Беседа с детьми на тему: «Государственные символа России»
материал (средняя группа)

Цель: Продолжать знакомство детей с государственными символами России, понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России, гордость за свое Отечество.
Словарь: государственные символы, герб, гимн, флаг, Россия, россияне.
Предварительная работа: прослушивание гимна, стихотворений В.Степанова «Флаг России», «Герб России».
Оборудование: изображения флага и герба России, разрезные
картинки герба, цветные карандаши, изображение флага для раскрашивания.
Ход беседы.
- Ребята, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение Е. Аксельрода и ответить на вопрос «О чём это стихотворение?».
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь, И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом. Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой как у нас не найти
- Как вы думаете, о какой стране в нем говорится?
- Правильно, о России. Россия – большое государство. В России много городов.
В России много лесов, морей, рек, полезных ископаемых. - Как ещё можно сказать о России?
Дети: - Наша Родина.
- Молодцы. Россия – самая большая страна в мире.
- У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России?
Дети: - Москва.
- Совершенно верно.
Москва – это Красная площадь. Москва – это башни кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя.
- Какую пословицу мы знаем о Москве? - «Москва всем городам мать».
- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. К ним надо относиться с уважением. Сегодня я расскажу о них и мне кажется, вам будет интересно узнать что-то новое и важное.
- Вы сейчас догадаетесь, о чём пойдет речь: Флаг России – триколор,
Три полоски ловят взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет. Белый – мир и чистота, Синий – верность, небеса, Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
(Показать иллюстрацию с изображением флага России).
- Да, мы поговорим о Российском флаге, об истории появления флага.
- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.
- Как вы видите, у России флаг трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной.
- У каждой страны есть свой флаг или еще его называют знаменем или стягом. Флаг нашей страны, имеет древнюю историю. Много веков тому назад, люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучек травы
веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним делали навершение. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения». Так появилось
слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета - зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром.
И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл. Постарайтесь запомнить: белый цвет - это цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет - цвет силы, это кровь, пролитая за Родину.
- Сейчас, я хочу вам предложить раскрасить Российский флаг, будьте внимательны, чтобы не перепутать правильную последовательность цветов.
- Молодцы, вы справились с заданием. - Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Флажок».
Флаги в руки мы возьмём,
Вверх поднимем и взмахнём. (Поднять флажки над головой и помахать)
А затем мы дружно в ряд
Зашагаем, как отряд! (Шагать друг за другом, махать флажками) А теперь мы встанем в круг,
Спрячь флажок за спину, друг. (Встать в круг, спрятать флажки за спину) Ты флажок свой покажи
И попрыгай от души. (Показать флажок и попрыгать на двух ногах)
- А ещё, у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самых значительных и торжественных случаях – во время праздников и других важных событий.
Государственный гимн исполняется при вступлении в должность Президента РФ, во время официальной церемонии подъёма Государственного флага, во время проведения воинских ритуалов, при награждении победителей Олимпийских игр и во время других торжественных мероприятий.
С исполнения Государственного гимна по радио начинается новый день. Гимн транслируется по телевидению в новогоднюю ночь, в
дни государственных праздников. Самые главные слова в нем: «Славься страна! Мы гордимся тобой!» При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
- Я предлагаю вам послушать гимн России. Музыку написал А. Александров, слова гимна написал С. Михалков.
- Россия гордится своей историей, гимном, флагом, а ещё и своим гербом.
- Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы.
(Показать иллюстрацию с изображением герба России).
Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, кроме того герб необходим и для печатей подтверждающих подлинность важных документов, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.
- Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите? (Ответы детей).
«Герб России» (В. Степанов)
У России величавой
На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный.
- Орел с двумя головами, у орла раскрытые крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой жезл. Каждый элемент герба имеет свое значение.
- Что вы видите в центре?
(Орла.)
- Расскажите о нем, какой он?
(С двумя головами, с поднятыми крыльями.)
- Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое.
- Но почему у орла две головы?
(Предположения детей.)
- Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
В России живут люди разных национальностей, а не только русские: якуты, кабардинцы, чеченцы и многие другие.
- А что вы видите ещё?
(Корону.)
- Как вы думаете, что она обозначает?
(Предположения детей.)
- Корона обозначает, что в России главный – царь.
- А что в лапах у орла?
(Ответы детей.)
- Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь.
В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
- Посмотрите внимательно, в центре изображен герб Москвы. - А почему герб Москвы в самом центре?
(Предположения детей.)
- Потому, что Москва – главный город России, её столица.
Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.
- А вы знаете, что даже у каждого российского города есть свой герб. Есть герб и у нашего города Новосибирска (показать герб г. Новосибирска, об этом мы поговорим подробнее в другой раз.
- Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Я начну, а вы продолжите» : Наша страна называется ... (Россия)
Наша страна большая. В ней много ... (рек, озёр, гор, городов, деревень,
лесов)
Люди, которые живут в нашей стране, называются ... (россияне). Управляет нашей страной ... (президент).
Президента России зовут ... (Путин Владимир Владимирович).
Столица России ... (Москва).
Город, в котором мы живём, называется ... (Новосибирск)
- А теперь давайте поиграем. Дидактическая игра «Собери символику». (Разрезные картинки «Российский герб»)
- В заключение беседы давайте вспомним некоторые пословицы о Родине: «Нет ничего краше, чем Родина наша».
«Смело иди в бой - Родина за тобой!».
«С родной земли - умри не сходи».
«Кто на нашу землю с мечом придет, то от него и погибнет». Так было,
так есть и так будет!
- Мы познакомились с государственными символами величия и
могущества России. Вы, маленькие граждане нашей страны, должны знать и понимать происхождение Государственных символов. Это долг каждого гражданина России. Ведь Государственные символы достались нам в наследство от предков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познания" Тема"Государственные символы России"

Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение,развивать познавательный интерес  к истории государства...

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект тематической образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Государственные символы России»

Программные задачи  Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.  Формировать элементарные представления о проис...

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «Государственные символы России».

Задачи:- развивать интерес к истории и культуре родной страны;- развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;- развивать мелкую моторику;- воспитывать любов...

НОД по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ старшая группа воспитатель Аперова Д.М.

Цели: закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России – гимном; воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через ху...

Конспект ОД Формирование целостной картины мира. (в старшей логопедической группе) Тема: «Государственные символы России. Герб и флаг».

Конспект ОДФормирование целостной картины мира.(в старшей логопедической группе)Образовательная область: Познание.Тема:   «Государственные символы России. Герб и флаг»....