сюжетно ролевая игра , как ведущий вид деятельности
консультация (средняя группа)

В этом материале , вы познакомитесь . как сюжетно ролевая игра влияет на развите ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.r.ira_kak_vedushchiy_vid_deyatelnosti.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников»

Исполнитель: Пушкаревская Л.Ю., воспитатель,

МДОУ «ЦРР – д/с №151»

Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников.

По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры. Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняется те роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности. Характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности. Она определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:

– развитие мотивационно - потребностной сферы;

– преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

– развитие умственных действий;

– развитие произвольности действий.

Сюжетно-ролевая игра это особая деятельность, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности.

В ней дети воссоздают окружающий мир, действия и отношения людей, события с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счет игровых действий, игровых ролей, игровой предметной ситуации, что позволяет детям реализовывать сюжетные события или смысловой контекст игры. Сюжетно - ролевая игра детей отображает жизнь людей в обществе. В игре ребенок принимает позицию другого человека (часто - многих людей) и в пределах одного сюжета видит ситуацию их глазами. Выполняя, например, роль мамы, потом - дочери, она понимает важность материнской заботы и послушания детей. Благодаря этому перед ней открываются правила поведения и их значение для установления и поддержания позитивных отношений с другими людьми, происходит осознание необходимости соблюдение правил, т. е. формируется сознательное выполнение их. Специфика сюжетно - ролевой игры выражается в том механизме, посредством которого осуществляется игровая деятельность.

В качестве психического механизма выступают игровые замещения: предметно - игровое замещение, вербальное игровое замещение, создание и обогащения игрового пространства. Наблюдая за детьми в процессе самостоятельных игр, я пришла к выводу, что в сюжетно-ролевую игру дошкольники разных возрастных групп вкладывают различное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одинаковые действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых: играя в «обед», они режут хлеб, варят кашу, моют посуду. Повторение действий - это основное содержание их игр. Итак, содержание игры младших дошкольников сводится к действиям с предметами.

Игровые сюжеты и роль, дети младшего дошкольного возраста еще не планируют, они возникают в зависимости от того, какой предмет попадет им под руку: трубка - играть в врача, термометр - будет медсестрой. Через владение предметом, с которым можно выполнять игровое действие, нередко между детьми возникают конфликты.

Иначе действуют в игре дети среднего дошкольного возраста. Они уже не повторяют непрерывно свои игровые действия, а пытаются изменять их. Выполняют действия не ради действий, а для проявления своего отношения к другому играющему, согласно взятой на себя роли. Их действия более свернутые, чем у младших дошкольников. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, развернутое воспроизведение которых учит детей соблюдать определенные правил. Знакомясь в игре с жизнью взрослых, дети привлекаются к пониманию общественных функций людей, правил отношений между ним ними.

Ведущим содержанием ролевой игры старших дошкольников является соблюдение правил в соответствии с их игровыми ролями. Эти роли они выполняют с помощью различных игровых действий. На основе сокращения и обобщения игровых действий, происходит переход к умственным действиям. Постепенно появляется мнимая игра, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.

Структура сюжетно-ролевой игры в значительной степени зависит от реальных отношений их значение при переходе детей от младшего до среднего и старшего дошкольного возраста изменяется. В старшем дошкольном в возрасте доминируют игровые отношения детей, подчиняя себе реальные отношения. И

Для развития сюжетно - ролевой игры, я создала в группе своего ДОУ центр сюжетно-ролевой игры. Этот центр предназначен способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей, учить использовать в играх строительный материал. И

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков»,

«Водителей» и др., куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др., кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряженья. Согласно требованиям ФГОС все сюжетно - ролевые игры легко трансформируется, в зависимости от той игры, в которую хочет поиграть ребенок. При этом, я помню, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

Главное, чтобы дети заинтересовались игрой. Ведь интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно – ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил. Учет игровых интересов позволяет создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта в игре, привлекающие герои и интересное содержание естественным образом движут им, раскрывая его творческие потенции, разносторонние способности, активизируя накопленный ребенком жизненный опыт для увлекательной игры. А ведь интересная игра – это маленькое счастье ребенка! и

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности — это серьезное занятие. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно-ролевая игра — идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребёнка в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Педагогические проект Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста

Изучение сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечение родителей....

Вебинар "Сюжетно- ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников"

quot;Сюжетно- ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников"...

Статья «Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте»

Статья "Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте"...

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ...