деятельность детей, дает возможность педагогу всесторонне развивать детей.                                                              Крoме того, в режимных моментах oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта детей. Дети младшего дошкольного возраста приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Oрганизм детей в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки,  да и  различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в  режимных моментах.

 С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь малышей, их фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

            Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни дошкольников приобщать их к народной поэзии. Потешки, прибаутки, пестушки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим детей дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у них интонационную выразительность.  

Чтобы вырастить детей здоровым, в фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Проговаривание и заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что малыши лучше запоминают, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность детей. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.

Дети младшего дошкольного возраста получают первый опыт общения со сверстниками в детском саду. При этом, у многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, и как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения новых детей в группу и лучшего знакомства с ними, можно отвлечь их от грустных мыслей с помощью платковой куклы «Машеньки», взять малыша за руку, говоря ласково, спокойно, подставляя в текст нужное имя: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!». Услышав свое имя, малыш постепенно затихает, успокаивается.

Начиная с утреннего приема детей, используют потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Ножки, ножки бежали по дорожке», «Кто у нас хороший?», «Капуста», «Пришли дети в детский сад», «Раздувайся пузырь»).Все это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас дошкольников. Они привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и привлечь внимание детей,  используют потешки, и дети с удовольствием осваивают навыки гигиены: «Водичка-водичка», «Ай лады, лады, лады!», «Носик-носик», «Кран откройся», «Руки надо с мылом мыть», «Не боимся мы воды».

А заплетание волос превращается в волшебный ритуал: «Расти коса до пояса. Ни вырони ни волоса», «Все волосинки в ряд.»

Еда покажется вкуснее и аппетитней, если  сопровождать её потешкой с «вкусным» содержанием ( «Идет коза рогатая, за малыми ребятами», «Я обед съедаю сам»,  «Каша из гречки, варилась в печке»,«Огурчик», «Травка-муравка со сна поднялась», «Мышка и хлебушек»).

Так повелось, что еще совсем маленькому грудному малышу мама напевает колыбельные, рассказывает прибаутки, потешки, пестушки. Фольклор является своеобразным проводником в мир художественной литературы. Простота и мелодичность звучания колыбельных песен позволяет детям легко и быстро запоминатьзвуковой и словесный ряд:«Вот лежат в кроватке», «Спать пора», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…» «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…».

Также используют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуют  их пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки», «Глазки открываются», «Вот проснулись, потянулись».

Во время наблюдения на прогулке  обязательно включаются потешки: «Снежок падает», «Тарара ли, тарара. Ушли кони со двора», «Еду, еду к бабе, деду. На лошадке в красной шапке», «Мишка косолапый».

Процесс одевания становится интересным и забавным, когда мы приговариваем: «Наша Маша маленька . На ней шубка аленька», «Тушки-тушки, Где твои ушки?», «Вот они, сапожки», это помогает сформировать навыки самообслуживания. 

Многократное повторение способствует развитию связной речи. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Словарный запас значительно обогащается из-за обилия слов-признаков предметов, образных сравнений, множества синонимов, антонимов.

Развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетание - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий.

Полноценное развитие ребенка возможно только при тесном сотрудничестве с семьей.. Услышав знакомые строчки, которые малыши знают от своих мам и бабушек, дети с радостью их повторяют. Это способствует установлению доверительных отношений педагога и родителей, что приводит к положительному результату в воспитании и развитие детей.

Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми раннего и  младшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы: во время утреннего приёма дети без капризов расстаются с мамой и входят в группу; охотно выполняют утреннюю зарядку, услышав строчки знакомой пестушки; выполняют гигиенические процедуры; во время прослушивания потешки о поведении за столом дети сами берут ложку, начинают кушать, пользуются салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги; уверенно и охотно одеваются (проблема с одеванием детей быстро исчезает) и  аккуратнее раздеваются; спокойнее укладываются спать и легко пробуждаются после сна. Естественно, только лишь прослушивание потешек, прибауток, пестушек недостаточно для того, чтобы сформировать навыки самообслуживания. Но они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки сформировать.

А совместная работа с родителями приводит к положительному результату, они становятся активными участниками педагогического процесса и дети чувствуют положительную связь между детским садом и семьей.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина В. И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.

Берестов В. От былин до считалки. М.: Детская литература, 1988.

Ветрова В. Ладушки, ладушки… М.: Знание, 1995.

Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.: Высшая школа, 1990.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.

Павлова Л. Роль детского фольклора в воспитании дошкольника. Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Консультация для воспитателей Дидактические принципы фольклорных занятий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами....

Консультация для педагогов на тему: «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольном учреждении. Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой ...

Консультация для родителей «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

              В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания ребенка, разв...