Семинар для педагогов ДОУ "Арт-терапия"
материал

Таюнда Татьяна Моризовна

Цель: Цель:     познакомить педагогов с методами и приемами работы по организации и проведению занятий с элементами арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ceminar_art-terapiya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                « Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

Семинар-практикум

для педагогов

«Арт-терапия»

                                                                                Подготовила:

                                                                                            преподаватель

Т.М. Таюнда

 

                                               

г.Пыть-Ях

Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы по организации и проведению занятий с элементами арт-терапии.

Задачи:

  • развивать навыки и умения педагогов в работе по формированию у детей самопознания, социальных и коммуникативных навыков поведения, мыслительной и речевой активности, адекватной самооценки;
  • формировать интерес к занятиям по проявлению детского творчества с нетрадиционными материалами, для развития их способностей и мелкой моторики.

Педагогическая арт-терапия. Что же это такое? В буквальном переводе это понятие означает – терапия искусством. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности, через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила психолог Эдит Крамер: «это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала и познанием своего внутреннего мира».

Согласно восточной мудрости «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В.С. Мухиной и других исследователей – рисунок для детей является не искусством, а речью. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы дошкольника и является одной из разновидностей ее улучшения. Рисуя, малыш попадает в сказку наполненную радостью, взаимопониманием и успехом.

Модели арт-терапии представляют собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов и приемов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в образовательном учреждении с учетом его возрастных и нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

   Виды арт-терапии:

Сказкотерапия - разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение. Сказки подбираются разные: народные и авторские, специально разработанные,  коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребенком и для ребенка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия - использование музыки может быть активным или пассивным. При активной музыкотерапии ребенок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах, а при пассивной – слушает специально подобранную музыку. В процессе чего и преодолеваются внутренние конфликты и достигается внутренняя гармония.

Игротерапия – используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – коррекция при помощи цвета. Разные цвета по разному воздействуют на психологическое состояние и помогают формированию гармоничного состояния в процессе занятий.

Есть также – драматерапия, танцевально-двигательная и песочная терапия,  и терапия водой. Но мы остановимся подробнее на изотерапии.

Изотерапия – работа с использованием методов изобразительного искусства. Она опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования на эмоционально-положительный фон и создание благоприятных условий для успешного развития ребенка.

Рисование – это волшебная страна. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему «Я». Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, так как непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств. Именно в них отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера.

Использование изобразительного искусства доступно для педагогов и главное не требует специальных изобразительных навыков. Ценностью изотерапии является и то, что в работе могут использоваться индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с дошкольниками всех возрастных групп. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. И более всего этому конечно же соответствуют нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим их подробнее.

«Каракули» – изображения создаются карандашами или мелками на бумаге, в индивидуальном или подгрупповом режиме. На первом этапе ребенок двигает карандаш по листу без какой либо цели. В получившемся «рисунке» нужно увидеть какой-либо образ и развить его. Можно даже сочинить историю. Продолжая работу в подгрупповом режиме каждый рисует по очереди каракулю, стараясь создать единый образ. С малышами и детьми со слабо развитой моторикой, можно рисовать каракули пальчиками с использованием краски.

«Монотипия» - от греческого «монос»- один, так как отпечаток получается один. Ели хочется что-то изменить, то нужно сделать новый «оригинал» - нарисовать его заново. На любой гладкой поверхности - стекло, пластик, пленка, бумага делается рисунок краской. Сверху накрывается другим листом и слегка придавливается. Убрав лист получаем на нем оттиск. Он может отличаться от оригинала из - за смешивания цветов и линий. Далее предлагается детям дополнить рисунок любыми художественными средствами на выбор, сделать рамку, придумать название и историю о нем. Результаты работы, при групповом рисовании, обсуждаются или комментируются педагогом.

«Кляксография» - вариант монотипии. Очень любима детьми и интересна. В данном случае используется способ « сгибания листа». На одну из половинок хаотично наносятся капли краски. От того как  расположатся капли близко или далеко от сгиба, будет зависеть сольются ли изображения в одно целое. Затем лист опять сгибается и плотно прижимается. Раскрыв лист получаем « волшебный рисунок».

«Ниткография» - красивые и необычные рисунки получаются с помощью ниток и жидкой гуаши. Нить (30-40см) опускается в краску и выкладывается в хаотичном порядке, оставляя кончик,  на половинку согнутого заранее листа бумаги (можно использовать два листа бумаги). Затем сверху накрывается второй половинкой листа и прижимается  рукой или книгой. Нить легонько вытягивается. На поверхностях листа останутся необычные отпечатки!

«Пластилинография» - в первую очередь направлена на сенсорное развитие и мышечное расслабление у детей. Проводится как в индивидуальной,  так и в подгрупповой форме. Пластилин предлагается ребенку на выбор любого понравившегося цвета и разминается ним самостоятельно. Затем пластилин наносится пальчиками на картон, как бы намазываясь, тонким слоем(3мм). После этого предлагаются на выбор крупы, макароны и т.п. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети сами создают композицию на свободную или заданную тему. Возможно заполнение таким способом заранее подготовленного крупного рисунка, используя при этом разные цвета. Далее можно придумать название или сказочную историю, или сделать выставку.

«Волшебные краски» - изготавливаются самими детьми и направлены на сенсорное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение. Здесь требуется большая подготовка педагога и желание привнести что-то новое. Дети в емкости насыпают муку и добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками. Конечно это для старших дошкольников, а с младшими только совместная деятельность. При смешивании компонентов меняются и сенсорные ощущения детей и все это нужно обсуждать в процессе работы. Когда основа готова, каждый ребенок выбирает любимый цвет краски и добавляет ее. Готовая краска разных оттенков выставляется в центр стола и дети пальчиками рисуют по желанию. Но это может быть и заданная тема. Важно взаимодействие детей во время изготовления краски и в процессе совместного рисования.

«Рисование сухими листьями» - техника требующая от педагога большой подготовки. Осенью собираются и высушиваются  листья разного цвета. Затем складываются в картонные коробочки с отверстиями для вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям и вызывают сильный эмоциональный отклик. Даже если не производить с ними никаких действий, а просто подержать в руках. Ведь они натуральны, приятно пахнут, невесомы и хрупки на ощупь. На лист бумаги наносим клеем ПВА рисунок (заранее нарисованный или придуманный в процессе). Листья растираются в ладонях и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. «Рисование солью», «Рисование крупами» – это варианты применения этой техники.

Очень интересны и практически значимы техники «Рисование клубком», «Рисование истории», «Рисунок по кругу», «Парное рисование», «Рисование предметами окружающего пространства». Описанные техники подходят детям с выраженной моторной неловкостью, зажатостью, негативизмом. А также способствуют процессу адаптации и дарят чувства успешности.  Но об этом, более подробно, мы поговорим на следующем семинаре.

Подведем итог – занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят дошкольникам радость свободы познания и самостоятельность творчества. Испытав эти чувства однажды, дети стремятся открыто в своих рисунках рассказать обо всем, что узнали и увидели, а самое главное пережили и почувствовали. Поддержите их и помогите раскрыть себя через творчество. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...