Диагностика педагогического процесса.
книга (младшая группа)

Гурбанова Юлия Борисовна. Диагностика педагогического процесса в младшей разновозрастной группе (с 1,5 до 3 лет) на 2023-2024 учебный год согласно рекомендациям ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_pedagogicheskogo_protsessa_23-24.docx68.9 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

в младшей разновозрастной группе

 (с 1,5 до 3 лет)

на 2023-2024 учебный год

Воспитатели:

В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Цель диагностики: изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности.

Основу диагностики рабочей программы первой младшей группы составляет пособие Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса».

Основные диагностические методы:

  • Проблемная (диагностическая ситуация);
  •  Наблюдение.
  • Беседа.
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Педагогическая диагностика достижений ребенка по Программе направлена на изучение:

  • деятельностных умений ребенка;
  • интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
  • личностных особенностей ребенка;
  • поведенческих проявлений ребенка;
  • особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
  • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Низкий уровень - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

Достаточный уровень - ребенок выполняет с помощью взрослого все параметры оценки;

Оптимальный        уровень        -        ребенок        выполняет все        параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, - в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста: напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются показатели в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой младшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с    этой группой детей.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

  1. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

-Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая лиса?»

-Метод: наблюдение

Материал: ситуация встречи/ прощания со взрослым. Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»

  1. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми. Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Узнает        и        называет        игрушки,        некоторых        домашних        и        диких        животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов. Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Кто/ что это?»

  1. Группирует однородные предметы, выделяет один и много. Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат одного цвета и разного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»). Методы: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птица летит, конфета на столе). Форма проведения: индивидуальна.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина. Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нарисуй/ приклей

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать и катать мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де- ятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: подгрупповая. групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом»

Литература

  1. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта». Редакция от 17.02.2023
  3. Каменкая В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
  4. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
  5. Ноткипа Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. —СПб., 2003.
  6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М. 2001.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие

Воспитатели:

Младшая разновозрастная группа

№ п\ п

ФИО ребенка

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого.

Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Общается в диалоге с воспитателем.

Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника.

Обращается с речью к сверстнику.

Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке  природы. Выполняет простейшие трудовые действия.

Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников.

Проявляет элементарные правила вежливости.

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентяб рь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

3

О

О

О

О

О

О

О

4

О

О

О

О

О

О

О

5

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

6

О

Д

О

О

О

О

О

7

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

8

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

9

О

О

О

О

О

О

О

10

Д

Н

Д

Д

Д

Д

Д

11

Д

Н

Д

Д

Н

Н

Д

12

Д

О

Д

Д

О

Д

Д

13

Н

Н

Д

Д

Н

Н

Н

14

Д

Н

Д

Д

Д

Д

Д

15

О

Н

Д

Д

Д

Д

Д

Образовательная область «Познавательное развитие»

Воспитатели:

Младшая разновозрастная группа

№п

/п

ФИО

ребенка

Знает свое имя.

Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и

воспитателей

Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы - заместители

Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и  диких животных, некоторые

овощи и фрукты.

Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи.

Узнает шар и куб, называет размер (большой – маленький)

Группирует однородные предметы, выделяет один - много

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру

Проявляет интерес к книгам, и рассматриванию   иллюстраций

Итоговый показатель по каждому ребенку ( среднее значение)

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

1

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

3

О

О

О

О

О

О

О

О

О

4

О

О

О

О

О

О

О

О

О

5

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

6

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

7

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

8

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

9

О

О

О

Д

О

О

О

О

О

10

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

11

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

12

О

Д

Д

Д

О

О

Д

Д

Д

13

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

14

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

15

Н

Д

Д

Н

Д

Д

Д

Д

Д

Образовательная область «Речевое развитие»

Воспитатели:

Младшая разновозрастная группа

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Сопровождает        речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает        слова, небольшие фразы

Отвечает на простейшие вопросы        («Кто?»,

«Что?», « Что делать»)

Может        рассказать        об изображенном на картинке, об игрушке, о событиях из

личного опыта

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Д

Д

Д

Д

Д

2

Н

Н

Н

Н

Н

3

О

О

О

О

О

4

О

О

О

О

О

5

Д

Д

Д

Д

Д

6

Н

Н

Д

Н

Н

7

Д

Д

Н

Н

Д

8

Н

Н

Н

Н

Н

9

О

О

Д

Д

О

10

Д

Д

Д

Д

Д

11

Д

Д

Д

Н

Д

12

О

О

О

О

О

13

Н

Н

Н

Н

Н

14

Н

Н

Н

Н

Н

15

Д

Д

Д

Д

Д

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Воспитатели:

Младшая разновозрастная группа

№п

/.п

ФИО

ребенка

Различает основные формы конструктора.

Со взрослым сооружает постройки.

Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым

Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне

музыкальные фразы

Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук

Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

1

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2

Д

Н

Н

Н

Н

Д

Д

Н

3

О

О

О

О

О

О

О

О

4

О

О

О

О

О

О

О

О

5

О

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

6

О

О

О

Д

О

Д

Д

О

7

О

О

Д

Д

Д

О

О

О

8

Д

Н

Н

Н

Н

Д

Д

Н

9

О

О

О

О

О

О

О

О

10

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

11

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

12

О

Д

Д

Д

Д

О

О

Д

13

Д

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

14

Н

Д

Д

Н

Д

Д

Д

Д

15

О

О

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Образовательная область «Физическое развитие»

Воспитатели:

Младшая разновозрастная группа

№ п\ п

ФИО ребенка

Проявляет навыки опрятности, пользуется

индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем,

расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую  пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку.

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.

Проявляет желание играть в подвижные

игры.

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

Итоговый показатель по каждому ребенку

( среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2

Н

Д

Н

Н

Н

Н

Н

3

О

О

О

Д

Д

Д

О

4

О

О

О

Д

Д

Д

О

5

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

6

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

7

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

8

Н

Д

Н

Н

Н

Н

Н

9

О

О

О

Д

Д

Д

О

10

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

11

Н

Д

Д

Н

Д

Д

Д

12

Д

О

О

Д

Д

Д

Д

13

Д

Н

Н

Н

Д

Н

Н

14

Д

Н

Н

Н

Д

Д

Н

15

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Общая сравнительная таблица уровня развития детей по образовательным областям на начало и конец 2022-2023 учебного года

Количество диагностируемых детей 15 человек

Образовательные области

Уровень развития дошкольников

Начало года

Конец года

Н

%

Д

%

О

%

Н

%

Д

%

О

%

Физическое развитие

4

26.7%

8

53,3%

3

20%

Социально-

коммуникативное развитие

3

20%

8

53,3%

4

26,7%

Познавательное развитие

4

26,7%

8

53,3%

3

20%

Речевое развитие

5

33,3%

6

40%

4

26,7%

Художественно-

эстетическое развитие

3

20%

7

46,7%

5

33,3%

ИТОГО

19

25,34%

37

49,32%

19

25,34%

Общая сравнительная таблица уровня развития детей на начало и конец 2022-2023 учебного года

Уровни

на начало учебного года

(чел./%)

на конец учебного года

(чел./%)

Низкий

19/25,34%

Достаточный

37/49,32%

Оптимальный

19/25,34%

Выводы (сентябрь):

Результаты диагностики показали:

 «Социально - коммуникативное развитие» 

- оптимальным уровнем обладают 4 воспитанника (26,7%). 

 - с достаточным уровнем развития – 8 воспитанников (53,3%). Дети этого уровня развития играют рядом, не мешают другим детям, могут подражать действиям сверстника и взрослого. Поведение определяется правилами повседневной жизнедеятельности, действиями в привычных ситуациях. Моральные и нравственные нормы формулируют достаточно обобщенно. Общаются в диалоге с воспитателем, слушают стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Проявляют элементарные правила вежливости, хотя могут их нарушать, подчиняясь своим желаниям и потребностям.

-с низким уровнем развития – 3 воспитанника (20%).  Эти дети не умеют соблюдать элементарные правила поведения, не могут играть рядом друг с другом, мешают другим детям. Интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми не проявляют. Следить за действиями героев для этих детей трудно, но с удовольствием рассматривают иллюстрации в знакомых книжках.

«Речевое развитие»

- оптимальным уровнем обладают 4 воспитанника (26,7%). 

 - с достаточным уровнем развития – 6 воспитанников (40%). Дети этого уровня развития используют речь, но не во всех ситуациях речь является ведущим средством общения, отвечают на некоторые вопросы, сформулированные с помощью вопросительных слов, поддерживают непродолжительную беседу с взрослым. Используют слова благодарности, приветствия в общении с взрослым.

- с низким уровнем развития – 5 воспитанников (33,3%).  Этим детям трудно сопровождать речью бытовые действия. По просьбе взрослого не все дети и не в полном объеме не могут проговорить слова, а также небольшие фразы. Отвечают на простейшие вопросы односложно и с трудом, некоторые дети произносят только звуки. Рассказать об изображенном на картинке предмете, игрушке могут только единицы и с помощью взрослого.

«Художественно-эстетическое развитие»

- оптимальным уровнем обладают 5 воспитанника (33,3%)

- с достаточным уровнем развития 7 воспитанников (46,7%). Дети с взрослым сооружают постройки, при помощи взрослого различают основные формы конструктора. Самостоятельно знают назначение карандашей, фломастеров, пластилина. С помощью взрослого предлагают варианты содействия персонажам. Недостаточно четко выполняют ритмично движения под музыкальное сопровождение.

 -с низким уровнем развития – 3 воспитанников (20%). Дети не умеют создавать простые предметы из разных материалов, не подпевает в песне музыкальные фразы, не умеет выполнять некоторые движения.

«Познавательное развитие»

- оптимальным уровнем обладают 3 воспитанника (20%). Дети проявляют разнообразные познавательные интересы к миру предметов и вещей, миру социальных отношений. Имеют первичные представления об особенностях природы. Знают своё имя, знают и показывают предметы ближайшего окружения. Узнают и называют игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты, насекомых.

- с достаточным уровнем развития – 8 воспитанников (53,3%). Эти дети проявляют неустойчивые познавательные интересы, называют своё имя, но затрудняются показать предметы ближайшего окружения. Узнают и называют игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о сезонных явлениях.

-с низким уровнем развития – 4 воспитанника (26,7%). Дети знают своё имя, откликаются на него, но произнести не могут. Предметы ближайшего окружения только показывают. С трудом узнают и называют игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Перенос действий с объекта на объект, предметы – заместители осуществляют только при помощи взрослого.

«Физическое развитие»

- оптимальным уровнем обладают 3 воспитанника (20%). 

 - с достаточным уровнем развития – 8 воспитанников (53,3%). Дети могут прыгать на двух ногах вместе, с продвижением вперед, умеют подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. Проявляют навыки опрятности, умеют принимать жидкую пищу и некоторые дети правильно держат ложку.

 -с низким уровнем развития – 4 воспитанника (26,7%). Дети не могут прыгать на двух ногах вместе, с продвижением вперед, не умеют подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. Не проявляют навыков опрятности, не могут и не хотят держать правильно ложку.

Предполагаемый план дальнейших действий:

1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.

2. В течение года продолжать углубленную работу по направлениям и проблемам, выявленным в ходе обследования по речевому, физическому и познавательному развитию на основе комплексного подхода, развивать мелкую моторику.

3. Совместно с родителями и психологом устранять пробелы в образовательной деятельности детей.

Выводы (май):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса в ДОУ

Предлагаются практические материалы -методические рекомендации , инструментарий по организации диагностики  качества образовательного процесса в ДОУ...

Диагностика педагогического процесса по экологии

Диагностическая педагогического процесса...

Анализ диагностики педагогического процесса во второй младшей группе.

Сравнительный анализ педагогической процесса по образовательным областям....

Анализ показателей диагностики педагогического процесса за 4 года в группе №9

В таблице использованы диагностические данные за 4 года. Группа №9...

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) ДОУ

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) ДОУ за 2015-2016 у. г....

Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) ДОО

Диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в первой младшей группе. Автор-составитель Верещагина Н.В....

Диагностика педагогического процесса

Аналитическая справка по результатам мониторинга педагогического процесса в подготовительной группе на сентябрь 2015 -2016 учебного года....