Семейные ценности
статья

Ольга Викторовна Пелецкая

«Дети – живые цветы земли»

 А. М. Горький.

     А выращивают эти цветы, прежде всего в семье. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении  общественной стабильности и прогресса. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности у подрастающего поколения. Чувство значимости и необходимости,   гибкость в решении семейных проблем,  уважение друг к другу, честность, умение прощать, щедрость, общение, ответственность, любовь, семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности; круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи; идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи. Это лишь часть тех семейных ценностей, о которых  каждый из нас должен иметь четкие представления для создания крепкой и дружной семьи. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Наша задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Совместно с родителями, мы разработали план-программу по формированию у старших дошкольников семейных ценностей, где раскрыты разные формы работы, как с детьми, так и с родителями. Активно используем в своей работе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Организация  взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная  дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Ты взрослый, я - ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребенка нашей группы. Цель проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей. Работа над проектами способствовала активному сотрудничеству с семьёй, воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей и семьи, научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Кроме того коллектив группы стал  более сплочённым, дружным. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками. После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях. Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т.д. Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Стараемся все чаще заменять собрания новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», презентации « Мой дом – моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках  и традициях в других семьях. Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Совместная работа с родителями способствовала: повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений,  сохранению семейных ценностей, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.  А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti_1.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников.

«Дети – живые цветы земли»

 А. М. Горький.

     А выращивают эти цветы, прежде всего в семье. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении  общественной стабильности и прогресса. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности у подрастающего поколения. Чувство значимости и необходимости,   гибкость в решении семейных проблем,  уважение друг к другу, честность, умение прощать, щедрость, общение, ответственность, любовь, семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности; круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи; идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи. Это лишь часть тех семейных ценностей, о которых  каждый из нас должен иметь четкие представления для создания крепкой и дружной семьи. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Наша задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Совместно с родителями, мы разработали план-программу по формированию у старших дошкольников семейных ценностей, где раскрыты разные формы работы, как с детьми, так и с родителями. Активно используем в своей работе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Организация  взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная  дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Ты взрослый, я - ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребенка нашей группы. Цель проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей. Работа над проектами способствовала активному сотрудничеству с семьёй, воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей и семьи, научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Кроме того коллектив группы стал  более сплочённым, дружным. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками. После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях. Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т.д. Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Стараемся все чаще заменять собрания новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», презентации « Мой дом – моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках  и традициях в других семьях. Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Совместная работа с родителями способствовала: повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений,  сохранению семейных ценностей, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.  А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."

"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

Презентация "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"

Выступление на методическом объединении "Мать и дитя" "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"...

"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."

Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...