"Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
статья

Ольга Юрьевна Назарова

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка происходит с самого раннего возраста, с первых сказок, песен, общения с мамой и папой.

До 5 лет активная роль в этом процессе принадлежит именно родителям. И даже если вам кажется, что вы не делаете ничего особенного, это не так. Вы общаетесь с ребенком, проговариваете все, что происходит вокруг него, показываете картинки в книжках, читаете стихи и сказки и своей интонацией показываете, когда говорит мышка, а когда медведь.

 Раз за разом эти беседы делают свое дело: создают нужные нейронные связи, помогают малышу разобраться, как устроен этот мир. 

Еще одна важная задача в общении с ребенком – проговаривать эмоции: свои, ребенка, других людей на улице, героев сказок и мультиков. Например, при чтении сказок. Кто назовет первую сказку на эмоциональный интеллект?

Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhen_emotsionalnyy_intellekt.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужен эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (или, как принято писать в профессиональной литературе, Emotional Quotient) – это способность распознавать эмоции и чувства. Причем как свои собственные, так и других людей. Он позволяет контролировать свое поведение, понимать, почему окружающие ведут себя так или иначе, и при необходимости подбадривать, успокаивать, сочувствовать. По сути, это важнейший навык общения в любом возрасте. И формируется он, конечно же, с детства. Эмоциональный интеллект (EQ) и умственный интеллект (IQ) существуют в паре, они не отделимы и зависят друг от друга. И наличие высокого уровня IQ просто невозможно без развитого эмоционального интеллекта.

Выделяют четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

Но, к сожалению, у некоторых детей уровень эмоционального интеллекта бывает низкий. Он сопровождается характерными признаками:

  • Он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям, его не трогает чужое горе или печаль;
  • ребенок не способен контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость, обиду), не понимает, к чему может привести его несдержанность;
  • не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей;
  • ребенку не свойственно говорить о своих чувствах, он не может сказать вам, что ему обидно, грустно или весело.

С такими детками работает специалист

     Если у вашего воспитанника нет этих признаков, значит, у него высокий эмоциональный интеллект, а вы инстинктивно развиваете его в верном направлении.

Некоторые дети очень быстро развивают EQ почти самостоятельно – за счет активного общения, наблюдательности, умения выстраивать причинно-следственные связи различных поступков и реакций. Другим требуется помощь взрослых. Сегодня существует большое количество специальной литературы и рабочих пособий для развития эмоционального интеллекта, однако многие техники можно применять в быту и без специальной подготовки.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей раннего возраста.    

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка происходит с самого раннего возраста, с первых сказок, песен, общения с мамой и папой.

До 5 лет активная роль в этом процессе принадлежит именно родителям. И даже если вам кажется, что вы не делаете ничего особенного, это не так. Вы общаетесь с ребенком, проговариваете все, что происходит вокруг него, показываете картинки в книжках, читаете стихи и сказки и своей интонацией показываете, когда говорит мышка, а когда медведь.

 Раз за разом эти беседы делают свое дело: создают нужные нейронные связи, помогают малышу разобраться, как устроен этот мир. 

Еще одна важная задача в общении с ребенком – проговаривать эмоции: свои, ребенка, других людей на улице, героев сказок и мультиков. Например, при чтении сказок. Кто назовет первую сказку на эмоциональный интеллект?

Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.

Игры ля развития ЭИ у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Упражнение «Я удивлюсь, если...». Цель: настроить детей на игровую ситуацию, раскрепостить и вызвать положительные эмоции.
  2. Упражнение-игра «Ведущие наоборот». Цель: помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Игра рассчитана на компанию из нескольких человек. Выберите ведущего. Как правило, это взрослый, которому известен секрет игры. Каждый из игроков должен придумать для ведущего задание: прокукарекать; зайти в тёмный чулан; почесать кота за ушком. Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда. Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главную «фишку»: выполнять задания предстоит не ему, а тем, кто их придумал. На что обратить внимание. При повторном выполнении упражнения его воспитательная ценность существенно падает. Зная «фишку», ребята будут придумывать задания очень осторожно. Вы можете изменить правила, превратив описанную игру в «ФАНТЫ»:
  3. Упражнение «Угадываем эмоцию по голосу». Цель: создавать условия для творческого самовыражения детей.
  4. Упражнение «Фантазеры». Цель: научить ребенка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
  5. Упражнение «Рисуем линии эмоций». Цель: помочь детям выразить свои эмоции на бумаге, наглядно увидеть свое настроение.
  6. Упражнение «Эмоциональные танцы». Цель: сформировать умение правильно выразить свои эмоции в действии.

(выбрасываем злость: дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее;

пирамида любви: вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида)

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, намерения, мотивацию, желания и использовать эту способность для выстраивания эффективного взаимодействия с другими людьми.

К счастью, человек может развивать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни. Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет несколько важных умений человека с высоким EQ и дает советы, как их развивать.

1. Осознавать свои чувства и эмоции. С вопроса «Что я чувствую сейчас?» начинается путь к развитию эмоционального интеллекта. Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев. Научившись распознавать эмоцию, подумайте, что стало причиной ее появления. А затем постарайтесь направить эмоцию себе во благо, сделать эмоцию полезной.

2. Делать паузу, прежде чем говорить или действовать. Совет, который бывает трудно применить на практике, но следование ему поможет вам воздержаться от обещания или решения, основанного на сиюминутных эмоциях.

3. Контролировать свои мысли и реакции. Вы не можете контролировать эмоции, которые испытываете в данный момент. Но вы можете контролировать свою реакцию на эти эмоции, концентрируясь на своих мыслях. Как писал Мартин Лютер, «Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда…»

4. Использовать критику как возможность что-то улучшить. Никто не получает удовольствия, когда его критикуют. Но можно осознанно стремиться каждый раз спрашивать себя: «Как это может сделать меня лучше?» А если критика необоснованна, то спокойное обсуждение претензий поможет вам понять ход мыслей коллеги и сохранить хорошие отношения.

5. Проявлять эмпатию. Эмпатия не означает согласие с точкой зрения другого человека, скорее, это стремление к пониманию, способность увидеть ситуацию глазами другого человека, понять его мысли и чувства. Способность проявлять эмпатию, безусловно, помогает наладить контакт с другими людьми.

6. Хвалить других. Все люди жаждут признания и благодарности. Когда вы хвалите других, вы удовлетворяете эту потребность и вдохновляете их быть лучшей версией себя.

7. Давать полезную обратную связь. Помогите коллеге понять, как выглядит более продуктивное и эффективное действие. Помните, что главные признаки качественной обратной связи – конкретность, безоценочность и своевременность.

8. Извиняться, признавать ошибки, прощать. Чтобы сказать, что вы сожалеете, нужны сила и мужество, все это знают и все это ценят. Извинение не всегда означает, что вы не правы, но оно показывает, что отношения вы цените больше, чем факт своей правоты. Когда вы прощаете, вы получаете возможность двигаться вперед, а не оставаться в заложниках у своих эмоций.

9. Выполнять свои обязательства. Если вы возьмете за правило держать свое слово - в больших и малых делах - вы создадите себе прочную репутацию надежного и достойного доверия человека.

10. Помогать другим. Один из самых лучших способов положительно повлиять на эмоции других людей – это помочь им. Подобные действия укрепляют доверие в команде и вдохновляют других следовать вашему примеру.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...